Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа призвана дать ответы на вопросы о механизмах инноваций в России:
кто является «двигателем» инновационного процесса внутри фирмы;
за счет каких средств финансируются инновации;
кто разрабатывает новые продукты и технологии;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний..5
1.1 Уровень инновационной деятельности………………………….…………..5
1.2 Факторы инновационной деятельности………………………………….10
Глава 2 Проблемы и перспективы инновационной деятельности в РФ ….....17
2.1 Барьеры для инновационной деятельности………………………………17
2.2 Механизмы инноваций…………………………………………………….24
Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

Инновационная .docx

— 391.30 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний..5

1.1 Уровень инновационной деятельности………………………….…………..5

1.2 Факторы инновационной деятельности………………………………….10

Глава 2 Проблемы и перспективы инновационной деятельности в РФ ….....17

2.1 Барьеры для инновационной деятельности………………………………17

2.2 Механизмы инноваций…………………………………………………….24

Заключение……………………………………………….………………………29

Список используемой литературы……………………………………………..31

Введение

Необходимость инновационного развития в России особенно очевидна на фоне ключевых вызовов, которые стоят  сегодня перед национальной экономикой. Сокращение доступных трудовых ресурсов, низкая производительность труда и  низкая энергоэффективность, сырьевая зависимость экономики — все  это, безусловно, означает, что стимулирование инноваций (в широком смысле) действительно  является сегодня ключевой задачей  для экономики и общества.

Под «инновациями» подразумевается весьма широкий спектр действий. Во-первых, «инновации» включают в себя внедрение новых или существенно улучшенных продуктов и услуг, новых технологий производства и новых бизнес-процессов. Во-вторых, «инновации» могут быть глобальными, когда компания делает что-то впервые в мире1. Но продукты, технологии и процессы могут также быть «инновационными» в пределах только данного рынка (в этом исследовании выделяются рынок стран СНГ, российский рынок и отдельные региональные рынки в России) и даже в пределах только данной конкретной компании. Таким образом, инновационный процесс включает в себя и широкий спектр видов деятельности, ориентированных не только на изобретение и внедрение абсолютного нового, но и на заимствование и адаптацию уже существующего: они не обязательно должны немедленно вести к глобальному лидерству, однако жизненно важны для постоянного повышения эффективности и конкурентоспособности компании.

Как показывают данные по странам  ОЭСР, в арсенале большинства мировых  компаний сочетаются все вышеперечисленные виды инноваций. Данные, полученные в ходе настоящего исследования, показывают, что в России внедрение инновационных технологий и бизнес-процессов (в дополнение к внедрению новых продуктов) и инновации в масштабах локальных рынков или даже отдельных компаний (т.е. ориентированные на заимствование и адаптацию) также обеспечивают значительную часть инновационной динамики в национальной экономике2. В этом нет ничего удивительного: как показывают современные экономические исследования, для таких стран, как Россия, отстающих от переднего края производительности, именно заимствование и адаптация могут стать главным источником быстрого роста эффективности.

Данная курсовая работа призвана дать ответы на вопросы о механизмах инноваций в России:

кто является «двигателем» инновационного процесса внутри фирмы;

за счет каких средств финансируются  инновации;

кто разрабатывает новые продукты и технологии;

какое место занимают инновации  в бизнесе компаний.

Наконец, значительная часть работы посвящена оценке самими компаниями собственной инновационной активности и инновационной активности в их отраслях, а также барьеров, препятствующих, по их мнению, инновационной активности в стране, и мер, которые могло бы предпринять государство для стимулирования этой активности.

Глава1 Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний

1.1 Уровень инновационной активности

Инновационную деятельность ведет  значительная часть опрошенных компаний. Так, 39% респондентов заявили, что их компании в 2008–2010 гг. запустили производство новых продуктов, никогда ими  ранее не производившихся (рис. 1). Однако вдвое чаще инновации связаны не с запуском новых продуктов, а с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов (73 и 66% респондентов, соответственно).

Рисунок 13

Компании ведущие инновационную  деятельность

Более половины компаний потратили  в 2009 г. на НИОКР от 3 до 10% оборота, еще 30% потратили менее 3% (рис. 2). В 2010 г. компании в целом планировали нарастить инвестиции в НИОКР: лишь 10% собираются потратить менее 3% оборота, и почти 70% — от 3 до 10% оборота. Эти показатели в целом соответствуют мировому уровню: по последним данным ОЭСР, компании в среднем вкладывают в инновации 1–2% оборота, но для крупных компаний эта цифра выше — в среднем 5%.

 

 

 

Рисунок 24

Вложения компаний в инновации

 
Отвечая на вопрос об основных видах  инновационной деятельности, на которые  их компания тратила средства на протяжении двух последних лет, 64% респондентов назвали «исследования и разработки», 52% — «приобретение машин и  оборудования», 40% — «обучение и  подготовку персонала».

Вместе с тем даже успешно  внедряемые инновационные продукты играют в основном ограниченную роль в бизнесе компаний. Лишь в одной  компании они обеспечивают более 50% выручки, тогда как в половине компаний, внедряющих инновационные  продукты, на них приходится менее 10% выручки, еще в трети — от 10 до 25%. Схожая ситуация и с инновационными технологиями: лишь в одной из компаний-респондентов к ним относится более половины всех используемых технологических процессов. При этом в половине компаний, внедряющих инновационные технологии, они охватывают менее 10% процессов.

Треть респондентов заявили, что компании по уровню инновационной активности «опережают и существенно опережают» своих прямых конкурентов в России (рис. 3), еще 50% полагают, что находятся с конкурентами на одном уровне. Более инновационными себя считают частные, крупные и международные компании.

Рисунок 35

Компании по уровню инновационной  активности

Более того, некоторые из компаний-респондентов заявляли в ходе опроса о внедрении  ими в 2008–2010 гг. не просто новых, но глобально новых инновационных  продуктов, технологий и бизнес-процессов. Треть компаний, внедрявших инновационные  продукты (или примерно 14% от общего числа опрошенных) считают, что один или несколько их продуктов были инновационными в глобальном масштабе, т.е. компания респондента начала их производство первой в мире (рис. 4).

Рисунок 46

Компании внедряющие инновационные  продукты

Это согласуется с ответами на другой вопрос: представители в общей  сложности 10% опрошенных компаний считают, что опережают или существенно  опережают в области инноваций  глобальных лидеров своей отрасли. Представители 23% респондентов (примерно 17% от общего числа компаний), внедривших новые технологии, считают их инновационными в глобальном масштабе. Среди внедривших новые бизнес-процессы на глобальное первенство претендуют 27% компаний (примерно 18% от общего числа опрошенных).

С другой стороны, значительная доля респондентов готовы также признать, что внедренные ими продукты, технологии и бизнес-процессы были новыми только для их компаний (26, 27 и 35% от всего числа компаний, внедрявших инновации соответствующего типа). Наши данные не позволяют оценить, насколько оправданны претензии компаний на глобальное лидерство внедряемых ими продуктов, технологий и процессов. Очевидно, однако, что необходимость инновационной деятельности и желательность ориентации на глобально прорывные направления усвоены руководством российских компаний — по крайней мере на уровне риторики.

Вопрос об инновациях задавался  применительно к различным рынкам — глобальному, рынку бывших стран CHr, российскому, региональному (респонденты  также отвечали на вопрос об инновациях, являющихся таковыми исключительно  для компании). Доля компаний — технологических  инноваторов (т.е. вводивших новые  продукты либо новые технологии) для  этих рынков составила соответственно 18, 31, 49, 53 и 80%.

Рисунок 57

Инновационная деятельность России по сравнению с зарубежными странами

Интересно сравнить эти цифры с  данными опросов, проводившихся  в других странах. Доля средних и  крупных компаний, положительно отвечавших на вопрос об инновациях в продуктах  или технологиях, несколько лет  назад в Швеции, Дании, Франции  и Германии составляла более 70%, в  Норвегии, Голландии, Швейцарии —  от 50 до 70%.5

Таким образом, если рассматривать  инновационную активность наших  компаний в поле национального рынка, она вполне сопоставима с аналогичными мировыми показателями. Что касается инноваций в глобальном масштабе, российские компании отстают от компаний развитых стран примерно в 3 раза.

1.2 Факторы инновационной активности

Один из наиболее примечательных выводов, которые позволяют сделать полученные данные, состоит в том, что склонность к инновационной деятельности сильно зависит от характеристик самих  компаний. В 2008–2010 гг. доля компаний, внедрявших новые продукты, среди частных  компаний была в 4 раза выше, чем в  компаниях с государственным  участием и в полностью государственных  компаниях (табл. 2). Часть этого эффекта  объясняется различиями в размере  и отраслевой принадлежности государственных  и частных компаний в нашей  выборке. Но даже с учетом этих факторов (как показывает эконометрический анализ) частные компании внедряют новые  инновационные продукты как минимум  в полтора раза чаще, чем полностью  и частично государственные.

Таблица 18

Новые продукты, технологии и бизнес-процессы, анализ по формам собственности, %

Компания 

Продукты 

Технологии 

Бизнес-процессы

Полностью частная 

52,2

73,1

64,2

До 25% государственного участия 

75,0

50,0

От 25 до 50% государственного участия 

20,0

80,0

80,0

Свыше 50% государственного участия 

12,5

100,0

75,0

Полностью государственная 

12,5

56,3

68,8

Всего

39,0

73,0

66,0


Вероятность введения новых технологий в полностью государственных  компаниях, при прочих равных, в 1,7 раз  ниже, чем в компаниях с частичным  государственным контролем.

Государственные компании и компании с государственным участием, принявшие  участие в исследовании, в 2008–2010 гг. не внедряли инновационные продукты, новые для глобальных рынков (табл. 3). Доля вводивших глобально инновационные  технологии среди частных компаний в два раза выше, чем среди полностью  и частично государственных компаний.

 

 

Таблица 29

Продукты, технологии и бизнес-процессы, являющиеся глобальными инновациями, анализ по формам собственности, %

Компания 

Продукты 

Технологии 

Бизнес-процессы

Полностью частная 

20,9

19,4

23,9

До 25% государственного участия 

0,0

0,0

0,0

От 25 до 50% государственного участия 

0,0

20,0

0,0

Свыше 50% государственного участия 

0,0

25,0

12,5

Полностью государственная 

0,0

6,3

6,3

Всего

14,0

17,0

18,0


Данные показывают также, что международные  компании, работающие в России, существенно  активнее ведут инновационную деятельность, чем российские (рис. 6). Доля компаний, вводивших новые продукты, в два раза выше среди международных компаний, чем среди российских компаний, работающих в России, а доля компаний, вводивших новые технологии и бизнес-процессы, — примерно в полтора раза выше. Российские компании, работающие на международных рынках, вводят новые технологии и бизнес-процессы не реже, чем международные, хотя существенно отстают от международных коллег во введении инновационных продуктов. (Это, в свою очередь, в значительной степени объясняется тем, что большинство российских компаний, вышедших на мировые рынки, относятся к добывающей промышленности и энергетике.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний