Шпаргалки по "Истории языкознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:58, шпаргалка

Краткое описание

Научные парадигмы в истории языкознания могут быть сгруппированы вокруг а) традиционно выделяемых исторических периодов (Возрождение, Рационализм); б)личностей выдающихся языковедов (парадигма Гумбольта, хомкианская революция); в)идей и концепций (стуктуралистическая, диалогическая парадигма). В развитии научных идей в языкознании можно проследить парадигматические оппозиц

Файлы: 1 файл

shpory_po_Kashkinu (2).docx

— 116.04 Кб (Скачать)

 

19. Глоссемантика и ее значение для языкознания.

Копенгагенская школа  возникла после написания «Структурной лингвистики» Виго Брёндаля и Луи Ельмслева. Они обратились к греческому языку для создания термина глоссемантика вместо слова лингвистика. У Соссюра они позаимствовали идею разделения языка и речи, так же идею языка как системы знаков и знака как единства озночаемого и означающего. Ход анализа начинается с текста, который впоследствии делиться на сегменты(фигуры), в плане выражения это кенемы, а в плане содержания на плеремы. Язык это форма-между формой содержания и формой выражения имеется связь, выражающаяся в принципе коммутации. Принцип ассиметричного дуализма языкового знака(линейный перевод не возможен). Между выделенными выше элементами существует три вида зависимостей 1) двусторонняя(интердепеденция) 2) односторонняя(детерминация)3)свободная(констелляция). Три методологических требования глоссемантики таковы: 1)непротиворечивость описания 2) исчерпывающий характер 3) принцип простоты.

 

 

20. Американская лингвистика  20 века.

Американчикий структурализм имеет следущие этапы: предшественники ( Уитни, Боас, Блумфильд, Сепир; дискриптивизм(дистрибутивный анализ, анализ по непосредственно состовляющим(Хэррис, Найда, хомский); порождающая грамматика (Хомский), порождающая грамматика (Хомский во втором переводе). Со стороны практики – потребность описания языков американских индейцев, со стороны теории – психологическая концепция бихевиоризма( поведение-реакция на воздействие окружающей среды). Системные идеи были высказаны впервые Ульямом Уитни, которого интересовало соотношение субстанции и формы, произвольность знака, структура языка. Основателем дискриптивизма считается Леонард Блумфильд, он говорил о принципах механистической(физикалистской лингвистики) Язык-посредник между нервными системами собеседников. В дискриптивном периоде американской лингвистики выделяютсятри основные школы: Йельская (Хэррис), Энн-Арборская(Найда, Фриз, Пайк), трансформационный анализ(ранниий Хомский). Основная тенденция дискриптивизма такова: методы исследования незнакомых языков могут быть перенесены на известные языки. Описание языка может быть осуществленно без учета значения, по распределению, сумме дистрибуций , сумме окружений элемнтов текста. Дистрибутивный анализ Хэрриса: текст-высказывание-элементы-дистрибуция элементов. Дистрибуция-совокупность всех окружений, в которых встречается элемент. Фоны, морфы-аллофоны и алломорфы. У Юджина Найды синтаксическая теория блумфильда представленна грамматикой непосредственно составляющих, из нескольких составляющий образована конструкция, нельзя свертывать более двух элементов, нельзя переставлять слова. Творческая деятельность Хомского распадается на три этапа: ранее творчество(трансформационная грамматика, Расцвет( язык и мышление, язык и речь), позднее творчество(социально-политические проблемы). Трансформационная грамматика описывает прежде всего компетенцию говорящего. Структура ее включает три компонента синтактический(главный), семантический, фонологический Вводится понятие двух уровней синтаксического представления: глубинная и поверхностная структура. Задача синтаксиса — исчисление всех глубинных и поверхностных структур, установление соответствия между ними. Трансформационная грамматика возникла как критика метода непосредственно составляющих, в то же время развивавшая его. В трансформационной грамматике синтаксис содержит базовый и трансформационный компоненты. База исчисляет ограниченное множество глубинных структур, прототипов будущих предложений. Трансформационный субкомпонент порождает поверхностные структуры. Трансформаций четыре типа: добавление, опущение, перестановка, замена символов. Трансформационная грамматика сыграла значительную роль в разработке теории машинного перевода и в моделировании обучению языку. Обучения для Хомского –это постепенно интуитивное конструирование трансформационной порождающей модели в мозгу ребенка. Концепция языковых универсалий в 20 веке связана с именем Джозефа Гинберга и Чарльза Хоккета(семиотический, психологические методы). Одним из вариантов развития трансформационной грамматики была порождающая семантика (Дж. Мак-Коли, Дж. Лаиофф и др.), включающая построение моделей «от значения — к тексту» и «от текста к значению». Концепция «естественной логики» предполагала, что лексическим единицам в ней соответствовали конфигурации логических предикатов. Дж. Фодор и Дж. Катц создали порождающую семантику. В едином значении лексемы выделялись отдельные семантические компоненты, маркеры или составляющие. Чарльз Филлмор создал теорию универсальных семантических падежей, что весьма важно для теории перевода, сопоставительной лингвистики и теории обучения языкам* Предложение для Филлмора напоминает сцену в пьесе, он пишет, что «человеческий язык, содержащий отношения между аргументами и предикатами, распадается на небольшой ряд типов. Эти ролевые типы могут быть опознаны при помощи некоторых элементарных исследований о вещах, совершающихся вокруг нас. Эти заключения очень похожи на те вещи, которые в грамматике называются падежами».

