Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Данная курсовая работа призвана дать ответы на вопросы о механизмах инноваций в России:
кто является «двигателем» инновационного процесса внутри фирмы;
за счет каких средств финансируются инновации;
кто разрабатывает новые продукты и технологии;
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний..5
1.1 Уровень инновационной деятельности………………………….…………..5
1.2 Факторы инновационной деятельности………………………………….10
Глава 2 Проблемы и перспективы инновационной деятельности в РФ ….....17
2.1 Барьеры для инновационной деятельности………………………………17
2.2 Механизмы инноваций…………………………………………………….24
Заключение…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний..5
1.1 Уровень инновационной деятельности………………………….…………..5
1.2 Факторы инновационной деятельности………………………………….10
Глава 2 Проблемы и перспективы инновационной деятельности в РФ ….....17
2.1 Барьеры для инновационной деятельности………………………………17
2.2 Механизмы инноваций…………………………………………………….
Заключение……………………………………………….…
Список используемой литературы……………………………………………..
Необходимость инновационного развития в России особенно очевидна на фоне ключевых вызовов, которые стоят сегодня перед национальной экономикой. Сокращение доступных трудовых ресурсов, низкая производительность труда и низкая энергоэффективность, сырьевая зависимость экономики — все это, безусловно, означает, что стимулирование инноваций (в широком смысле) действительно является сегодня ключевой задачей для экономики и общества.
Под «инновациями» подразумевается весьма широкий спектр действий. Во-первых, «инновации» включают в себя внедрение новых или существенно улучшенных продуктов и услуг, новых технологий производства и новых бизнес-процессов. Во-вторых, «инновации» могут быть глобальными, когда компания делает что-то впервые в мире1. Но продукты, технологии и процессы могут также быть «инновационными» в пределах только данного рынка (в этом исследовании выделяются рынок стран СНГ, российский рынок и отдельные региональные рынки в России) и даже в пределах только данной конкретной компании. Таким образом, инновационный процесс включает в себя и широкий спектр видов деятельности, ориентированных не только на изобретение и внедрение абсолютного нового, но и на заимствование и адаптацию уже существующего: они не обязательно должны немедленно вести к глобальному лидерству, однако жизненно важны для постоянного повышения эффективности и конкурентоспособности компании.
Как показывают данные по странам ОЭСР, в арсенале большинства мировых компаний сочетаются все вышеперечисленные виды инноваций. Данные, полученные в ходе настоящего исследования, показывают, что в России внедрение инновационных технологий и бизнес-процессов (в дополнение к внедрению новых продуктов) и инновации в масштабах локальных рынков или даже отдельных компаний (т.е. ориентированные на заимствование и адаптацию) также обеспечивают значительную часть инновационной динамики в национальной экономике2. В этом нет ничего удивительного: как показывают современные экономические исследования, для таких стран, как Россия, отстающих от переднего края производительности, именно заимствование и адаптация могут стать главным источником быстрого роста эффективности.
Данная курсовая работа призвана дать ответы на вопросы о механизмах инноваций в России:
кто является «двигателем» инновационного процесса внутри фирмы;
за счет каких средств финансируются инновации;
кто разрабатывает новые продукты и технологии;
какое место занимают инновации в бизнесе компаний.
Наконец, значительная часть работы посвящена оценке самими компаниями собственной инновационной активности и инновационной активности в их отраслях, а также барьеров, препятствующих, по их мнению, инновационной активности в стране, и мер, которые могло бы предпринять государство для стимулирования этой активности.
Инновационную деятельность ведет значительная часть опрошенных компаний. Так, 39% респондентов заявили, что их компании в 2008–2010 гг. запустили производство новых продуктов, никогда ими ранее не производившихся (рис. 1). Однако вдвое чаще инновации связаны не с запуском новых продуктов, а с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов (73 и 66% респондентов, соответственно).
Рисунок 13
Компании ведущие
Более половины компаний потратили в 2009 г. на НИОКР от 3 до 10% оборота, еще 30% потратили менее 3% (рис. 2). В 2010 г. компании в целом планировали нарастить инвестиции в НИОКР: лишь 10% собираются потратить менее 3% оборота, и почти 70% — от 3 до 10% оборота. Эти показатели в целом соответствуют мировому уровню: по последним данным ОЭСР, компании в среднем вкладывают в инновации 1–2% оборота, но для крупных компаний эта цифра выше — в среднем 5%.
