Шпаргалки по "Истории языкознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:58, шпаргалка

Краткое описание

Научные парадигмы в истории языкознания могут быть сгруппированы вокруг а) традиционно выделяемых исторических периодов (Возрождение, Рационализм); б)личностей выдающихся языковедов (парадигма Гумбольта, хомкианская революция); в)идей и концепций (стуктуралистическая, диалогическая парадигма). В развитии научных идей в языкознании можно проследить парадигматические оппозиц

Файлы: 1 файл

shpory_po_Kashkinu (2).docx

— 116.04 Кб (Скачать)

 

10. Основные идеи компоративистики.Бопп,Раск,Гримм,Востоков

После открытия языка санскрита  началось изучение и сопоставление  его с итальянским и испанским. Языковеды обращаются теперь к тем  наукам, которые исследуют природу  изменяющихся явлений, а именно либо к естествознанию (биологии), занимающемуся  материальными явлениями, либо к  наукам о духовной (психической) деятельности человека. внутренних модификаций корня, аблаута по Я. Гримму и умлаут РаскФранц Бопп исследовал сравнительным методом спряжение основных глаголов в санскрите, греческом, латинском и готском, сопоставляя как корни, так и флексии. На большом обследованном материале Бопп доказал декларативный тезис У. Джонса и в 1833 году написал первую «Сравнительную грамматику индогерманских (индоевропейских) языков».Датский ученый Расмус-Кристиан Раск всячески подчеркивал, что грамматические соответствия гораздо важнее лексических, потому что заимствования словоизменения, и в частности флексий, «никогда не бывает». Раск сопоставил исландский язык с гренландским, баскским, кельтскими языками и отказал им в родстве (относительно кельтских Раск позднее переменил мнение). Затем Раск сопоставлял исландский язык с норвежским, потом с другими скандинавскими языками (шведский, датский), далее с другими германскими, и, наконец, с греческим и латинским языками. Раск не привлекал в этот круг санскрита. Возможно, в этом отношении он уступает Боппу. Но привлечение славянских и в особенности балтийских языков значительно восполнило этот недочет.Третьим основоположником сравнительного метода в языковедении был А. Х. Востоков. Он занимался только славянскими языками. Востоков первый указал на необходимость сопоставления данных, заключающихся в памятниках мертвых языков, с фактами живых языков и диалектов, что позднее стало обязательным условием работы языковедов в сравнительно-историческом плане.

 

11.Натуралистическое направление  в компоративистике. Шлейхер и Шмидт.

Шлейхер (Schleicher) немецкий языковед. Профессор Пражского (с 1850) и Йенского (с 1857) университетов. Придерживался натуралистических взглядов на язык. Под влиянием учения Ч. Дарвина рассматривал язык как организм, который необходимо исследовать методами естественных наук. К явлениям языка применял законы диалектики Г. Гегеля (расположение по триаде основных типов морфологической структуры языков), выдвинул идею деградации языков (одряхления, выветривания и разрушения). Впервые поставил задачу установления общих законов развития языка. Сравнит. метод изучения языков, проводимый Ш., подготовил почву для учения о фонетическом законе младограмматиков. Труды Ш. сыграли значительную роль в развитии индоевропеистики, задачи которой он видел в реконструкции общеиндоевропейского праязыка (написал на нём басню). Одним из первых стал изучать живые языки (в т. ч. литовский) и диалекты. Занимался славянскими языками. 

12 Вильгельм фон Гумбольдт  — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой гуманитарной мысли своей эпохи. Основной акцент – на диалектике взаимоотношений индивида и человечества. Один из основателей культурной антропологии. Г. одним из первых лингвистов обосновал системный характер языка. Задачу языкознания он видел в изучении каждого отдельного языка в его внутренних связях и отношениях, т.к. своеобразие природы целого выявляется через отношение его составляющих.В свойствах языка Г. видел много противоречий, которые он формулирует в виде антиномий, являющихся основным стимулом для развития языка. Язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий, которые определяют характер языка. Гумбольдт выделил антиномию языка и мышления, антиномию произвольности знака и мотивированности элементов языка, антиномию объективного и субъективного, антиномию языка как деятельности и как продукта деятельности, антиномию устойчивости и движения в языке, антиномия целого и единичного в языке, антиномию индивидуального и коллективного в языке, антиномию языка и речи, антиномию понимания и непонимания.Из философии Г. язык вытекает как феномен психологического состояния.Основателем психологического течения в языкознании был видный теоретик и систематизатор Хайман Штейнталь / Штайнталь (1823—1899), известный прежде всего как интерпретатор идей В. фон Гумбольдта и резкий критик и натурализма А. Шлайхера, и основных принципов логической грамматики, особенно в том виде, как она была представлена в “Организме языка” (1841) Карла Фердинанда Беккера.Формировалось представление о человеке как о говорящем существе, создавшем язык одновременно из своей души и из души слушающего. А.А. Потебня развил оригинальную лингвопсихологическую концепцию, которая легла в основу деятельности Харьковской лингвистической школы. Психологом и психофизиологом Вильгельмом Вундтом (1832—1920) был предпринят свой опыт создания психологии народов.

 

13. Антиномии языка Вильгельма  фон Гумбольдта.

Основные сферы научных  интересов Гумбольдта в языкознании  включали след.аспекты: - язык как объект языкознания и философия языка; - отношения сходства и различия между языками и языковыми формами; - отношения между языком и индивидом – пользователем либо создателем языка. Философские вопросы были для гумбольта не просто предметом умозрительного рассмотрения, результаты систематического изучения языков должны были быть использованы в практике преподавания: пользоваться «достигнутыми результатами будет легко даже менее образованным людям». Гумбольт выражал свои идеи в виде диалектики противоречий, ктр принято называть антиномиями (в понимании Канта). Можно выделить след.основные антиномии Гумбольдта: 1) взаимодействие языка и познания мира. Антиномия природного и общественного; языка и мышления. Интеллектуальная деятельность и язык представляют для Гумбольдта единое целое. Интелл.деятельность посредством звука материализуется в речи. Субъективная деятельность создает в мышлении объект, представление, ктр опять возвращается к субъекту через язык. Только при посредстве языка представление объективируется, не отрываясь в то же время от субъекта. Отразившись в человеке, мир становится языком. 2) Язык- это как деятельность, так и продукт этой деятельности. В языке нельзя видеть чье-либо намеренное произведение. Ему присуще необъяснимое в своей сути самост.начало, и в этом плане «он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар» Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направл на то, чтобы сделать артикулир.звук пригодным для выражения мысли. Духовная деятельность, направл на выражение мысли, имеет дело уже с готовым материалом: она не создает, а преобразует. Постоянное и единообразное в этой деятельности и составляет форму языка.  3) Взаимодействие речи и языка. Процесс речи нельзя сравнивать с простой передачей материала. Речь строится не из предшествующих ей слов, слова возникают из речи. С точки зрения своего намерения говорящий никогда не произносит отдельных слов, ориентируясь на «полновесный смысл». 4) Антиномия понимания и непонимания. Речь и понимание – формы деятельности языка. Но в речи слова никогда не понимаются в одном и том же смысле. Поэтому взаимное понимание между разговаривающими всегда неполно и тождественно по смыслу. Гумбольдт говорит о достаточно для практических целей понимании. 5) Антиномия общественного и индивидуального. 2 соотносимых антиномии – язык/языки, индивид/социум. Говоря о сходствах и различиях языков, Г. Пишет о «постепенному приближению к совершенному строю»языка. Гумбольдт замечает, что «весь род человеческий говорит на одном языке, а каждый человек обладает своим языком». Обычно язык развивается только в обществе. Реч.деятельность даже в самых простейшх проявлениях есть «соединение индивид.восприятийс общей природой человека». 6) Антиномия правил и свободы выбора в языке. Г.размышляет о влиянии индивида на изменения в языке:только в речи индивида язык достигает своей окончательной определненности. 7) антиномия произвольности и мотивированности знака. В слове всегда наличиствует двоякое единство – слова и понятия. Соединение звуков и идей – внутр. Форма языка. Собственно язык – «колеи, по ктр движется духовная деятельность при языкотворчестве».

 

 

14. Младограмматизм.

Так называемое младограмматическое  направление в истории языкознания  считается третьим этапом развития сравнительно-исторического изучения языков (80-е годы 19в. – 30-е годы 20в).  Этот этап был связан с необходимостью преодоления опред кризиса в развитии компаративистики. Название младограмматики было дано представителям данной парадигмы немецким филологом Фридрихом Царнке. Оно отражает энтузиазм исследователей, в ту пору достаточно молодых. Этот энтузиазм проявляется в смелой критике лингвистов старшего поколения. Карл Бругман (1849-1919), один из основателей младограмматической Лейпцигской школы, с воодушевлением воспринял это прозвище, и со временем это слово стало термином. Младограмматики выступали против след «грехов» старой компаративистики: а)против признания источником языковых изменений «саморазвития духа»;б)против признания 2х этапов в развитии языка (юношеского и старческого); в)против признания приоритета соц.психологии и этнопсихологии в развитии языка. Теоретическое обобщение взглядов младограмматиков можно найти в классическом труде Германа Пауля (1846-1921) «Принципы истории языка» (1880). Два основных принципа младограмматизма – психологизм и историзм. Психологизм понимался как индивидуальный психологизм: всякое языковое творчество индивидуально, каждая душа должна начинать все сначала. Всякая грамматическая категория, с точки зрения Лейпцигской школы, возникает на основе психологической. Психологическое подлежащее/сказуемое не всегда совпадает с грамматическим. Лингвистические исследования младограмматиков преимущественно концентрировались на фонетике и морфологии. Младограмматики отказывались от изучения праязыка, для них праязык – лишь гипотетические построения, представляется возможным восстановить только элементы праязыка. Лейпцигские языковеды обращают свое основное внимание на изучение живых языков. Лейпцигская школа изучала фонетические законы как результат постепенных изменений, индивидуальных отклонений.  Например, закон Вернера о чередовании глухих и звонких щелевых в древнегерманских языках в зависимости от предшествующего/последующего ударения. Младограмматизм можно считать «гиперпарадигмой» конца 19 в. И, в знач.мере, 20. К младограмматическим взглядам на первых этапах своего творчества примыкали и Ф.де Соссюр, и Ф.Ф.Фортунатов и т.д.

 

15. Бодуэн дэ Куртене и Казанская школа

Формирование данной школы  связано первоначально с Казанским  университетом (70-80е гг. XIX в.). Ее иногда называют Казанско-Петербуржско-Варшавской. Основателем Казанской школы был Ян Нецислав (Иван Александрович) Бодуэн де Куртенэ. Идеи Казанской школы были близки младограмматическому течению, с одной стороны, а с другой, формировались в контакте с Соссюром и Женевской школой. Впрочем, взгляды Бодуэна оказались намного шире младограмматического порыва и легли в основу современной системной лингвистики. Психологизм объединяет взгляды младограмматиков и Бодуэна де Куртенэ. В то же время психологизм в интерпретации казанского ученого - это социальный психологизм. Основные теоретические достижения И. А. Бодуэна де Куртене состоят в следующем: разработка концепции языка как системы; разделение статики и динамики в языке; введение термина «фонема» и разработка теории фонемы; разработка теории чередований; типологические исследования. Николай Вячеславович Крушевекий видел задачу лингвистики в том, чтобы «исследовать естественный процесс развития языка, т.е. раскрыть законы, по которым он развивается с формальной и функциональной стороны». Задача лингвистики — в обобщении. Фонологические принципы развивались Кр. в рамках антропофоники — науки о звуках человеческого языка. Вслед за младограмматиками, Кр. уделял большое внимание изучению новых языков, однако и исторический аспект при этом не оставался без внимания. Основные законы языковой эволюции, выдвинутые Кр., таковы:Язык изменяется благодаря сложности и неопределенности своих элементов- звуков, морфологических частей и слов. Беспредельность этой изменяемости определяется символическим характером слов. Языковые элементы не только изменяются, но и исчезают; язык путем переинтеграции наличного материала, вечно создает новый.  Законы ассоциации важны для понимая как психических, так и языковых явлений.  Развиваясь, язык стремится к полному общему частному соответствию мира слов миру понятий. Положения Крушевского вполне соотносимы с принципами современной семиотики (асимметричный дуализм знака и многоуровневость семиозиса), принципами Соссюра и его последователей и т.д. Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) занимался индоевропейским и тюркским языкознанием, методикой преподавания языка, экспериментальной фонетикой, диалектологией, теорией литературы и анализа художественного текста. Предложенный им синхронно-диахронический метод соединял статику и динамику языка. Широко известна и может быть использована в качестве учебного пособия его книга «.ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОМАНСКИХ И ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ'» Этот небольшой по объему, но емкий по содержанию труд включает обзор романских и германских языков. Каждый язык описан по единой схеме- звуковая система и текст с комментарием. Фактически, это сборник параллельных текстов на романских и германских языках, переводов текста одного и того же содержания. Богородицкому также принадлежит разработанное им учение о морфологических процессах, об изменениях морфологического строя языка в процессе его развития, о переплетении фонетических и морфологических изменений. Как и младограмматики, ученый указывает на психологические факторы развития языка. Различные языковые единицы и их объединения (системы) выводятся из различного типа психологических ассоциаций (ср. концепцию И. Ф. Гербарта). Собственно морфологическими факторами развития Богородицкий считал аналогию, выравнивание по другим формам.  Разрабатывал В.А.Богородицкий также и теорию происхождения частей речи, выводя все части речи из структуры предложения. Отсюда получаются пять эпох в индовропейской языковой эволюции: эпоха имени — глагола, эпоха имени и местоимения; эпоха существительного — прилагательного с последующей дифференциацией; эпоха наречий с последующим переходом некоторых из них в предлоги и основы; эпоха расширения прилагательных причастиями. 

16 Фортунатов и московская  школа.

Эта школа формировалась  в Московском университете, в 70-80-е  гт. XIX в. Главой Московской школы признается Филипп Федорович Фортунатов (1848-1914). Связь идей Московской школы с младограмматизмом отмечается всеми исследователями истории лингвистических учений. Ф. Ф. Фортунатов написал предисловие к «ПРИНЦИПАМ ИСТОРИИ ЯЗЫКА» Германа Пауля. До этого он слушал лекции Георга Курциуса и Августа Лескина по сравнительной грамматике инодоевропейских языков в Леипциге, лекции Мишеля Бреаля в Париже. В то же время, подход Фортунатова отличается ярким своеобразием. Ф. Ф. Фортунатов стал заниматься лингвистическими исследованиями уже в десятилетнем возрасте, был талантливым лектором (тексты его лекций были изданы в 50-е годы XX в.). Система преподавания лингвистических дисциплин, разработанная им для Московского университета, стала образцом для всех университетов страны.Основные характеристики научного творчества Фортунатова таковы типично младограмматический подход к языку сочетался со значительным интересом к социальной сущности языка. Фортунатов стремился к лингвистической формализации и созданию точных процедур лингвистического анализа.Основной вклад Фортунатова в науку - учение о грамматических классах слов и форме слова. Фортунатов дает следующее определение слова* «всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков, являющихся словами. Понятие формы слова для Фортунатова является центральным вопросом морфологии. Грамматические классы по Фортунатову: слова с формами видоизменения, слова спрягаемые, слова склоняемые, имена или слова названия, неличныке местоимения, прилагательные; слова без форм видоизменения(инфинитив, причастие). На основе сопоставления форм слова была создана морфологическая классификация языков. 1. Агглютинативные языки (основа и аффикс автономны по значению) 2. Флективно-агглютинативные языки (флексио основ или внутренняя флексия 3.Флективные языки (флексия основ в сочетании с аффиксами) 4. Корневые языки (слова соответствуют корням, нет аффиксальных форм»' например, китайский язык). 5.Полисинтетические языки (формы отдельных слов агглютинативные, но есть слова-предложения) Фортунатова привлекали и другие аспекты науки о языке- взаимосвязь языка и мышления», изучение диалектов и путей формирования литературного языка. Фортунатов занимался также синтаксическими проблемами (известно его умение о словосочетании). Вопросы синтаксиса получают фундаментальное освещение в трудах выдающихся русских синтаксистов Александра Матвеевича Пешковского (1878-1933) I Алексея Александровича Шахматова (1864-1920).  Пешковский в своей работе показывал тонкую грань между словом и словосочетанием. Смысловая сторона речи, не модет быть изгнана из грамматики, т.к. является ее сущностью. Классификация слов должна быть основана на их сочетаемости с другими словами. Шахматов разрабатывал идеи не только о словосочетании, но и о двусоставных и односоставных предложениях. Предмет синтаксиса для него-предложение. Словосочетание-незаконченное предложение. Эволюция происходит от предложения к словосочетанию, затем к слову. В основе теории о предложении – теория коммуникации. Коммуникация-психологическая основа любого предложения.

