Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:58, шпаргалка
Научные парадигмы в истории языкознания могут быть сгруппированы вокруг а) традиционно выделяемых исторических периодов (Возрождение, Рационализм); б)личностей выдающихся языковедов (парадигма Гумбольта, хомкианская революция); в)идей и концепций (стуктуралистическая, диалогическая парадигма). В развитии научных идей в языкознании можно проследить парадигматические оппозиц
19. Глоссемантика и ее значение для языкознания.
Копенгагенская школа
возникла после написания «Структурной
лингвистики» Виго Брёндаля и Луи Ельмслева.
Они обратились к греческому языку для
создания термина глоссемантика вместо
слова лингвистика. У Соссюра они позаимствовали
идею разделения языка и речи, так же идею
языка как системы знаков и знака как единства
озночаемого и означающего. Ход анализа
начинается с текста, который впоследствии
делиться на сегменты(фигуры), в плане
выражения это кенемы, а в плане содержания
на плеремы. Язык это форма-между формой
содержания и формой выражения имеется
связь, выражающаяся в принципе коммутации.
Принцип ассиметричного дуализма языкового
знака(линейный перевод не возможен). Между
выделенными выше элементами существует
три вида зависимостей 1) двусторонняя(интердепеденция)
2) односторонняя(детерминация)3)
20. Американская лингвистика 20 века.
Американчикий структурализм
имеет следущие этапы: предшественники
( Уитни, Боас, Блумфильд, Сепир; дискриптивизм(дистрибутивный
анализ, анализ по непосредственно состовляющим(Хэррис,
Найда, хомский); порождающая грамматика
(Хомский), порождающая грамматика (Хомский
во втором переводе). Со стороны практики
– потребность описания языков американских
индейцев, со стороны теории – психологическая
концепция бихевиоризма( поведение-реакция
на воздействие окружающей среды). Системные
идеи были высказаны впервые Ульямом Уитни,
которого интересовало соотношение субстанции
и формы, произвольность знака, структура
языка. Основателем дискриптивизма считается
Леонард Блумфильд, он говорил о принципах
механистической(физикалистской лингвистики)
Язык-посредник между нервными системами
собеседников. В дискриптивном периоде
американской лингвистики выделяютсятри
основные школы: Йельская (Хэррис), Энн-Арборская(Найда,
Фриз, Пайк), трансформационный анализ(ранниий
Хомский). Основная тенденция дискриптивизма
такова: методы исследования незнакомых
языков могут быть перенесены на известные
языки. Описание языка может быть осуществленно
без учета значения, по распределению,
сумме дистрибуций , сумме окружений элемнтов
текста. Дистрибутивный анализ Хэрриса:
текст-высказывание-элементы-
21. Этнолингвистика и этнокультурология, теория лингвистической относительности. (Сепир, Уорф)
Американчикий структурализм имеет следущие этапы: предшественники ( Уитни, Боас, Блумфильд, Сепир; дискриптивизм(дистрибутивный анализ, анализ по непосредственно состовляющим(Хэррис, Найда, хомский); порождающая грамматика (Хомский), порождающая грамматика (Хомский во втором переводе). Со стороны практики – потребность описания языков американских индейцев, со стороны теории – психологическая концепция бихевиоризма( поведение-реакция на воздействие окружающей среды). Франц Боас говорил о том, что описывать язык можно только изнутри, отметил отсутствие языкового изоморфизма(соответствия форм в разных языках). Идеи Боаса были подхвачены Сепиром. В своем знаменитом фундаментальном труде «Язык» он писал, что каждый язык по своему членит окружающую действительность и навязывает этот способ всем говорящим на этом языке людям. Сепира можно считать одним из основателей лингвокултурологии и этнолингвистики. Он внес вклад и в семиотику и теорию коммуникации. Идея навязывания языком особого видения мира была превращеная в теорию лингвистической относительности Бенджамина Ли Уорфом. Он особое внимание уделял интерпритации высказываний наивным пользоваетелм, как высказывания влияют на поведение людей.грамматические модели Уорфа-истолкователи действительности. В каждой культуре специфичны представления о времени, пространстве, материи. В межязыковых сопоставлениях он обращал внимание на монолингвизм(усредненный европейский язык). Теория нашла свое отражение вдальнейшем в трудах Вержбицка, Рош, Лейкоф.
