Дискурсивный анализ как основа перевода художественных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать применение дискурс-анализа к произведениям детективного жанра и определить значение этого метода в переводческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятиям «перевод», «текст», «дискурс» и «дискурсивный анализ».
Описать проблемы, возникающие при переводе художественных текстов.
Рассмотреть жанровые характеристики детективной литературы.
Указать на особенности перевода детективных произведений.
Изучить практическое применение дискурс-анализа в процессе перевода.

Оглавление

Введение
1. Перевод художественных текстов с английского языка на русский
1.1 Понятие перевода в современной лингвистике
1.2 Эквивалентность. Уровни эквивалентности. Виды эквивалентности
1.3 Сложности и особенности перевода художественных текстов
1.3.1 Текст как объект изучения. Особенности художественного текста
1.3.2 Перевод художественных текстов
1.3.3 Перевод текстов детективного жанра
2. Дискурс-анализ текстов детективного жанра и их переводов
2.1 Понятие «дискурс»
2.2 Перевод как процесс. Перевод и дискурс
2.3 Дискурсивная модель Синклера и Коултхарда в развитии С.К. Гураль
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дискурсивный анализ как основа перевода художественных текстов.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

Особенности бытовой и  духовной культуры одного народа не могут  быть восприняты в полной мере представителями  других культур, возможно лишь приближенное понимание.

Существуют такие культурные реалии, которые только внешне, по признаку наличия устойчивого лексического соответствия аналогичны реалиям других культур, и необходимы усилия переводчика, чтобы помочь разобраться в отличиях.

Другую группу составляют культурные феномены, не имеющие близких  аналогов в других культурах. Они-то обычно первыми и бросаются в  глаза, когда речь заходит о культурных барьерах. Однако эти контрастивные реалии, как ни странно может показаться на первый взгляд, редко приводят к непониманию при контактах, но нуждаются в достаточно подробном пояснении.

Большую сложность могут  представлять фразеологизмы. Они используются для придания большей выразительности  произведению.

Разное членение явлений  внеязыковой действительности, особенности  внутренней организации фразеологизмов, что также связано с культурными  различиями, затрудняют сопоставление, сравнение идиоматических единиц разных языков, а также нахождение адекватных переводческих соответствий.

Первой проблемой, с которой  сталкивается любой переводчик при  работе с идиомами, является их опознавание. Типов идиом довольно много, некоторые  выявить в тексте сложно. Легко  распознаются те, что явно противоречат описываемым условиям, законам природы  или логике, такие, как: It's raining cats and dogs («льет как из ведра»), to throw caution to the winds («отбросить сомнения»), storm in a cup of tea («буря в стакане воды») и т.д.

Например: It’s raining cats and dogs. I’ve just stepped in a poodle. – Льет как из ведра. Только что в лужу наступил.

In the name of speed, we threw caution to the winds and let out the whole passage in the book while translating. – Чтоб ускорить процесс, мы отбросили сомнения и при переводе выкинули целый абзац из этой книги.

It’s really not a problem. Don’t make a storm in a teacup. – Это на самом деле не проблема. Не устраивай бурю в стакане воды.

Сразу бросаются в глаза  выражения, кажущиеся неправильными  по своей грамматической структуре, т.е. не соответствующие устоявшимся  правилам грамматики данного языка. Сюда можно причислить by and large («в целом»), the powers that be («власть имущие»), the world and his wife («все без исключения»).

Например: By and large, he is a good boy. – В целом, он хороший мальчик.

The powers that be decided that we all need to work ten hours per day. – Власть имущие решили, что мы все должны работать по десять часов в день.

This movie has been watched by the world and his wife. – Этот фильм посмотрели все без исключения.

Выражения, вводимые словом "like", получившие название компаративных фразеологизмов, также в основном не переводятся дословно. Например: like water off a duck's back («как с гуся вода»), like a bat out of hell («очень быстро»).

I must have told her a hundred times that she mustn’t do that, but it’s like water off a duck’s back. – Я, должно быть, сотню раз сказал ей, что так делать нельзя, но с нее все как с гуся вода.

When the house had broken into flames, she ran out of it like a bat out a hell. – Когда дом загорелся, она из него стрелой выскочила.

Если говорить в целом, то, чем сложнее понять фразеологизм, чем меньший смысл имеет он при дословном переводе в данном контексте, тем больше вероятность  того, что переводчик всё же его  распознает. При наличии доступа  к хорошим словарям и справочникам и, что еще лучше, при возможности  консультации с носителем языка  источника совершенно непонятные на первый взгляд идиоматические выражения - просто счастье для переводчика. "Любая сложность восприятия текста должна настораживать, ибо предполагает возможность наличия фразеологизма".22

Есть три случая, когда  фразеологизм можно неправильно  перевести, если переводчик до этого  не был знаком с этим выражением:

- Некоторые фразеологизмы  могут "запутать" переводчика.  Их смысл кажется очевидным,  потому что часто их можно  интерпретировать дословно, они  не выбиваются из контекста,  т.е. "переводчик принимает их  за переменные (свободные) словосочетания, и это приводит к переводу  их на уровне слова". Многие  английские идиомы имеют как  прямое, так и идиоматическое  значения. Например, to take someone for a ride в его фразеологическом значении имеет смысл: "обмануть кого-то".

- Иногда писатели этим  пользуются и интересно обыгрывают  в своем тексте подобные фразеологизмы.  В таком случае переводчик, который  не знаком с данной идиомой,  может легко понять значение, лежащее на поверхности, и не обратить внимание на игру смыслов.

- В языке источнике  и языке перевода могут быть  очень похожие по образности  фразеологизмы, которые на самом  деле обладают разным значением.  Например, приведенный Моной Бейкер вопрос "Has the cat got your tongue?"23 задается в английском языке при попытке заставить кого-то ответить на вопрос или высказаться по какому-нибудь поводу. Аналогично русскому "Ты что, язык проглотил?" Если взять похожее выражение во французском: "donner sa lang au chat" ("дать свой язык кошке") - то смысл не совпадает со значением английской идиомы. Значение французского выражения: "сдаться".24

Как отмечает С. Влахов, бывают и обратные случаи, когда переводчик "наделяет свободное сочетание  качествами устойчивого и передает его, соответственно, на фразеологическом уровне".25 В этом случае необходимо сверяться с фразеологическим словарем во избежание подобных ошибок.

При отсутствии фразеологической единицы в словаре, что возможно в связи с постоянным активным обновлением идиоматической лексики  во многих современных языках, представляется целесообразным сочетание анализа  письменных источников и информации, полученной непосредственно от носителей  языка, на котором написан оригинальный текст.


Информация о работе Дискурсивный анализ как основа перевода художественных текстов