Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:27, контрольная работа
Целью нашей работы является выявление основных направлений в процессе формирования грамматических навыков старшеклассников при обучении герундию на старшем этапе средней школы.
Задачи исследования: рассмотреть основные методические подходы к обучению грамматике английского языка в старших классах общеобразовательной средней школы; изучить влияний современных технологий на мотивацию обучения; определить формы и методы, способствующие формированию грамматических навыков.
Затем ученики самостоятельно на своих компьютерах выполняют ряд упражнений по герундию, одновременно проверяя свои знания по усвоению данного материала. При выявлении недопонимания правил, ученик на своем компьютере может самостоятельно вернуться к теоретической части и восполнить свои пробелы, тем самым не отвлекая ни учителя, ни остальных учащихся от урока.
Завершает занятие небольшой тест по материалам урока, который позволяет учителю мгновенно узнать результаты, так как выполняется тест также на компьютере, и после завершения теста компьютер сразу выставляет оценку ученику, что очень удобно и учителю для экономии своего времени на проверку тестов.
На наш взгляд, рассмотренный урок показывает, насколько ярче, информативней становится урок, на котором используются компьютеры и специальные образовательные программы. Дети гораздо охотней работают за монитором компьютера, чем за учебником и тетрадями. Еще один плюс такого типа работы на уроке – учитель, не теряя времени, может видеть выполнение упражнений каждым учеником и его результат. Таким образом, осуществляется индивидуальный контроль.
Образовательные компьютерные программы “Reward” и “Professor Higgins” могут использоваться на разных уровнях, от элементарного до продвинутого, что соответствует методическим требованиям, а именно системности, эффективности и гибкости.
Следует отметить, учитель в данной ситуации выступает в роли помощника. В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Учитель должен прагматично подходить к использованию информационно-компьютерных технологий, и смотреть на компьютер не как на своего конкурента, а как на более совершенный по сравнению с другими средствами обучения инструмент.
Применение компьютерных программ в обучении английскому языку, никоим образом, не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает ее эффективность, так как учитель может сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более.
В настоящее время создается огромное количество подобных образовательных программ, способных делать урок иностранного языка интересней, а обучение интенсивней, но, к сожалению, не все школы могут позволить себе оборудованный компьютерами класс иностранного языка. Но следует отметить, что тенденции к компьютеризации обучения иностранным языкам в школе наблюдается в большей или меньшей степени повсеместно.
2.3 Методические рекомендации при организации процесса обучения герундию на старшем этапе в средней школе
При формировании грамматического навыка необходимо соблюдать следующую последовательность методических действий.
1. Анализ нового грамматического явления с точки зрения определения связанных с ним трудностей в формообразовании, усвоении значения и функций.
2. Определение формы организации ознакомления с новым грамматическим материалом (индуктивно, дедуктивно).
3. Подбор опорных грамматических явлений, которые могут быть использованы в качестве подсказки в овладении новым материалом. Подбирать опорный материал следует с учетом типологической трудности грамматического явления (то есть учитывать его совпадение, частичное совпадение или отсутствие в родном языке учащихся), речевого опыта обучаемых, характера грамматического явления в плане его наглядной презентации.
4. Выбор наиболее адекватного методического подхода к изучению грамматического материала для конкретного контингента обучаемых.
5. Подбор иллюстративных примеров, наиболее полно отражающих инвариантное значение и отличительные признаки данного грамматического явления, и их группировки для объяснения формы, значения и употребления.
6. Выбор методических приемов и упражнений для усвоения грамматического явления. Выбор конкретных приемов и упражнений предопределяется следующими факторами:
характером данной структуры;
степенью совпадения значения данной структуры с соответствующей в родном языке;
целевой установкой;
наличием речевого опыта у обучаемых;
возрастными особенностями обучаемых;
этапом обучения.
При составлении условно-речевых и речевых упражнений следует учитывать такие требования к ним:
Установка к упражнениям имитирует речевую задачу говорящего и направляет высказывание в нужное русло.
Мотивированным должно быть само речевое действие и включение в него изучаемой структуры.
Упражнения обеспечивают многократное разнообразное повторение изучаемой формы в вариативных ситуативных условиях.
Каждая фраза является коммуникативно ценной, сочетание реплик должно быть разнообразным и естественным.
Содержание высказываний должно быть информативно, интересно и значимо для обучаемых.
Упражнения строятся на усвоенной лексике и не должны содержать дополнительных грамматических трудностей.
Последовательность выполнения упражнений соответствует стадиям формирования грамматических навыков.
В комплексе грамматических упражнений для овладения конкретным явлением необходимо включать упражнения для ознакомления с ними, их тренировки и применения [11, с.43].
7. Трудности возникают и при определении значения и употребления грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свойственными данной грамматической структуре. Игнорирование речевой функции при объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не привязанные к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и путаются с близкими по форме или значению структурами.
8. Для того чтобы правильно организовать ознакомление с грамматической структурой и ее тренировку, предвосхитить и максимально сократить появление возможных ошибок, необходимо проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся.
9. Овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение, не задумываясь реализовывать их в процессе речевого взаимодействия. Поэтому наряду с чисто тренировочными упражнениями на грамматику обязательно нужно использовать условно-коммуникативные и собственно коммуникативные упражнения для закрепления грамматических навыков.
10. Поощрять использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки - это не только показатель пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя.
11. Определение форм, объектов контроля и выбор контролирующих упражнений. Объектами контроля должны быть навыки и умения обучаемых практически пользоваться языком как средством общения. В навыках способность оперировать единицами языка (грамматикой) в речевой деятельности, то есть способность производить автоматизированные действия с грамматическим материалом. Показателем сформированности грамматических навыков выступает быстрота и безошибочность в употреблении грамматики в коммуникативно ориентированных упражнениях.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены основные методические подходы к обучению грамматике английского языка в старших классах общеобразовательной средней школы, ведущим из которых является коммуникативный подход; изучены влияния современных технологий на мотивацию обучения; определены формы и методы, способствующие формированию грамматических навыков.
Использование средств ИКТ при обучении способствует реализации известных дидактических принципов: сознательность обеспечивается возможностью осмысленного выбора обучаемым собственной стратегией учения; прочность достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме; организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи; доступность реализуется за счет возможностей предоставления обучаемым справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, обеспечения вариативности содержания и различных форм представления учебного материала; активность обеспечивается вовлечением в учебный процесс всех обучаемых; организацией их самостоятельной учебной деятельности; учет индивидуальных особенностей реализуется путем предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения, темпа работы; наглядность обеспечивается на базе технологии мультимедиа.
Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Но, тем не менее, внедрение компьютерных образовательных программ в массовую школу показывает, что роль педагога по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении.
Таким образом, можно сделать вывод, что комбинирование традиционных методов обучения с новыми тенденциями в методике обучения иностранным языкам является неотъемлемой частью процесса обучения в средней школе на сегодняшний день. Именно эту особенность необходимо учитывать педагогам при организации процесса обучения грамматике в старших классах.
В процессе исследования нами было выявлено, что внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения на старшем этапе способствует повышению мотивации школьников к иностранному языку. Основные преимущества компьютерных технологий в том, что они помогают:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- формировать информационную культуру у учащихся;
- активизировать познавательный интерес учащихся;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
- снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.
Список литературы
1. Беляева, Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
2. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. – №5. – С. 5–7.
3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 372 с.
4. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам [Текст] // Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: ACADEMA, 2004. – 234 с.
5. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10
6. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // Иностранные языки в школе, 1999. – №2 – С. 32–38.
7. Колкер, Я.М. Практическая методика обучению иностранному языку [Текст]: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Академия, 2001. – 253 с.
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1996. – 120 с.
9. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе, 2001. – №6. – С. 7–10.
10. Колкова, М.К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе, Колкова, М.К. [Текст] // Пособие для учителей, аспирантов и студентов – СПб.: КАРО, 2005. – 223 с.
11. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие 6-е изд., / Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. /стер. Минск: Вышэйшая школа, 2000, 522 с.
12. Мильруд, Р.П. " Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике"// ИЯШ.- 2001.- №6
13. Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. – №8. – С. 39–42.
14. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
15. http://www.nigma.ru [эл.ресурс]
13
Информация о работе Особенности обучению герундию на старшем этапе в средней школе