22. Марризм и сталинское учение
Революционный «задор» приводил часто к весьма странным явлениям, когда научная достоверность подменялась политической «верностью» догматизированному учению. В 20-е годы в СССР возникло так называемое новое учение о языке», резко противопоставлявшее себя буржуазной» науке. Создатель нового учения, Николай Яковлевич Марр (1864-1934) назвал его яфетидологией (от греч. «Йафет»- так али одного из сыновей Ноя) Н. Я. Марр был известным археологом, знатоком многих кавказских народов. Выход из кризиса инодовропеистики он видел в своей яфетической теории. Обнаружив кавказский или яфетический субстрат в индоевропейском армянском языке, Марр в дальнейшем пытался усмотреть его и в других языках. Яфетические языки считались особой стадией развития языков мира. Основные положения марризма заключаются в следующем:1) идея четырех первоэлементов' sal, ber, yon, ros', эти первичные звуковые комплексы можно проследить и в современных языках2стадиальная теория: стадии развития языков соответствуют стадиям развития общества (изолирующий/ первобытнообщинное устройство»' агглютинирующий / родовое сообщество; флектирующий / классовое обще¬ственное стройство)» 3) теория возникновения и первичного развития языка' ручной язык (жестовый) —* звуковой магический язык; 4) теория языкового скрещивания: история языков определяется их скрещиванием, контактами; движением от множества — к единству»' 5) идея надстроечного и классового характера языка; 6)идея единства глоттогонического процесса (имелись в виду общие закономерности развития языков). Критика Н. Я. Марра и его учения в 50-е гг. (период «сталинского учения о языке») и позднее представляла его иногда чудаковатым человеком. Идея глоттонического процесса и стадиальности нашла отражение в трудах Ивана Мещанинова. Его идеи понятийных категорий предвосхищали теорию языковых универсалий. В 20-40е годы были созданы системы письменности для бесписьменных языков народов Севера и Востока «языковое строительство». Одним из участников лингвистических экспедиций на Восток и языкового строительства был выдающийся ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ Евгений Дмитриевич Поливанов, среди направлений его деятельности - разработка принципов социологической лингвистики. Как видим, самые крайние и несостоятельные положения марризма не нашли своего продолжения, лингвистика в СССР успешно развивалась и давала существенные практические результаты. В 1950 г. профессор Тбилисского университета Арнольд Степанович Чшобава (1898-1985) открыл дискуссию по проблемам «нового учения о языке». В дискуссии с резкой критикой умершего почти за двадцать лет до того Н. Я. Марра вступили В. В. Виноградов, Б. А. Серебренников,П. С. Кузнецов и другие. В дискуссию вмешался Сталин, он ответил на «вопросы», якобы заданные ему лингвистом Е. Крашенинниковой. В статьях утверждался внеклассовый характер языка. На много лет эти статьи становятся партийной программой для советских языковедов. Сталин писал об избавлении от «аракчеевского режима Марра», но фактически это привело к запрету всякого упоминания стадиальности, затормозило развитие лингвистической типологии, изучения социолектов и т.п. Впрочем, такая участь постигла генетику, кибернетику, ряд направлений в «естественных» науках.
23. Диалогическая философия Бахтина.
Одно из течений, значимость которого отмечал Якобсон в 60-70 гг. прошлого столетия, получившее невероятную популярность на Западе в 80-90е гг. века, и, в конце концов, признанное и в России к началу нового столетия - диалогизм; диалогическая философия языка, коммуникации, и человеческой деятельности в целом.В России основателем диалогизма считается М. М. Бахтин (1895-1975), теперь он признается также и выдающимся философом языка, открывшим новую парадигматически значимую эпоху в гуманитарном знании. Бахтин в СССР был больше известен как автор работ по Рабле и Достоевскому. Вероятно, размышления над теорией поступка на материале мотивов и решений героев великого русского писателя и позволили Бахтину прийти к деятельностной теории языка, языка, погруженного в социальную среду, в ту или иную сферу человеческой деятельности. Бахтину принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение «Мы, в действительности, никогда Не произносим слова и не слышим слова, а слышим истину или ложь, доброе или злое, важное или неважное, приятное или неприятное и т.д.». Слово, высказывание для Бахтина всегда наполняется идеологическим или жизненным содержанием и значением». Необходимым признаком любого высказывания является его обращен-ность, адресованность, без слушающего нет и говорящего; всякое высказывание приобретает смысл только в конкретное время и в конкретном месте(концепция хронотопа) М. М. Бахтин является также создателем теории речевых жанров. Язык используется в форме единичных конкретных высказываний участников той или иной области человеческой деятельности. В высказываниях эта сфера отражается в трех слоях: тема; стиль, композиция. Каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы высказываний(речевые жанры) М. М. Бахтин различал первичные (простые) и вторичные (сложные или идеологические) речевые жанры. Вторичные жанры (романы, драмы, научные исследования и т.п.) возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения. Первичные жанры сложились в условиях непосредственного речевого общения, они входят в состав сложных. В этом плане идеи Бахтина стали провозвестниками теории речевых актов, созданной позднее Дж. Остином и Дж. Серлем. Язык входит в жизнь через конкретные высказывания, через конкретные же высказывания и жизнь входит в язык.
