Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Данная курсовая работа призвана дать ответы на вопросы о механизмах инноваций в России:
кто является «двигателем» инновационного процесса внутри фирмы;
за счет каких средств финансируются инновации;
кто разрабатывает новые продукты и технологии;
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний..5
1.1 Уровень инновационной деятельности………………………….…………..5
1.2 Факторы инновационной деятельности………………………………….10
Глава 2 Проблемы и перспективы инновационной деятельности в РФ ….....17
2.1 Барьеры для инновационной деятельности………………………………17
2.2 Механизмы инноваций…………………………………………………….24
Заключение…………………………………
Главным стимулом для внедрения
новых продуктов является стремление
обогнать конкурентов, а для внедрения
новых технологий — необходимость
снижения издержек. Примечательно, что
в 35% компаний-респондентов имеется
топ-менеджер, отвечающий за инновации,
тогда как специальные процессы
по сбору инновационных идей внутри
самой компании есть только в 17% из них,
а система материального
Русинок1215
Элементы системы генерации инноваций
Интересно, что эти механизмы
практически одинаково хорошо работают
и для глобальных, и для локальных
инноваций. (Впрочем, наличие топ-менеджера,
отвечающего за инновации, повышает
вероятность внедрения
Существенно, что чаще всего (почти
в 80% случаев) новые продукты и технологии
разрабатываются внутри самих внедривших
их компаний. Лишь небольшая доля компаний
(не более 20%) обращались для этого
к внешним подрядчикам в
При этом наиболее распространенный способ финансирования разработки новых продуктов (упомянут 87% респондентов) — это использование собственных средств компаний (рис. 13). Примерно каждая пятая компания (18%) использовала средства РВК и «Роснано» и каждая десятая (10%) — иностранные инвестиции. Таким образом, абсолютное большинство инноваций разрабатывается внутри самих компаний, практически без привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов извне.
Рисунок 1316
Источники финансирования компаний
Это наблюдение хорошо согласуется
с отмеченной ранее более высокой
инновационной активностью
Вопрос, соответственно, не в том, что российские крупные компании по природе более инновационны, а в том, что у более мелких компаний просто нет необходимых ресурсов. Следует отметить, что в развитых странах, несмотря на активность государства в поддержке инноваций на уровне малых и средних фирм, этот разрыв также ярко выражен. Так, данные опросов компаний в странах ОЭСР показывают, что инновационная активность компаний с занятостью выше 250 человек в 1,5–2 раза выше, чем в среднем по всем компаниям (например, во Франции доля компаний-инноваторов в экономике составляет порядка 40%, а среди крупных компаний — около 70%).
Заключение
Уровень инновационной активности сильно зависит от характеристик самих компаний. Исследование показало, что наиболее высока вероятность инновационной деятельности в крупнейших частных компаниях, вышедших за пределы национального рынка. Доля компаний, вводивших новые продукты в 2008-2010 гг., среди частных компаний была в 4 раза выше, чем среди компаний с государственным участием и в полностью государственных компаниях. Государственные компании и компании с государственным участием, принявшие участие в исследовании, в рассматриваемом периоде не внедряли инновационные продукты, новые для глобальных рынков. Доля компаний, внедрявших новые для мировых рынков инновационные технологии, среди частных компаний в два раза выше, чем среди государственных и компаний с государственным участием. Эффект сохраняется и при проведении эконометрического анализа, который позволяет отделить эффекты отраслевой специфики, размера компании и участия международного капитала, перечисленные эффекты частной собственности в основном сохраняются, однако масштаб различий значительно смягчается.
Данные показывают, что международные
компании, работающие в России, существенно
активнее ведут инновационную
Вероятность введения новых технологий и новых бизнес-процессов была заметно выше в наиболее крупных компаниях. Так, вероятность введения новых технологий в компаниях с продажами свыше 1 миллиарда долларов в год была, при прочих равных, на треть выше, чем в компаниях с продажами от 100 до 500 миллионов долларов. Вероятность введения новых бизнес-процессов в крупнейших (с продажами более 1 миллиарда долларов) компаниях была, при прочих равных, на 46% выше, чем в компаниях с продажами 100-500 миллионов долларов. Сравнительно более высокий уровень инновационной активности именно в крупнейших компаниях объясним, поскольку абсолютное большинство инноваций разрабатывается внутри самих компаний, практически без привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов извне. Существенно, что чаще всего (почти в 80% случаев) новые продукты и технологии разрабатываются внутри самих внедривших их компаний. Менее 20% компаний обращались для этого к внешним подрядчикам в России, и лишь несколько использовали зарубежных подрядчиков. Наиболее распространенный способ финансирования разработки новых продуктов (упомянут 87% респондентов) -использование собственных средств компаний. Почти каждая пятая компания (18%) использовала средства РВК и Роснано, и каждая десятая (10%) - иностранные инвестиции.
По мнению самих компаний, больше
всего препятствуют их инновационной
активности такие факторы, как сложность
привлечения финансирования для
внедрения инновационных
Большинство компаний верят, что к
2020 г. инновационная компонента российской
экономики существенно
Список используемой литературы
1. Горохов Д. Строительные инновации 2007
2. Гохберг Л.М. Новая инновационная система для "новой экономики". - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 2009.
4. Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2008. - С.178.
5. Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
6. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. - 2008. - № 7.
7. Косалс Л. Технологические инновации в России (данные мониторинга на предприятиях ВПК) // Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2006. - С.171-172.
8. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2009. - №9.
9. Миндубаева Э.Р. Необходимость инноваций: проблемы и пути активизации инновационной деятельности // www.tisbi.ru.
10. Посталюк М.П. Влияние экономической системы на инновационную деятельность в условиях рынка 2009// tisbi.ru.
11. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики. - Спб., 2007. - N 3 (15).
12. Симачев Ю.В. Направления и факторы реформирования промышленных предприятий // Экономический журнал ВШЭ. - 2010. - №3. - С.328-347.
13. Степанова Е.А. Инновационная стратегия: потенциал, ограничения, предпосылки успешности // tisbi.ru.
14. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятий // www.domino. innov.ru.
15. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2007.
16. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006
17. Вольский И.А. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. – М.,2006. – С. 300
18. Дежина И.И. Обеспечение эффективных механизмов осуществление инновационной деятельности в российской экономике // www.iet.ru
19. Приданов В.С.Формирование инновационной стратегии России // Экономика XXI века.-2008. - № 5. – С. 3
20. Миронов И М.Государственная политика привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность. – СПб., 2009. – С. 21
21. Роль государства в инновационной экономике России// Инновации и предпринимательство 2009
22. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система. / Материалы конференции четвертого международного Форума “Высокие технологии 21 века. _ М.: ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2007 – с. 12 – 15
23. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики.- 2007.- №7.- С.61
24. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы Экономики.- 2007.- 3№.- С. 39
25. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность.- М., 2007.- С. 51
26. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития // Под ред. Голиченко О.Г.- М., 2008.- С. 243
27. Максимов Ю.М. , Митяков С.Н. Методика оценки инновационного потенциала // Инновации.- 2008.- №2.- С. 57
1 Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2008
2 Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2008
3 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
4 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
5 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
6 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
7 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
8 Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2009
9 Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2009
10 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
11 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
12 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
13 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
14 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
15 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
16 Инновации: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
Информация о работе Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний