Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:27, контрольная работа
Целью нашей работы является выявление основных направлений в процессе формирования грамматических навыков старшеклассников при обучении герундию на старшем этапе средней школы.
Задачи исследования: рассмотреть основные методические подходы к обучению грамматике английского языка в старших классах общеобразовательной средней школы; изучить влияний современных технологий на мотивацию обучения; определить формы и методы, способствующие формированию грамматических навыков.
Глава II. Организация обучения грамматике в старших классах
2.1 Формы и методы формирования грамматических навыков в процессе обучения герундию на старшем этапе
Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи. Целесообразно выделить 3 основных этапа формирования грамматического навыка продуктивной речи:1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение.
Ознакомление и первичное закрепление грамматического материала
Целью данного этапа является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль и ее понимание учащимися и первичное закрепление.
Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении, под руководством учителя (школа, начальный этап в вузе) или самостоятельно (продвинутый этап в вузе) в следующей последовательности.
Тренировка грамматического материала
Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развития его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления в высказывании. С этой целью используется имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяются упражнения разного характера.
Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном грамматическом материале. Грамматическую структуру следует повторить без изменения. Выполнение упражнения может продолжить в виде прислушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за преподавателем, списываний текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.
Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмой в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях.
Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для постановки. Подсказка может носить экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования предложений по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем уже составить предложения по образцу. Продуктивные и подстановочные упражнения, построенные по принципу противопоставления, основанные на одновременном показе двух кадров или картинок, изображающих оппозиционные грамматические значений.
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных ранее частей целые высказывания с новым содержанием. Выбор вида упражнения зависит от конкретной задачи.
Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения. Организация игры предполагает создание речевой ситуации, и включающей атрибуты игры, ролевые предписания коммуникативные задания.
Применение грамматического материала в речи
Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, кинофрагментов.
Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством: а) активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения; б) различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного (прочитанного) текста; в) употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи; г) включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях, предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур; д) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, просмотренному кинофильму, предполагающей свободное противопоставление грамматических форм; е) организации и проведения различных видов грамматически направленных ролевых игр.
Контроль грамматических навыков
Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Учитель осуществляет его непосредственно в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения. [11, c.29-41]
2.2 Сравнительный анализ традиционных и инновационных форм обучения герундию на старшем этапе
В данном разделе приводятся анализы уроков, посвященных обучению герундию английского языка. Оба урока ярко иллюстрируют использование коммуникативного подхода на уроках английского языка в старших классах. Первый проведен в традиционном ключе, второй урок сопровождается использованием электронной образовательной программой.
Дата: 10.02.2009
Класс: 10
Педагог: Батыршина И.П.
Школа: МОУ Шишинерская средняя общеобразовательная школа
Тема урока: The functions og the gerund.
УМК: “Enjoy English 10-11” Биболетова М.З.
Данный урок посвящен закреплению герундия учащимися старших классов и использования ими данной грамматической структуры в речи.
Цели урока:
Образовательная: формирование лексико-грамматических навыков в употреблении герундия.
Развивающая: совершенствование навыки рефлексии при выполнении заданий по обучению герундия английского языка.
Воспитательная: воспитание творческого отношения к учебной деятельности, формирование умений и навыков самоконтроля и умения работать в команде.
Задачи:
Закрепить и проверить знания по герундию.
Автоматизировать употребление герундия в разговорной речи.
Развить умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы
Оборудование:
интерактивная доска
презентация по теме
ноутбук
Методы:
объяснительно-иллюстративный
коммуникативный
продуктивный
Содержание занятия: организационный момент, речевая зарядка, ознакомление с грамматическим материалом, закрепление грамматического материала, выполнение упражнений и итоги урока.
Ожидаемый результат: усвоение всеми категориями учащихся темы Герундий на уровни рецепции.
(Ход урока приведен в Приложении 1.)
Данный урок представляет собой яркий пример обучения, основанного на коммуникативном подходе. Каждый этап урока выделен на решение именно, коммуникативных задач вне зависимости от того, какой навык формируется. Урок проводится в занимательной форме. Все учащиеся задействованы в учебном процессе.
С самого начала урока используется интерактивная доска, при помощи которой учитель использует презентацию по теме. Преимущества презентации в том, что учитель не отвлекается на то, чтобы делать записи на доске, экономит на раздаточных материалах.
Начиная с организационного момента, ученики вовлекаются в живой диалог, настраиваясь на рабочий лад. После обсуждения пословицы, учитель вводит тематику урока. Разговор идет исключительно на английском языке. Учитель при этом тщательно подбирает лексику и форму своих высказываний, делая ее максимально понятной для учащихся.
Основная часть урока посвящается более глубокому изучению герундия: его использования, функций в предложении и правописания. Учащиеся уже знакомы с герундием, поэтому им не составляет трудности определить в предложении эту грамматическую форму. Им предстоит углубить знания по данной теме. С помощью презентации ученики знакомятся с правилом и заодно читают пример, приведенный ниже правила. Ученики также знакомятся с правилами написания герундия и с рядом глаголов, после которых желательно или обязательно нужно использовать данную грамматическую форму.
Далее следует этап тренировки. Условно-речевые упражнения являются традиционной формой закрепления грамматических навыков. С помощью таких упражнений учитель пытается вывести изучаемую форму глагола из восприятия на уровне рецепции в активный минимум. Учитель вводит различные модели использования герундия с помощью устных упражнений, затем предлагает учащимся поработать c классом, составляя предложения один за другим, используя герундий, продолжая мысль предыдущего ученика, чтобы получился короткая история. Учащиеся получают свободу для своего воображения и фантазии, что необходимо на данном этапе. Успешное использование подобных упражнений показывает на дружественную и здоровую обстановку в классе. Ученики не стесняются говорить и готовы находу сочинять историю.
В завершении этапа работы над грамматикой, ученики выполняют упражнения письменно самостоятельно, тем самым ученики проверяют свой уровень усвоения данного грамматического материала, чтобы при возникновении вопросов сразу выяснить их при помощи учителя.
В данном уроке учтены все психологические особенности старшеклассников, что выражается в подборе лексики, упражнений и видов деятельности. Хотелось бы отметить и то, что урок отвечает современным требованиям к уроку иностранного языка (использование интерактивной доски и презентации). Здесь следует отметить ряд преимуществ презентации PowerPoint в:
· возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал;
· возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
· возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
· возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
· активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
· экономии учебного времени.
В анализе следующего урока хотелось бы показать, как можно использовать электронные образовательные ресурсы на различных этапах урока, а в качестве примера мы взяли компьютерную образовательную программу «Professor Higgins».
Представленный урок демонстрирует, как можно организовать деятельность учащихся старших классов на уроке с применением компьютерных технологий.
Дата: 03.03.2009
Класс: 11
Педагог: Валеева Р.Х.
Школа: Арская средняя школа №1
Тема урока: «Герундий»
УМК: компьютерная образовательная программа «Professor Higgins».
Цели занятия:
Образовательная: формирование лексико-грамматических навыков в употреблении герундия.
Развивающая: совершенствование навыков рефлексии при выполнении заданий по обучению герундия английского языка.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, формирование навыков самоконтроля.
Цели урока соответствуют его месту в учебной теме, требованию программы обучения иностранному языку и учебного плана для данного класса.
Задачи:
Углубить знания по грамматической форме герундий.
Самостоятельно закрепить в речи изученный материал.
Восполнить самостоятельно пробелы по знанию герундия.
Оборудование:
Образовательная программа «Reward» и «Professor Higgins»,
Компьютеры для каждого ученика,
Раздаточный материал,
Шкала оценивания,
Интерактивная доска.
Ожидаемый результат: усвоение всеми категориями учащихся темы «Герундий» на уровне рецепции. (Ход урока см. в Приложении 2)
Несмотря на схожесть целей и задач, рассматриваемых нами уроков, есть пункт, меняющий и форму, и атмосферу, и темп урока. Это компьютеры, предоставленные каждому ученику и компьютерная образовательная программа.
К сожалению, в наших школах пока нет возможности использовать ИКТ постоянно. Чаще всего подобные уроки устраиваются раз в месяц, в качестве альтернативы традиционному обучению.
Уже с самого начала педагог настраивает учащихся на то, что урок будет интересным. Старшеклассникам особенно нравится работать самостоятельно на компьютерах.
Организационный момент оправданно занимает незначительную часть урока. Учитель сразу переходит к обсуждению темы с учащимися. Затем он предлагает просмотреть фильм, после чего ответить на вопросы по нему. Отвечая на вопросы, в которых они используют Герундий, ученики не только учатся выражать свое мнение по теме, но и закрепляют данный грамматический материал в своей речи.
Следующий этап подразумевает более углубленное изучение грамматического материала. Одновременно с объяснением учителя ученики видят объяснение на экранах своих мониторов. Они отображены в виде схем и словесных пояснений к ним на русском языке. Ученик может потратить на понимание и усвоение правила столько времени, сколько ему нужно.
Информация о работе Особенности обучению герундию на старшем этапе в средней школе