 

21. Этнолингвистика и этнокультурология, теория лингвистической относительности. (Сепир, Уорф)

Американчикий структурализм имеет следущие этапы: предшественники ( Уитни, Боас, Блумфильд, Сепир; дискриптивизм(дистрибутивный анализ, анализ по непосредственно состовляющим(Хэррис, Найда, хомский); порождающая грамматика (Хомский), порождающая грамматика (Хомский во втором переводе). Со стороны практики – потребность описания языков американских индейцев, со стороны теории – психологическая концепция бихевиоризма( поведение-реакция на воздействие окружающей среды). Франц Боас говорил о том, что описывать язык можно только изнутри, отметил отсутствие языкового изоморфизма(соответствия форм в разных языках). Идеи Боаса были подхвачены Сепиром. В своем знаменитом фундаментальном труде «Язык» он писал, что каждый язык по своему членит окружающую действительность и навязывает этот способ всем говорящим на этом языке людям. Сепира можно считать одним из основателей лингвокултурологии и этнолингвистики. Он внес вклад и в семиотику и теорию коммуникации. Идея навязывания языком особого видения мира была превращеная в теорию лингвистической относительности Бенджамина Ли Уорфом. Он особое внимание уделял интерпритации высказываний наивным пользоваетелм, как высказывания влияют на поведение людей.грамматические модели Уорфа-истолкователи действительности. В каждой культуре специфичны представления о времени, пространстве, материи. В межязыковых сопоставлениях он обращал внимание на монолингвизм(усредненный европейский язык). Теория нашла свое отражение вдальнейшем в трудах Вержбицка, Рош, Лейкоф.

 

 

