Введение
Ввиду того,
что позиции английского языка
в мире как лидирующего средства
международного общения все более
и более усиливаются, и не
наблюдается никаких весомых
тенденций к остановке или
замедлению данного процесса, проблема
создания эффективной методики преподавания
английского языка представляется крайне
важной. Как известно, человеческий мозг
наиболее активно воспринимает и запоминает
информацию и продуктивно работает в течение
первой половины жизни; таким образом,
в случае с английским языком, равно как
и с огромным множеством других дисциплин,
крайне важным является предоставление
возможности освоения языка на относительно
раннем этапе развития человеческой личности.
Данная работа посвящена обзору так называемой
коммуникативной методики обучения английскому
языку в средней школе, которая представляется
автору наиболее эффективной и перспективной
из всех существующих и применяющихся
в настоящее время. Следует заметить, что
эффективность этой методики подтверждается
результатами ее применения в европейских
странах на протяжении последних 15-20 лет.
Отрадно также то, что в последние годы
наблюдаются пусть и не повсеместные,
но уже весомые опыты интеграции коммуникативной
методики в систему языкового образования
в России.
1. Коммуникативный
системно-деятельностный подход к обучению
английскому языку
Рассмотрим
сначала в общих чертах коммуникативный
системно-деятельностный подход
к обучению английскому языку.
Этот подход представляет собой
реализацию такого способа обучения,
при котором осуществляется упорядоченное,
систематизированное и взаимосоотнесенное
обучение английскому языку как средству
общения в условиях моделируемой (воспроизводимой)
на учебных занятиях речевой деятельности
— неотъемлемой и составной части общей
(экстралингвистической) деятельности.
Коммуникативный системно-деятельностный
подход предполагает полную и оптимальную
систематизацию взаимоотношений между
компонентами содержания обучения. К ним
относятся система общей (например, экстралингвистической,
педагогической) деятельности, система
речевой деятельности, система речевого
общения (коммуникации, интеракции и взаимной
перцепции), система самого английского
языка, системное соотнесение родного
и английского языков (их сознательно-сопоставительный
анализ), система речевых механизмов (речепорождение,
речевосприятие, речевое взаимодействие
и др.), текст как система речевых продуктов,
система структурно-речевых образований
(диалог, монолог, монолог в диалоге, разные
типы речевых высказываний и сообщений
и т. п.), система (процесс) овладения английским
языком, система (структура) речевого поведения
человека. В результате такого подхода
в обучении формируется, реализуется и
действует система владения английским
языком как средством общения в широком
смысле этого слова. Такая система, с учетом
использования ее в целях обучения английскому
языку, должна включать и взаимосоотнесение
общедеятельностных мотивов с мотивами
и потребностями связанного с ней общения;
предметного содержания и способов выполнения
деятельности; типичных условий ее протекания
и характера взаимодействия ее участников
(межиндивидуальное, групповое), а также
определение характера, содержания и форм
взаимоотношений и общения участников,
принятых в рамках данной деятельности:
в единстве их коммуникативного, интеракционного
и перцептивного аспектов, роли, места,
сфер и ситуаций англоязычного речевого
общения.
Определяющим
для обучения английскому языку
является:
1) характер влияния
общей деятельности на содержание, отбор
и организацию учебного языкового и речевого
материала;
2) моделирование
в учебном процессе ситуаций общения и
способы формирования речевых навыков
и умений у обучающихся;
3) способы и приемы
управления их учебной деятельностью
на занятиях с преподавателем и в самостоятельной
работе.
В учебных
целях дифференцируются варианты
общей деятельности при условии
ее соотнесенности с обучением:
реальная (учебная), актуальная (внеучебная)
и потенциальная (будущая).
Большой интерес
для создания общедеятельностной основы
обучения английскому языку представляет
соотнесение единиц деятельности: операции,
действия и собственно деятельности. Для
организации управления процессом овладения
английским языком и практикой англоязычного
общения обучаемых особое значение имеет
деятельностная концепция, в том числе
теория П. К. Анохина об акцепторе действия,
которая обосновывает взаимодействие
фаз планирования, исполнения и сличения
в процессе выполнения действий человеком.
В целом систематизация общей деятельности
и определение ее взаимодействия с речевой
деятельностью осуществляются на концептуальной
основе, разработанной Л. С. Выготским,
А. Н. Леонтьевым, А. А. Леонтьевым и другими.
Речевая деятельность
в качестве системы рассматривается
как неотъемлемая и составная часть общей
деятельности. Систематизируя речевую
деятельность, следует отметить, что для
обучения англоязычному общению значимым
является как специальное, так и взаимосвязанное
обучение видам речевой деятельности,
обслуживающим общение, в том числе говорению,
аудированию, чтению и письменной речи.
Иерархия единиц речевой деятельности
(речевая операция, речевое действие и
собственно речевая деятельность) обеспечивает
процессу формирования речевых навыков
и умений упорядоченность, систематичность,
преемственность и логичность. Использование
теории речевой деятельности позволяет
сформировать мотивы англоязычного речевого
общения в процессе обучения и обеспечить
их реализацию в моделируемых на учебных
занятиях ситуациях.
Систематизация
общения предполагает анализ
содержания, структуры и взаимодействия
его коммуникативного (информационного
обмена между партнерами), интеракционного
(взаимодействия партнеров) и перцептивного
(взаимовосприятия и взаимопонимания
партнерами) аспектов. Большой интерес
для обучения англоязычному общению представляет
анализ сочетания в речевом взаимодействии
носителей языка речевых и неречевых средств
общения (мимики, жестов, телодвижений
и т. п.) с учетом их национально-культурной
специфики. Особый смысл для обучения
имеют структурные формы общения (диалог,
монолог, монолог в диалоге, диалог в монологе,
полилог), компоненты акта общения (цикл,
период, макродиалог), речевые жанры общения
(монолог-сообщение, рассуждение, доказательство
и др.), диалог (беседа, спор, вопросно-ответный
диалог, соразмышление и др.), принятые
в английском языке речевой этикет и техника
общения в определенных социальных ситуациях,
а также ролевой репертуар речевых воздействий
и реакций в разных ситуативно- и тематически
обусловленных актах общения.
Систематизация
языкового материала в целях
обучения англоязычному общению
предполагает использование как собственно
системного описания фонетического, лексического
и грамматического аспектов языка, так
и данные коммуникативной лингвистики
и прагмалингвистики, функциональной
грамматики, контрастивной лингвистики.
Систематизация языка как средства общения
должна отвечать трем основным требованиям:
1) создать лингвистические
основы обучения английскому языку с учетом
языкового опыта обучаемых и владения
ими родным языком;
2) обучить их определенному
(полному, усеченному или избирательному)
варианту системы английского языка;
3) соответствовать
условиям реализации в обучении коммуникативной
функции английского языка и овладении
ею обучаемыми.
В процессе
отбора и организации языкового
и речевого материала и управления
овладением им в качестве основных
следует использовать принцип
оценки их коммуникативной целесообразности
(В. Г. Костомаров) и принцип активной коммуникативности
(А. А. Леонтьев). Наряду с обучением различным
единицам английского языка — фонетическим,
грамматическим, лексическим, интонационным
(просодическим) — в обучении общению
особо значимыми становятся функциональные
высказывания, различные типы речевого
взаимодействия собеседников, функциональные
сверхфразовые единства, варианты речевой
реализации коммуникативных намерений
(интенций) собеседников, вариативные
способы коммуникативного реагирования,
техника речевого общения (включая речевой
этикет), образцы обусловленных ролевым
поведением высказываний и т. д. Лингвистические
основы обучения англоязычному общению
должны объединить весь арсенал языковых
единиц и речевых средств общения в единое
целое.