24. Советский структурализм.
Московская и ленинградская
Эпоха марксистского языкознания вовсе не была бесплодной в научном плане. Несмотря на явную тенденциозность во многих отраслях общественных наук проявлялось то, что позднее назовут «серебряным веком» советской науки. Начало, впрочем, было заложено еще в 19 веке, когда сформировались Московская и Казанская школы, в XX пеке представленные Московской и Ленинградской школами. Разделение на Московскую и Ленинградскую школы прослеживается, в первую очередь, в области теоретической фонологии (определение фонемы как части морфемы в Московской и как смыслоразличительной единицы в Ленинградской школе). В то же время, обе школы, фактически, развивали позиции лингвистики И. А. Бодуэна де Куртенэ. Одним из наиболее выдающихся московских лингвистов был Виктор Владимирович Виноградов (1895* 1969). Он успешно занимался проблемами языкознания и литературоведения, литературным языком и стилистикой, работал над созданием словарей. Александр Иванович Смирницкий (1903-1954) - известный лингвист, автор ряда работ по лексикологии и грамматике английского языка. Ему принадлежит системное теоретическое описание английской грамматики. Лидером Петербуржского языкознания считался Лев Владимирович Щерба. Основным аспектом языка считал живой язык, речевую деятельность, второй аспект-языковая система, третий-языковой материал. Л.В.Щерба работал в области теоретической и экспериментальной фонетики, диалектологии и лексикологии, занимался проблемами частей речи и преподавания иностранных языков. С Петербургом связана и деятельность Льва Рафаиловича Зиндера (1910-1996) - выдающегося фонетиста, автора многочисленных исследовательских и учебных работ по фонетике и общему языкознанию. Юрий Сергеевич Маслов (1914-1990), долгие годы возглавлявший кафедру общего языкознания в Ленинградском университете, стал создателем отечественной аспектологической школы. Ю. С. Маслов, кроме того, — автор одного из классических учебников «Введение в языкознание». В Петербуржском (Ленинградском) отделении института языкознания работает и Александр Владимирович Бондарко (1930) - создатель теории функциональной грамматики, концепции функционально-семантического поля. В Уфе и Воронеже работал Игорь Павлович Распопов (1926-1982) - создатель оригинальной синтаксической теории, развивавший учение об актуальном членении предложения. К XX веку также принадлежит научное творчество выдающегося русского философа, много трудов посвятившего философии языка, Алексея Федоровича Лосева. «Вероятностная модель языка», созданная выдающимся математиком и мыслителем широкого спектра Василием Васильевичем Налимовым} предложила научной общественности весьма глубокий взгляд на язык как систему вероятностного выбора, на соотношение непрерывности и дискретности в языке и мышлении. Одним из создателей советской психолингвистики был Алексей Алексеевич Леонтьев автор хрестоматийных работ «Язык, речь и речевая деятельность» (1969), «Основы психолингвистики» (1999) и др. А. А. Леонтьев также занимался проблемами теории языка, преподавания иностранных языков, языковой политики и др. Теория текста, литературный текст, произведения А. С. Пушкина были в центре внимания Юрия Михайловича Лотмана, основателя Московско-Тартусской школы семиотики. Работы Лотмана по семиотике относятся к числу наиболее цитируемых в мире. Семотика, грамматика, концептология и философские вопросы языка раскрываются в глубоких работах Юрия Сергеевича Степанова. Проблемы когнитивной лингвистики разрабатывались в трудах Елены Самойловым Кубряковой и её по' следователей. Когнитивная лингвистика изучает соотношение человеческого знания и его отражения в языке, различия в репрезентации знания в зависимости от межъязыковых различий, лингвокультурные концепты. Проблемы лексической и синтаксической семантики, взаимосвязи языка и культуры, вопросы теории дискурса и коммуникации, различия картин мира в раз¬личных языках и трудности перевода/раскрываются в работах Нины Давидовны Арутюновой. Перечисленные авторы, разумеется, не исчерпьвают всего многообразия течений в отечественном языкознании XX — начала XXI века. Более полное представление можно почерпнуть из современных публикаций по психолингвистике, когнитивной лингвистике, функциональной грамматике, типологии языков, теории дискурса, лингвокультурологии, теории межкультурной коммуникации и т.п. Подробное рассмотрение современных концепций предполагается в курсе общего языкознания, посвященного современной теории языка.