Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:58, шпаргалка
Научные парадигмы в истории языкознания могут быть сгруппированы вокруг а) традиционно выделяемых исторических периодов (Возрождение, Рационализм); б)личностей выдающихся языковедов (парадигма Гумбольта, хомкианская революция); в)идей и концепций (стуктуралистическая, диалогическая парадигма). В развитии научных идей в языкознании можно проследить парадигматические оппозиц
10. Основные идеи
После открытия языка санскрита началось изучение и сопоставление его с итальянским и испанским. Языковеды обращаются теперь к тем наукам, которые исследуют природу изменяющихся явлений, а именно либо к естествознанию (биологии), занимающемуся материальными явлениями, либо к наукам о духовной (психической) деятельности человека. внутренних модификаций корня, аблаута по Я. Гримму и умлаут РаскФранц Бопп исследовал сравнительным методом спряжение основных глаголов в санскрите, греческом, латинском и готском, сопоставляя как корни, так и флексии. На большом обследованном материале Бопп доказал декларативный тезис У. Джонса и в 1833 году написал первую «Сравнительную грамматику индогерманских (индоевропейских) языков».Датский ученый Расмус-Кристиан Раск всячески подчеркивал, что грамматические соответствия гораздо важнее лексических, потому что заимствования словоизменения, и в частности флексий, «никогда не бывает». Раск сопоставил исландский язык с гренландским, баскским, кельтскими языками и отказал им в родстве (относительно кельтских Раск позднее переменил мнение). Затем Раск сопоставлял исландский язык с норвежским, потом с другими скандинавскими языками (шведский, датский), далее с другими германскими, и, наконец, с греческим и латинским языками. Раск не привлекал в этот круг санскрита. Возможно, в этом отношении он уступает Боппу. Но привлечение славянских и в особенности балтийских языков значительно восполнило этот недочет.Третьим основоположником сравнительного метода в языковедении был А. Х. Востоков. Он занимался только славянскими языками. Востоков первый указал на необходимость сопоставления данных, заключающихся в памятниках мертвых языков, с фактами живых языков и диалектов, что позднее стало обязательным условием работы языковедов в сравнительно-историческом плане.
11.Натуралистическое
Шлейхер (Schleicher) немецкий языковед.
Профессор Пражского (с 1850) и Йенского
(с 1857) университетов. Придерживался натуралистических
взглядов на язык. Под влиянием учения
Ч. Дарвина рассматривал язык как организм,
который необходимо исследовать методами
естественных наук. К явлениям языка применял
законы диалектики Г. Гегеля (расположение
по триаде основных типов морфологической
структуры языков), выдвинул идею деградации
языков (одряхления, выветривания и разрушения).
Впервые поставил задачу установления
общих законов развития языка. Сравнит.
метод изучения языков, проводимый Ш.,
подготовил почву для учения о фонетическом
законе младограмматиков. Труды Ш. сыграли
значительную роль в развитии индоевропеистики,
задачи которой он видел в реконструкции
общеиндоевропейского праязыка (написал
на нём басню). Одним из первых стал изучать
живые языки (в т. ч. литовский) и диалекты.
Занимался славянскими языками.