 

17. Фердинанд де Соссюр  и структурализм 20 века.

Опубликованные при жизни  Соссюра работа находились в пределах младограмматической парадигмы. При  жизни его основной труд, за который  его считаю основателем структурализма не был опубликован, он появился только через 3 года после смерти автора. Идеи «курса общей лингвистики» формировались  в его лекциях, которые были позднее  записаны учениками. Основные: положения  Соссюра: 1. Разганичение языка, речи и речевой деятельности. Язык как лексическая и грамматическая система существует в сознании индивидов(психологический процесс), речь-акт использования средств языка в общении(психофизический процесс).2. Установление системности как основного принципа языка. Соссюр отмечает двойственный характер: парадигматика(ассоциативные отношения) и синтагматика(линейное). Сейчас система и структура. 3. Введение понятия значимости как основного различительного признака лингвистических явлений. Система языка формируется на основании тождеств и различий. 4. Разработка теории языкового знака(семиотика). Языковой знак имеет 2 стороны: означаемое и озночающее. Знак условен (арбитрарен), но при этом обязателен для языкового коллектива. 5. Разграничение синхронии и диахронии. Синхрония-одномоментно. Диахрония – в динамике. 6. Разграничение внешней и внутренней лингвистики. Соссюр отказался от внешней лингвистики в научном рассмотрении языка. Понятие структуры и системы становятся парадигматическими для всего 20 века, она включает 3 основные школы, течения: пражский, копенгагенский, американский, а так же женевский, лондонский, французский. Они критиковали младограмматистов, считали, что язык-система, части которой обЪеденены отношениями общности. Общие черты структуралистических школ: критика младограмматизма и традиционного языкознания, приоритет синхронного описания языка, описание языка как системного явления, признание знакового характера языка, формализация лингвистического анализа, структурная стратификация языка. 

18. Пражский лингвистический  кружок и функционализм.

Пражский лингвистический  кружок сформировал я в 1926 году под  руководством Вилема Матезиуса. В его формировании и работе приняли участие русские лингвисты кн. Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский (1884-1955), Р. О. Якобсон (1896-1982). В знаменитых «Travauxdu Cercle LINGUISTIQUE DE PRAGUE» С 1929 по 1939 гг., а в дальнейшем в журнале «SLOVO А SLOVESNOST» появлялись статьи Яна Мукаржовского (1891-1975), Богумила Трнки (1895-1984), Богуслава Гав- ранека (1893*1978), Йозефа Вахека (1909), Владимира Скалички (1909-1991).В формировании концепции пражской ЛИНГВИСТИКИ прослеживаются идеи не только Ф. де Соссюра, но и Бодуэна де Куртенэ. В. Матезиус в статье «КУДА мы ПРИШЛИ В ЯЗЫКОЗНАНИИ» пишет, что «в богатом идеями языковедческом творчестве И. Бодуэна де Куртенэ выдающуюся роль играет понятие функции». Заимствуя идеи Соссюра, Матезиус воспринимает понятие языковой системы и языковой структуры, а также разграничение синхронии и диахронии. В то же время, последнее для него — всего лишь точка зрения, противоречие между требованиями синхронного анализа системы языка и непрестанным изменением речи Матезиус пытался снять в своей ранней (1911 года) теории потенциальности языковых явлений. Основные идеи пражцев были изложены в 1929 в «Тезисах пражского лингвистического кружка». Основная идея- язык –это система средств выражения, служащая какой-то определенной цели. Говорили, что нельзя воздвиграть преграды между синхронией и диахронией. Основная задача – структурное родственных сравнение языков (конвергенция и дивергенция). Еще одна задача-изучение литературного языка, его роль в сравнении с народным языком. Трубецкой был связан с формированием основ современной фонологии. Фонетика занимается конкретными речевыми актами, фонология-системой языка. Вводит понятие оппозиции и дифференциального признака. Якобсон развивал идею бинарности на универсальном уровне. Он установил 12 пар универсальных дифференциальных признаков. В морфологии бинарность реализуется в системе падежей. Пражская школа делила систему на центр и переферию, полевая теория. Центр лексической системы-базовая лексика.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории языкознания"