Рисунок 24
Вложения компаний в инновации
Отвечая на вопрос об основных видах
инновационной деятельности, на которые
их компания тратила средства на протяжении
двух последних лет, 64% респондентов
назвали «исследования и
Вместе с тем даже успешно внедряемые инновационные продукты играют в основном ограниченную роль в бизнесе компаний. Лишь в одной компании они обеспечивают более 50% выручки, тогда как в половине компаний, внедряющих инновационные продукты, на них приходится менее 10% выручки, еще в трети — от 10 до 25%. Схожая ситуация и с инновационными технологиями: лишь в одной из компаний-респондентов к ним относится более половины всех используемых технологических процессов. При этом в половине компаний, внедряющих инновационные технологии, они охватывают менее 10% процессов.
Треть респондентов заявили, что компании по уровню инновационной активности «опережают и существенно опережают» своих прямых конкурентов в России (рис. 3), еще 50% полагают, что находятся с конкурентами на одном уровне. Более инновационными себя считают частные, крупные и международные компании.
Рисунок 35
Компании по уровню инновационной активности
Более того, некоторые из компаний-респондентов заявляли в ходе опроса о внедрении ими в 2008–2010 гг. не просто новых, но глобально новых инновационных продуктов, технологий и бизнес-процессов. Треть компаний, внедрявших инновационные продукты (или примерно 14% от общего числа опрошенных) считают, что один или несколько их продуктов были инновационными в глобальном масштабе, т.е. компания респондента начала их производство первой в мире (рис. 4).
Рисунок 46
Компании внедряющие инновационные продукты
Это согласуется с ответами на другой вопрос: представители в общей сложности 10% опрошенных компаний считают, что опережают или существенно опережают в области инноваций глобальных лидеров своей отрасли. Представители 23% респондентов (примерно 17% от общего числа компаний), внедривших новые технологии, считают их инновационными в глобальном масштабе. Среди внедривших новые бизнес-процессы на глобальное первенство претендуют 27% компаний (примерно 18% от общего числа опрошенных).
С другой стороны, значительная доля респондентов готовы также признать, что внедренные ими продукты, технологии и бизнес-процессы были новыми только для их компаний (26, 27 и 35% от всего числа компаний, внедрявших инновации соответствующего типа). Наши данные не позволяют оценить, насколько оправданны претензии компаний на глобальное лидерство внедряемых ими продуктов, технологий и процессов. Очевидно, однако, что необходимость инновационной деятельности и желательность ориентации на глобально прорывные направления усвоены руководством российских компаний — по крайней мере на уровне риторики.
Вопрос об инновациях задавался
применительно к различным
Рисунок 57
Инновационная деятельность России по
сравнению с зарубежными
Интересно сравнить эти цифры с данными опросов, проводившихся в других странах. Доля средних и крупных компаний, положительно отвечавших на вопрос об инновациях в продуктах или технологиях, несколько лет назад в Швеции, Дании, Франции и Германии составляла более 70%, в Норвегии, Голландии, Швейцарии — от 50 до 70%.5
Таким образом, если рассматривать инновационную активность наших компаний в поле национального рынка, она вполне сопоставима с аналогичными мировыми показателями. Что касается инноваций в глобальном масштабе, российские компании отстают от компаний развитых стран примерно в 3 раза.
Один из наиболее примечательных выводов,
которые позволяют сделать
Таблица 18
Новые продукты, технологии и бизнес-процессы, анализ по формам собственности, %
Компания |
Продукты |
Технологии |
Бизнес-процессы |
Полностью частная |
52,2 |
73,1 |
64,2 |
До 25% государственного участия |
— |
75,0 |
50,0 |
От 25 до 50% государственного участия |
20,0 |
80,0 |
80,0 |
Свыше 50% государственного участия |
12,5 |
100,0 |
75,0 |
Полностью государственная |
12,5 |
56,3 |
68,8 |
Всего |
39,0 |
73,0 |
66,0 |
Вероятность введения новых технологий в полностью государственных компаниях, при прочих равных, в 1,7 раз ниже, чем в компаниях с частичным государственным контролем.
Государственные компании и компании
с государственным участием, принявшие
участие в исследовании, в 2008–2010
гг. не внедряли инновационные продукты,
новые для глобальных рынков (табл.
3). Доля вводивших глобально
Таблица 29
Продукты, технологии и бизнес-процессы, являющиеся глобальными инновациями, анализ по формам собственности, %
Компания |
Продукты |
Технологии |
Бизнес-процессы |
Полностью частная |
20,9 |
19,4 |
23,9 |
До 25% государственного участия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
От 25 до 50% государственного участия |
0,0 |
20,0 |
0,0 |
Свыше 50% государственного участия |
0,0 |
25,0 |
12,5 |
Полностью государственная |
0,0 |
6,3 |
6,3 |
Всего |
14,0 |
17,0 |
18,0 |
Данные показывают также, что международные
компании, работающие в России, существенно
активнее ведут инновационную
Информация о работе Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний