Дискурсивный анализ как основа перевода художественных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать применение дискурс-анализа к произведениям детективного жанра и определить значение этого метода в переводческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятиям «перевод», «текст», «дискурс» и «дискурсивный анализ».
Описать проблемы, возникающие при переводе художественных текстов.
Рассмотреть жанровые характеристики детективной литературы.
Указать на особенности перевода детективных произведений.
Изучить практическое применение дискурс-анализа в процессе перевода.

Оглавление

Введение
1. Перевод художественных текстов с английского языка на русский
1.1 Понятие перевода в современной лингвистике
1.2 Эквивалентность. Уровни эквивалентности. Виды эквивалентности
1.3 Сложности и особенности перевода художественных текстов
1.3.1 Текст как объект изучения. Особенности художественного текста
1.3.2 Перевод художественных текстов
1.3.3 Перевод текстов детективного жанра
2. Дискурс-анализ текстов детективного жанра и их переводов
2.1 Понятие «дискурс»
2.2 Перевод как процесс. Перевод и дискурс
2.3 Дискурсивная модель Синклера и Коултхарда в развитии С.К. Гураль
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дискурсивный анализ как основа перевода художественных текстов.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

Дискурсивный  анализ как основа перевода художественных текстов

Оглавление

 

Введение

1. Перевод художественных  текстов с английского языка  на русский

1.1 Понятие перевода в  современной лингвистике

1.2 Эквивалентность. Уровни  эквивалентности. Виды эквивалентности 

1.3 Сложности и особенности  перевода художественных текстов

1.3.1 Текст как объект  изучения. Особенности художественного  текста

1.3.2 Перевод художественных  текстов

1.3.3 Перевод текстов детективного  жанра

2. Дискурс-анализ текстов детективного жанра и их переводов

2.1 Понятие «дискурс»

2.2 Перевод как процесс.  Перевод и дискурс

2.3 Дискурсивная модель  Синклера и Коултхарда в развитии С.К. Гураль

Заключение

Литература

Введение

 

Представленная выпускная  квалификационная работа посвящена  одной из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день проблем теории и практики перевода: дискурсивный анализ как основа перевода художественных текстов.

Перевод – деятельность сложная. Она предъявляет высокие  требования к исполнителю. Перевод  художественной литературы непрост вдвойне, потому что переводчик в этом случае должен не только обладать переводческой компетенцией, но и иметь талант писателя или поэта.

Из-за того, что подчас непросто разобраться в эксплицитно и  имплицитно выраженной информации, появляется необходимость осуществлять предпереводческий дискурс-анализ для достижения максимально адекватного и эквивалентного результата перевода. При таком изучении оригинала переводчик вопринимает картину мира носителя исходного языка, что, несомненно, помогает лучшему пониманию и более точной передаче текста, предназначенного для перевода.

Новизна данной работы состоит  в применении дискурс-анализа к произведению детективного жанра и его переводам.

В целом, изучение детективного жанра в последнее время становится весьма актуальным. Сейчас детективы  стали писать специалисты-профессионалы  разных отраслей науки, что, естественно, привело к повышению качества литературы этого жанра. Однако необходимо заметить, что на Западе качественные детективные произведения пишутся  уже давно. В связи с этим обнаруживается почва для научного подхода к  анализу такой литературы, что  может способствовать выявлению  законов жанра и причины его  популярности.

Качественный детектив вовсе  не низкий жанр, как может показаться тем, кто с ним незнаком. Более  того, он способствует развитию дедуктивных  способностей читателя. К примеру, в  произведениях Джеймса Хэдли Чейза, Конан Дойля, Рекса Стаута расследование основывается на логическом мышлении.

Попытка дискурс-анализа художественного произведения предпринята по книге А. Кристи «Five Little Pigs» и ее переводам. Выбор был основан на том, что данный детектив, как и другие, вышедшие из-под пера этого автора, логически выстроен, поэтому представляется идеальной основой для экспериментального применения дискурс-анализа. Кроме того, что книги Агаты Кристи действительно интеллектуальны, они также отличаются тем, что в них всегда побеждают герои с высокими моральными качествами.

Цель данной работы –  исследовать применение дискурс-анализа к произведениям детективного жанра и определить значение этого метода в переводческой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение понятиям «перевод», «текст», «дискурс» и «дискурсивный анализ».

Описать проблемы, возникающие  при переводе художественных текстов.

Рассмотреть жанровые характеристики детективной литературы.

Указать на особенности перевода детективных произведений.

Изучить практическое применение дискурс-анализа в процессе перевода.

Сформулировать выводы по исследованию.

Объектом данного исследования является дискурс-анализ произведений детективного жанра. Предметом же – детектив «Пять поросят» и его переводы.

Основными методами исследования являются изучение первоисточников, дискурсивный и компаративный анализ.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во Введении рассматривается тема работы, ее актуальность и новизна, цели и задачи, материал исследования. В Главе 1 освещены теоретические вопросы перевода художественной литературы. В Главе 2 рассматриваются две методики дискурс-анализа и их применение. В Заключении сделаны основные выводы по проведенной работе.

 

1. Перевод художественных  текстов с английского языка  на русский

 

1.1 Понятие перевода в  современной лингвистике

 

Под словом "перевод" лингвисты  обычно понимают либо сам процесс  перевода, либо результат деятельности переводчика - письменный текст или  устное высказывание. В целом, понимание  процесса перевода очень важно, так  как именно от перевода-процесса зависит  получаемый результат.

Перевод - сложный вид  человеческой деятельности. К примеру, Л. Л. Нелюбин в своем "Толковом переводоведческом словаре" предлагает тридцать три определения этому явлению.

Перевод происходит в условиях двуязычной коммуникации. Таким образом, перевод - "процесс межъязыкового  преобразования или трансформации  устного или письменного текста, предъявленного на одном языке, в  текст (устный или письменный) на другом языке"1. Тем не менее, данное определение  чересчур сухо подходит к определению  этого процесса и не раскрывает всю  многогранность понятия.

"Перевод как один  из видов языковой деятельности  представляет собой процесс адекватной  и полноценной передачи мыслей, высказанных на одном языке,  средствами другого языка. Адекватный  и полноценный перевод обусловливает  правильную, точную и полную передачу  особенностей и содержания подлинника  и его языковой формы с учетом  всех особенностей структуры,  стиля, лексики и грамматики, в  сочетании с безукоризненной  правильностью языка, на который  делается перевод"2. Это определение,  несомненно, описывает очень полно  суть перевода, но, к сожалению,  наталкивает на мысль о невозможности  перевода, как такового, ибо совершенство  недостижимо. Для практической  работы данное определение не  подходит.

Известный лингвист М. П. Брандес рассматривает перевод как "вид языкового посредничества, при котором содержание иноязычного текста (оригинала) передается на другой язык путем создания на этом языке информационно и коммуникативно равноценного текста"3. К сожалению, перевод художественного текста может быть лишь приблизительным аналогом оригинала, но никак не равноценным ему полностью, ведь у художественного перевода своя жизнь в языковой, литературной и социальной среде, отличающейся от среды подлинника. К тому же эквиалентность перевода подлиннику всегда будет относительной в связи с разносистемностью языков, своеобразием восприятия оригинала переводчиком, его личным талантом, отбором языковых средств.

В. С. Виноградов воспринимает перевод как "вызванный общественной необходимостью процесс и результат  передачи информации (содержания), выраженные в письменном или устном тексте на одном языке, посредством эквивалентного (адекватного) текста на другом языке"4. В данном случае информация воспринимается в самом широком смысле, т.е. сюда включаются сведения и смыслового, и стилистического характера. Говоря об адекватности, В. В. Виноградов имеет в виду наиболее полное и идентичное сохранение в тексте перевода жанрового своеобразия оригинала, а также информации, содержащейся в подлиннике. При этом эквивалентность перевода понимается как понятие относительное.

И. С. Алексеева дает исчерпывающее  определение интересующему нас  понятию: "Перевод - это деятельность, которая заключается в вариативном  перевыражении, перекодировании текста, порожденного на одном языке, в текст на другом языке, осуществляемая переводчиком, который творчески выбирает вариант в зависимости от вариативных ресурсов языка, вида перевода, задач перевода, типа текста и под воздействием собственной индивидуальности"5.

Таким образом, можно вывести  наиболее полное определение, работающее в рамках данной работы. Перевод - вызванный  общественной необходимостью процесс  межъязыковой и межкультурной коммуникации, при которой создается вторичный  текст, представляющий первичный в  другой социальной, культурной, языковой среде. Основным же предназначением  перевода является, очевидно, его ведущая  роль в преодолении языковых и  культурных барьеров.

 

1.2 Эквивалентность. Уровни  эквивалентности. Виды эквивалентности

 

Особенность перевода, отличающая его от всех других видов языкового  посредничества, в том, что он должен быть полноправной заменой оригинала  и что носители языка перевода считают его абсолютно тождественным исходному тексту. Однако вполне очевидно, что абсолютная тождественность перевода оригиналу недостижима и, тем не менее, это отнюдь не препятствует осуществлению межъязыковой коммуникации.

Переводчики сталкиваются не только с проблемами передачи особенностей поэтической формы, культурно-исторических ассоциаций, специфических реалий и  других тонкостей художественного  изложения, но и со случаями, когда  совершенно не совпадают отдельные  элементы смысла в переводах порой  даже самых элементарных высказываний, и тут уже потери неизбежны.

В целях определения тождества  содержания оригинала и перевода был введен термин «эквивалентность», обозначающий смысловую близость оригинала  и перевода, т.е. общность содержания. Важность максимального совпадения между этими текстами несомненна, поэтому эквивалентность обычно рассматривается как основной признак  и условие существования перевода. Исходя из этого, мы можем сделать  следующие выводы.

Во-первых, условие эквивалентности  должно включаться в само определение  перевода. Так, английский переводовед Дж. Кэтфорд определяет перевод как «замену текстового материала на одном языке эквивалентным текстовым материалом на другом языке»6.

Во-вторых, «эквивалентность»  становится оценочным понятием, т.е. перевод считается «правильным» лишь при достижении должного уровня эквивалентности.

В-третьих, поскольку условием перевода является эквивалентность, следовательно, необходимо определить это условие, а именно: указать, в чем заключается  переводческая эквивалентность, что  должно быть сохранено в переводе в обязательном порядке.

В поисках ответа на последний  вопрос в современном переводоведении можно обнаружить три основных подхода к определению понятия «эквивалент».

До недавнего времени  в переводоведении ведущее место принадлежало лингвистическим теориям перевода, в которых доминирует традиционный взгляд, т.е. считается, что основную роль в переводе играют языки. При таком подходе задачи переводчика могут быть сведены к максимально точной передаче текста оригинала языком перевода в его полном объёме.

Некоторые определения, по сути, подменяют эквивалентность тождественностью, таким образом, утверждая, что перевод  должен полностью сохранять содержание оригинала. А.В. Федоров, например, пользуясь вместо «эквивалентности» термином «полноценность», заявляет, что под «полноценным» переводом понимается «исчерпывающая передача смыслового содержания подлинника»7.

Однако это утверждение  не находит подтверждения в наблюдаемых  фактах, и его сторонники вынуждены  прибегать к различным оговоркам, которые фактически противоречат данному  ими самими определению. Так, например, Л. С. Бархударов пишет, что о полном сохранении содержания и смысла оригинала можно говорить лишь в относительном смысле, что «при переводе неизбежны смысловые потери, то есть значения, выраженные в тексте на ИЯ, в тексте перевода сохраняются не полностью и передаются лишь частично»8. Продолжая свои рассуждения, выдающийся ученый-лингвист утверждает, что в связи с этим «текст перевода никогда не может быть полным и абсолютным эквивалентом текста подлинника», однако остается неясным, как это совместить с тем, что «неизменность плана содержания» была указана в качестве единственного определяющего признака перевода.

Подход к переводу, описанный  выше, дал основания для появления  так называемой теории непереводимости, согласно которой перевод, абсолютно  идентичный оригиналу, невозможен в  принципе. И с этим нельзя не согласиться  в какой-то мере, ведь словарный состав, как и система грамматики каждого  языка уникальны. Более того, многие культуры существенно отличаются друг от друга.

Тем не менее, утверждение  о том, что невозможен сам перевод, весьма спорно.

Существует еще один подход к решению проблемы переводческой  эквивалентности. Заключается он в  попытке обнаружить в содержании оригинала какую-то инвариантную часть, сохранение которой необходимо и  достаточно для достижения эквивалентности  перевода. Наиболее часто на роль такого инварианта предлагается либо функция  текста оригинала, либо описываемая  в этом тексте ситуация. Иными словами, если перевод способен выполнить  ту же функцию, что и текст оригинала, или описывает ту же самую реальность, то он эквивалентен.

Однако какая бы часть  содержания оригинала ни избиралась в качестве основы для достижения эквивалентности, всегда можно обнаружить достаточное количество выполненных  и обеспечивающих межъязыковую коммуникацию переводов, в которых данная часть  исходной информации не сохранена. И  в то же время существуют переводы, где она сохранена, однако, они  не способны выполнять ту же функцию, что и оригинальный текст в своей культуре. В таких случаях мы оказываемся перед неприятным выбором: либо не признавать эти переводы переводами, либо согласиться с тем, что инвариантность данной части содержания не является обязательным признаком перевода.

Третий подход к определению  переводческой эквивалентности  можно назвать эмпирическим, он представлен  в работах В.Н. Комиссарова9. Суть этого подхода состоит в том, что не стоит пытаться определить, что должно сохраниться от оригинала в переводе, а сопоставить большое число реально выполненных переводов с их оригиналами и понять, в чем заключается их эквивалентность. Проделав такой эксперимент, Комиссаров пришел к выводу, что степень смысловой близости к оригиналу у разных переводов неодинакова, и их эквивалентность основывается на сохранении разных частей содержания оригинала.

Информация о работе Дискурсивный анализ как основа перевода художественных текстов