22. Марризм и сталинское учение

Революционный «задор» приводил часто к весьма странным явлениям, когда научная достоверность  подменялась политической «верностью»  догматизированному учению. В 20-е годы в СССР возникло так называемое новое  учение о языке», резко противопоставлявшее  себя буржуазной» науке. Создатель  нового учения, Николай Яковлевич  Марр (1864-1934) назвал его яфетидологией (от греч. «Йафет»- так али одного из сыновей Ноя) Н. Я. Марр был известным археологом, знатоком многих кавказских народов. Выход из кризиса инодовропеистики он видел в своей яфетической теории. Обнаружив кавказский или яфетический субстрат в индоевропейском армянском языке, Марр в дальнейшем пытался усмотреть его и в других языках. Яфетические языки считались особой стадией развития языков мира. Основные положения марризма заключаются в следующем:1) идея четырех первоэлементов' sal, ber, yon, ros', эти первичные звуковые комплексы можно проследить и в современных языках2стадиальная теория: стадии развития языков соответствуют стадиям развития общества (изолирующий/ первобытнообщинное устройство»' агглютинирующий / родовое сообщество; флектирующий / классовое обще¬ственное стройство)» 3) теория возникновения и первичного развития языка' ручной язык (жестовый) —* звуковой магический язык; 4) теория языкового скрещивания: история языков определяется их скрещиванием, контактами; движением от множества — к единству»' 5) идея надстроечного и классового характера языка; 6)идея единства глоттогонического процесса (имелись в виду общие закономерности развития языков). Критика Н. Я. Марра и его учения в 50-е гг. (период «сталинского учения о языке») и позднее представляла его иногда чудаковатым человеком. Идея глоттонического процесса и стадиальности нашла отражение в трудах Ивана Мещанинова. Его идеи понятийных категорий предвосхищали теорию языковых универсалий. В 20-40е годы были созданы системы письменности для бесписьменных языков народов Севера и Востока «языковое строительство». Одним из участников лингвистических экспедиций на Восток и языкового строительства был выдающийся ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ Евгений Дмитриевич Поливанов, среди направлений его деятельности - разработка принципов социологической лингвистики. Как видим, самые крайние и несостоятельные положения марризма не нашли своего продолжения, лингвистика в СССР успешно развивалась и давала существенные практические результаты. В 1950 г. профессор Тбилисского университета Арнольд Степанович Чшобава (1898-1985) открыл дискуссию по проблемам «нового учения о языке». В дискуссии с резкой критикой умершего почти за двадцать лет до того Н. Я. Марра  вступили В. В. Виноградов, Б. А. Серебренников,П. С. Кузнецов и другие. В дискуссию вмешался Сталин, он ответил на «вопросы», якобы заданные ему лингвистом Е. Крашенинниковой. В статьях утверждался внеклассовый характер языка. На много лет эти статьи становятся партийной программой для советских языковедов. Сталин писал об избавлении от «аракчеевского режима Марра», но фактически это привело к запрету всякого упоминания стадиальности, затормозило развитие лингвистической типологии, изучения социолектов и т.п. Впрочем, такая участь постигла генетику, кибернетику, ряд направлений в «естественных» науках.

 

23. Диалогическая философия  Бахтина.

Одно из течений, значимость которого отмечал Якобсон в 60-70 гг. прошлого столетия, получившее невероятную популярность на Западе в 80-90е гг. века, и, в конце концов, признанное и в России к началу нового столетия - диалогизм; диалогическая философия языка, коммуникации, и человеческой деятельности в целом.В России основателем диалогизма считается М. М. Бахтин (1895-1975), теперь он признается также и выдающимся философом языка, открывшим новую парадигматически значимую эпоху в гуманитарном знании. Бахтин в СССР был больше известен как автор работ по Рабле и Достоевскому. Вероятно, размышления над теорией поступка на материале мотивов и решений героев великого русского писателя и позволили Бахтину прийти к деятельностной теории языка, языка, погруженного в социальную среду, в ту или иную сферу человеческой деятельности. Бахтину принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение «Мы, в действительности, никогда Не произносим слова и не слышим слова, а слышим истину или ложь, доброе или злое, важное или неважное, приятное или неприятное и т.д.». Слово, высказывание для Бахтина всегда наполняется идеологическим или жизненным содержанием и значением». Необходимым признаком любого высказывания является его обращен-ность, адресованность, без слушающего нет и говорящего; всякое высказывание приобретает смысл только в конкретное время и в конкретном месте(концепция хронотопа) М. М. Бахтин является также создателем теории речевых жанров. Язык используется в форме единичных конкретных высказываний участников той или иной области человеческой деятельности. В высказываниях эта сфера отражается в трех слоях: тема; стиль, композиция. Каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы высказываний(речевые жанры) М. М. Бахтин различал первичные (простые) и вторичные (сложные или идеологические) речевые жанры. Вторичные жанры (романы, драмы, научные исследования и т.п.) возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения. Первичные жанры сложились в условиях непосредственного речевого общения, они входят в состав сложных. В этом плане идеи Бахтина стали провозвестниками теории речевых актов, созданной позднее Дж. Остином и Дж. Серлем. Язык входит в жизнь через конкретные высказывания, через конкретные же высказывания и жизнь входит в язык.

 

 

24. Советский структурализм.  Московская и ленинградская школа. 

Эпоха марксистского языкознания  вовсе не была бесплодной в научном  плане. Несмотря на явную тенденциозность  во многих отраслях общественных наук проявлялось то, что позднее назовут  «серебряным веком» советской науки. Начало, впрочем, было заложено еще в 19 веке, когда сформировались Московская и Казанская школы, в XX пеке представленные Московской и Ленинградской школами. Разделение на Московскую и Ленинградскую школы прослеживается, в первую очередь, в области теоретической фонологии (определение фонемы как части морфемы в Московской и как смыслоразличительной единицы в Ленинградской школе). В то же время, обе школы, фактически, развивали позиции лингвистики И. А. Бодуэна де Куртенэ. Одним из наиболее выдающихся московских лингвистов был Виктор Владимирович Виноградов (1895* 1969). Он успешно занимался проблемами языкознания и литературоведения, литературным языком и стилистикой, работал над созданием словарей. Александр Иванович Смирницкий (1903-1954) - известный лингвист, автор ряда работ по лексикологии и грамматике английского языка. Ему принадлежит системное теоретическое описание английской грамматики. Лидером Петербуржского языкознания считался Лев Владимирович Щерба. Основным аспектом языка считал живой язык, речевую деятельность, второй аспект-языковая система, третий-языковой материал.  Л.В.Щерба работал в области теоретической и экспериментальной фонетики, диалектологии и лексикологии, занимался проблемами частей речи и преподавания иностранных языков. С Петербургом связана и деятельность Льва Рафаиловича Зиндера (1910-1996) - выдающегося фонетиста, автора многочисленных исследовательских и учебных работ по фонетике и общему языкознанию. Юрий Сергеевич Маслов (1914-1990), долгие годы возглавлявший кафедру общего языкознания в Ленинградском университете, стал создателем отечественной аспектологической школы. Ю. С. Маслов, кроме того, — автор одного из классических учебников «Введение в языкознание». В Петербуржском (Ленинградском) отделении института языкознания работает и Александр Владимирович Бондарко (1930) - создатель теории функциональной грамматики, концепции функционально-семантического поля. В Уфе и Воронеже работал Игорь Павлович Распопов (1926-1982) - создатель оригинальной синтаксической теории, развивавший учение об актуальном членении предложения. К XX веку также принадлежит научное творчество выдающегося русского философа, много трудов посвятившего философии языка, Алексея Федоровича Лосева. «Вероятностная модель языка», созданная выдающимся математиком и мыслителем широкого спектра Василием Васильевичем Налимовым} предложила научной общественности весьма глубокий взгляд на язык как систему вероятностного выбора, на соотношение непрерывности и дискретности в языке и мышлении. Одним из создателей советской психолингвистики был Алексей Алексеевич Леонтьев автор хрестоматийных работ «Язык, речь и речевая деятельность» (1969), «Основы психолингвистики» (1999) и др. А. А. Леонтьев также занимался проблемами теории языка, преподавания иностранных языков, языковой политики и др. Теория текста, литературный текст, произведения А. С. Пушкина были в центре внимания Юрия Михайловича Лотмана, основателя Московско-Тартусской школы семиотики. Работы Лотмана по семиотике относятся к числу наиболее цитируемых в мире. Семотика, грамматика, концептология и философские вопросы языка раскрываются в глубоких работах Юрия Сергеевича Степанова. Проблемы когнитивной лингвистики разрабатывались в трудах Елены Самойловым Кубряковой и её по' следователей. Когнитивная лингвистика изучает соотношение человеческого знания и его отражения в языке, различия в репрезентации знания в зависимости от межъязыковых различий, лингвокультурные концепты. Проблемы лексической и синтаксической семантики, взаимосвязи языка и культуры, вопросы теории дискурса и коммуникации, различия картин мира в раз¬личных языках и трудности перевода/раскрываются в работах Нины Давидовны Арутюновой. Перечисленные авторы, разумеется, не исчерпьвают всего многообразия течений в отечественном языкознании XX — начала XXI века. Более полное представление можно почерпнуть из современных публикаций по психолингвистике, когнитивной лингвистике, функциональной грамматике, типологии языков, теории дискурса, лингвокультурологии, теории межкультурной коммуникации и т.п. Подробное рассмотрение современных концепций предполагается в курсе общего языкознания, посвященного современной теории языка.


Информация о работе Шпаргалки по "Истории языкознания"