Систематизация
соотнесения родного языка с
английским имеет три аспекта:
1) отбор и предучебная
организация языкового и речевого материала
для обучения англоязычному общению;
2) динамическое
соотнесение языковых и речевых единиц
в процессе обучения;
3) формирование
умений соотнесения родного и английского
языков в процессе овладения последним.
В обучение включается
лингвометодическая типология изучаемых
языковых явлений и формирования навыков
и умений иноязычного общения. Такое соотнесение
требует и создания специальных коммуникативных
справочников и учебных пособий, которые
позволили бы развить умение обучаемых
быстро переключаться с одного языка на
другой и включить в обучение активное
сопоставление двух языков, а также сформировать
в лингвистическом мышлении обучаемых
развитой язык-посредник для внутреннего
соотнесения обоих языков в процессе порождения
и смыслового восприятия речевых высказываний
в англоязычном общении при сохраняющейся
первичности родного языка в речевом мышлении.
Соотнесение родного и английского языков
в обучении англоязычному общению должно
быть, обеспечено такими комплексами упражнений,
которые бы, без ущерба для аутентичности
англоязычной речи, позволили полностью
реализовать средствами английского языка
изначальные коммуникативные намерения
(без подстройки их под наличные языковые
средства), сформированные в речемышлении
на родном языке. В целом же создание таких
комплексов упражнений связано с особенностями
структуры и функционирования механизмов
порождения и смыслового восприятия речевых
высказываний, входящих в целесообразную
для обучения англоязычному общению систему.
Методически
целесообразная система речевых
механизмов создает психофизиологическую
основу речевого общения. Наиболее значимыми
представляются механизмы порождения
речевого высказывания, смыслового восприятия,
механизм взаимодействия кратковременной
и долгосрочной памяти и связанный с ним
механизм вероятностного прогнозирования
в речи. Концепции механизмов речи, предложенные
Т. В. Ахутиной, Н. И. Жинкиным, И. А. Зимней,
А. А. Леонтьевым, А. Р. Лурия и др., а также
концепция акцептора действия П. К. Анохина
позволяют создать психолингвистическую
модель процессов овладения и владения
английским (да и любым другим иностранным)
языком как средством общения. Сформированные
на материале родного языка речевые механизмы
должны быть не только переведены на новый
(англоязычный) код, но и в системе их функционирования
(с учетом психологической реальности
родного языка) должно быть отлажено взаимодействие
родного и английского языков через формируемый
в процессе обучения и практики англоязычного
общения язык-посредник, язык перевода,
язык анализа. При этом язык-посредник
должен постепенно свертываться и автоматизироваться
с тем, чтобы аутентичная речь функционировала
в общении без видимых задержек во времени.
Текст как
система речевого продукта носителей
изучаемого английского языка
представляет особую ценность в качестве
систематизированного образца функционирования
языка в рамках темы, контекста, ситуации,
проблемы, сферы и жанра общения, ориентации
на определенного адресата, с отражением
определенного социального, деятельностного
фона, выражением социальной, профессиональной,
личностной позиции. Текст рассматривается
как зафиксированный в той или иной форме
продукт устной или письменной речи. В
нем как бы материализуются все другие
системы. С учетом описанных выше систем
можно специально, в учебных целях моделировать
такие тексты, которые были бы не только
образцами англоязычного общения, но и
управляли бы процессом овладения и практикой
англоязычного общения.
Текст следует
рассматривать в следующих обучающих
функциях: как иллюстрацию функционирования
языковых единиц; как образец речи определенной
структуры, формы и жанра; как образец
реализации речевых намерений автора;
как модель порождения речевого высказывания,
сообщения или речевого общения (текст-диалог);
как структуру управления смысловым восприятием;
как структуру управления учебными действиями
обучаемых (учебный текст) в обучении аспектам
языка (фонетике, лексике, грамматике,
интонации) и видам англоязычной речевой
деятельности (всем видам чтения, говорению,
аудированию, письму). Диалогические тексты,
особенно специально составленные, способны
стать основой самостоятельного коммуникативного
тренинга, то есть самообучения англоязычному
общению. Функции текста в обучении англоязычному
общению отнюдь не исчерпываются вышеназванными.
С развитием коммуникативной методики
могут появиться и новые его функции. К
тексту как системе тесно примыкают и
структурно-речевые образования — разные
типы текстов монологического и диалогического
характера, смешанные жанры высказываний.
Их систематизация необходима для обучения
англоязычному общению с целью формирования
у обучаемых способности пользоваться
различными жанрами, тактиками и техниками
речевого общения, с одной стороны, и их
сочетания в соответствии с условиями
деятельности, ситуацией общения, характером
ролевого поведения собеседников, их межличностного
и межролевого взаимодействия,— с другой.
Обучение разнохарактерным структурно-речевым
образованиям должно быть обеспечено,
наряду со словарями и грамматическими
справочниками, специальными коммуникативными
учебными пособиями. Как показывает опыт,
обучаемые часто испытывают затруднения
в том, чтобы составить содержательный
диалог или целевое монологическое высказывание
к определенной ситуации общения, вести
многотемный диалог или использовать
в собственном развернутом монологическом
высказывании различные жанры (сообщение,
рассуждение, доказательство, вывод, повествование,
описание, предположение и т. д.).
Систематизация
овладения английским языком
предполагает учет и использование
в обучении объективных и субъективных
закономерностей усвоения английского
языка на основе родного языка и его соотнесения
с английским. Такая систематизация преследует
цель свести воедино психологические,
психолингвистические и лингвистические
особенности овладения английским языком
и сформулировать четкие стратегию и тактику
управления учебной деятельностью каждого
обучаемого через группу (Г. А. Китайгородская),
что является, как показывает опыт интенсивного
обучения непременным условием эффективного
обучения англоязычному общению. В структуре
овладения англоязычным общением реализуются
все названные выше системы через призму
процесса усвоения знаний, формирования
навыков и умений при условии компетентного
использования обще- и социально-психологических,
психолингвистических механизмов речевой
деятельности и общения. Процесс овладения
англоязычным общением предопределяет
систему управления учебной деятельностью
обучаемых.
Систематизация
речевого поведения важна для
обучения англоязычному общению
в таких аспектах: как отражение в нем
всех психологических, лингвистических,
деятельностных, объективных и субъективных
факторов его существования в речи человека
в целом; как модель или образец речевого
поведения типичного носителя английского
языка, к которой следует стремиться обучаемым;
как особенности речевого поведения в
результате проведенного обучения англоязычному
общению; как формирование способности
самовыражения обучаемого на английском
языке.
Система учебной
деятельности сообразуется с целями,
характером и условиями обучения и определяется
особенностями овладения английским языком
как средством общения. Основным условием
совершенствования и расширения рамок
учебной деятельности по овладению англоязычным
общением должно быть взаимодополняющее
использование в ней реальной (в учебном
процессе), актуальной (внеучебной) и потенциальной
(планируемой) деятельностей. Эффективным
способом оптимизации учебной деятельности
может быть игровое моделирование, представляющее
собой воссоздание в процессе обучения
по сущностным признакам мотивов, целей,
ситуаций, условий, процесса и результатов
названных выше видов деятельности на
основе использования и организации игровой
деятельности обучаемых.
Опыт организации
обучения англоязычному общению в соответствии
с разными методическими концепциями
показывает, что недостаточность системообразующих
факторов такого обучения в значительной
мере сужает рамки, степень и качество
использования английского языка как
эффективного средства общения. Наиболее
типичными заблуждениями в методике обучения
англоязычному общению являются: подмена
понятия речевого общения понятием речевой
деятельности или процесса формирования
навыков и умений; специализация обучения
чему-то одному в ущерб другому и целому;
принятие частного за общее и универсальное
(например, речевой этикет или так называемый
«туристский» язык представляются как
общение или коммуникация); отождествление
устного воспроизведения языкового материала
с общением; перенос коммуникативно-нецелесообразного
материала в общение; смешение номинации
с коммуникацией и т. д.