12 Вильгельм фон Гумбольдт — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой гуманитарной мысли своей эпохи. Основной акцент – на диалектике взаимоотношений индивида и человечества. Один из основателей культурной антропологии. Г. одним из первых лингвистов обосновал системный характер языка. Задачу языкознания он видел в изучении каждого отдельного языка в его внутренних связях и отношениях, т.к. своеобразие природы целого выявляется через отношение его составляющих.В свойствах языка Г. видел много противоречий, которые он формулирует в виде антиномий, являющихся основным стимулом для развития языка. Язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий, которые определяют характер языка. Гумбольдт выделил антиномию языка и мышления, антиномию произвольности знака и мотивированности элементов языка, антиномию объективного и субъективного, антиномию языка как деятельности и как продукта деятельности, антиномию устойчивости и движения в языке, антиномия целого и единичного в языке, антиномию индивидуального и коллективного в языке, антиномию языка и речи, антиномию понимания и непонимания.Из философии Г. язык вытекает как феномен психологического состояния.Основателем психологического течения в языкознании был видный теоретик и систематизатор Хайман Штейнталь / Штайнталь (1823—1899), известный прежде всего как интерпретатор идей В. фон Гумбольдта и резкий критик и натурализма А. Шлайхера, и основных принципов логической грамматики, особенно в том виде, как она была представлена в “Организме языка” (1841) Карла Фердинанда Беккера.Формировалось представление о человеке как о говорящем существе, создавшем язык одновременно из своей души и из души слушающего. А.А. Потебня развил оригинальную лингвопсихологическую концепцию, которая легла в основу деятельности Харьковской лингвистической школы. Психологом и психофизиологом Вильгельмом Вундтом (1832—1920) был предпринят свой опыт создания психологии народов.
13. Антиномии языка Вильгельма фон Гумбольдта.
Основные сферы научных интересов Гумбольдта в языкознании включали след.аспекты: - язык как объект языкознания и философия языка; - отношения сходства и различия между языками и языковыми формами; - отношения между языком и индивидом – пользователем либо создателем языка. Философские вопросы были для гумбольта не просто предметом умозрительного рассмотрения, результаты систематического изучения языков должны были быть использованы в практике преподавания: пользоваться «достигнутыми результатами будет легко даже менее образованным людям». Гумбольт выражал свои идеи в виде диалектики противоречий, ктр принято называть антиномиями (в понимании Канта). Можно выделить след.основные антиномии Гумбольдта: 1) взаимодействие языка и познания мира. Антиномия природного и общественного; языка и мышления. Интеллектуальная деятельность и язык представляют для Гумбольдта единое целое. Интелл.деятельность посредством звука материализуется в речи. Субъективная деятельность создает в мышлении объект, представление, ктр опять возвращается к субъекту через язык. Только при посредстве языка представление объективируется, не отрываясь в то же время от субъекта. Отразившись в человеке, мир становится языком. 2) Язык- это как деятельность, так и продукт этой деятельности. В языке нельзя видеть чье-либо намеренное произведение. Ему присуще необъяснимое в своей сути самост.начало, и в этом плане «он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар» Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направл на то, чтобы сделать артикулир.звук пригодным для выражения мысли. Духовная деятельность, направл на выражение мысли, имеет дело уже с готовым материалом: она не создает, а преобразует. Постоянное и единообразное в этой деятельности и составляет форму языка. 3) Взаимодействие речи и языка. Процесс речи нельзя сравнивать с простой передачей материала. Речь строится не из предшествующих ей слов, слова возникают из речи. С точки зрения своего намерения говорящий никогда не произносит отдельных слов, ориентируясь на «полновесный смысл». 4) Антиномия понимания и непонимания. Речь и понимание – формы деятельности языка. Но в речи слова никогда не понимаются в одном и том же смысле. Поэтому взаимное понимание между разговаривающими всегда неполно и тождественно по смыслу. Гумбольдт говорит о достаточно для практических целей понимании. 5) Антиномия общественного и индивидуального. 2 соотносимых антиномии – язык/языки, индивид/социум. Говоря о сходствах и различиях языков, Г. Пишет о «постепенному приближению к совершенному строю»языка. Гумбольдт замечает, что «весь род человеческий говорит на одном языке, а каждый человек обладает своим языком». Обычно язык развивается только в обществе. Реч.деятельность даже в самых простейшх проявлениях есть «соединение индивид.восприятийс общей природой человека». 6) Антиномия правил и свободы выбора в языке. Г.размышляет о влиянии индивида на изменения в языке:только в речи индивида язык достигает своей окончательной определненности. 7) антиномия произвольности и мотивированности знака. В слове всегда наличиствует двоякое единство – слова и понятия. Соединение звуков и идей – внутр. Форма языка. Собственно язык – «колеи, по ктр движется духовная деятельность при языкотворчестве».
14. Младограмматизм.
Так называемое младограмматическое
направление в истории
15. Бодуэн дэ Куртене и Казанская школа
Формирование данной школы
связано первоначально с
16 Фортунатов и московская школа.
Эта школа формировалась в Московском университете, в 70-80-е гт. XIX в. Главой Московской школы признается Филипп Федорович Фортунатов (1848-1914). Связь идей Московской школы с младограмматизмом отмечается всеми исследователями истории лингвистических учений. Ф. Ф. Фортунатов написал предисловие к «ПРИНЦИПАМ ИСТОРИИ ЯЗЫКА» Германа Пауля. До этого он слушал лекции Георга Курциуса и Августа Лескина по сравнительной грамматике инодоевропейских языков в Леипциге, лекции Мишеля Бреаля в Париже. В то же время, подход Фортунатова отличается ярким своеобразием. Ф. Ф. Фортунатов стал заниматься лингвистическими исследованиями уже в десятилетнем возрасте, был талантливым лектором (тексты его лекций были изданы в 50-е годы XX в.). Система преподавания лингвистических дисциплин, разработанная им для Московского университета, стала образцом для всех университетов страны.Основные характеристики научного творчества Фортунатова таковы типично младограмматический подход к языку сочетался со значительным интересом к социальной сущности языка. Фортунатов стремился к лингвистической формализации и созданию точных процедур лингвистического анализа.Основной вклад Фортунатова в науку - учение о грамматических классах слов и форме слова. Фортунатов дает следующее определение слова* «всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков, являющихся словами. Понятие формы слова для Фортунатова является центральным вопросом морфологии. Грамматические классы по Фортунатову: слова с формами видоизменения, слова спрягаемые, слова склоняемые, имена или слова названия, неличныке местоимения, прилагательные; слова без форм видоизменения(инфинитив, причастие). На основе сопоставления форм слова была создана морфологическая классификация языков. 1. Агглютинативные языки (основа и аффикс автономны по значению) 2. Флективно-агглютинативные языки (флексио основ или внутренняя флексия 3.Флективные языки (флексия основ в сочетании с аффиксами) 4. Корневые языки (слова соответствуют корням, нет аффиксальных форм»' например, китайский язык). 5.Полисинтетические языки (формы отдельных слов агглютинативные, но есть слова-предложения) Фортунатова привлекали и другие аспекты науки о языке- взаимосвязь языка и мышления», изучение диалектов и путей формирования литературного языка. Фортунатов занимался также синтаксическими проблемами (известно его умение о словосочетании). Вопросы синтаксиса получают фундаментальное освещение в трудах выдающихся русских синтаксистов Александра Матвеевича Пешковского (1878-1933) I Алексея Александровича Шахматова (1864-1920). Пешковский в своей работе показывал тонкую грань между словом и словосочетанием. Смысловая сторона речи, не модет быть изгнана из грамматики, т.к. является ее сущностью. Классификация слов должна быть основана на их сочетаемости с другими словами. Шахматов разрабатывал идеи не только о словосочетании, но и о двусоставных и односоставных предложениях. Предмет синтаксиса для него-предложение. Словосочетание-незаконченное предложение. Эволюция происходит от предложения к словосочетанию, затем к слову. В основе теории о предложении – теория коммуникации. Коммуникация-психологическая основа любого предложения.
17. Фердинанд де Соссюр и структурализм 20 века.
Опубликованные при жизни
Соссюра работа находились в пределах
младограмматической парадигмы. При
жизни его основной труд, за который
его считаю основателем структурализма
не был опубликован, он появился только
через 3 года после смерти автора. Идеи
«курса общей лингвистики» формировались
в его лекциях, которые были позднее
записаны учениками. Основные: положения
Соссюра: 1. Разганичение языка, речи и
речевой деятельности. Язык как лексическая
и грамматическая система существует
в сознании индивидов(психологический
процесс), речь-акт использования средств
языка в общении(психофизический процесс).2.
Установление системности как основного
принципа языка. Соссюр отмечает двойственный
характер: парадигматика(ассоциативные
отношения) и синтагматика(линейное). Сейчас
система и структура. 3. Введение понятия
значимости как основного различительного
признака лингвистических явлений. Система
языка формируется на основании тождеств
и различий. 4. Разработка теории языкового
знака(семиотика). Языковой знак имеет
2 стороны: означаемое и озночающее. Знак
условен (арбитрарен), но при этом обязателен
для языкового коллектива. 5. Разграничение
синхронии и диахронии. Синхрония-одномоментно.
Диахрония – в динамике. 6. Разграничение
внешней и внутренней лингвистики. Соссюр
отказался от внешней лингвистики в научном
рассмотрении языка. Понятие структуры
и системы становятся парадигматическими
для всего 20 века, она включает 3 основные
школы, течения: пражский, копенгагенский,
американский, а так же женевский, лондонский,
французский. Они критиковали младограмматистов,
считали, что язык-система, части которой
обЪеденены отношениями общности. Общие
черты структуралистических школ: критика
младограмматизма и традиционного языкознания,
приоритет синхронного описания языка,
описание языка как системного явления,
признание знакового характера языка,
формализация лингвистического анализа,
структурная стратификация языка.
18. Пражский лингвистический кружок и функционализм.
Пражский лингвистический кружок сформировал я в 1926 году под руководством Вилема Матезиуса. В его формировании и работе приняли участие русские лингвисты кн. Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский (1884-1955), Р. О. Якобсон (1896-1982). В знаменитых «Travauxdu Cercle LINGUISTIQUE DE PRAGUE» С 1929 по 1939 гг., а в дальнейшем в журнале «SLOVO А SLOVESNOST» появлялись статьи Яна Мукаржовского (1891-1975), Богумила Трнки (1895-1984), Богуслава Гав- ранека (1893*1978), Йозефа Вахека (1909), Владимира Скалички (1909-1991).В формировании концепции пражской ЛИНГВИСТИКИ прослеживаются идеи не только Ф. де Соссюра, но и Бодуэна де Куртенэ. В. Матезиус в статье «КУДА мы ПРИШЛИ В ЯЗЫКОЗНАНИИ» пишет, что «в богатом идеями языковедческом творчестве И. Бодуэна де Куртенэ выдающуюся роль играет понятие функции». Заимствуя идеи Соссюра, Матезиус воспринимает понятие языковой системы и языковой структуры, а также разграничение синхронии и диахронии. В то же время, последнее для него — всего лишь точка зрения, противоречие между требованиями синхронного анализа системы языка и непрестанным изменением речи Матезиус пытался снять в своей ранней (1911 года) теории потенциальности языковых явлений. Основные идеи пражцев были изложены в 1929 в «Тезисах пражского лингвистического кружка». Основная идея- язык –это система средств выражения, служащая какой-то определенной цели. Говорили, что нельзя воздвиграть преграды между синхронией и диахронией. Основная задача – структурное родственных сравнение языков (конвергенция и дивергенция). Еще одна задача-изучение литературного языка, его роль в сравнении с народным языком. Трубецкой был связан с формированием основ современной фонологии. Фонетика занимается конкретными речевыми актами, фонология-системой языка. Вводит понятие оппозиции и дифференциального признака. Якобсон развивал идею бинарности на универсальном уровне. Он установил 12 пар универсальных дифференциальных признаков. В морфологии бинарность реализуется в системе падежей. Пражская школа делила систему на центр и переферию, полевая теория. Центр лексической системы-базовая лексика.