Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Данная курсовая работа призвана дать ответы на вопросы о механизмах инноваций в России:
кто является «двигателем» инновационного процесса внутри фирмы;
за счет каких средств финансируются инновации;
кто разрабатывает новые продукты и технологии;
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний..5
1.1 Уровень инновационной деятельности………………………….…………..5
1.2 Факторы инновационной деятельности………………………………….10
Глава 2 Проблемы и перспективы инновационной деятельности в РФ ….....17
2.1 Барьеры для инновационной деятельности………………………………17
2.2 Механизмы инноваций…………………………………………………….24
Заключение…………………………………
Рисунок 610
Инновационные продукты, технологии и бизнес-процессы по типу компании
Доля компаний, вводивших глобально
инновационные продукты, среди международных
компаний, работающих в России, была
в 15 раз выше, чем среди российских
компаний, действующих только в пределах
национального рынка (рис. 7). Доля вводивших
глобально инновационные технологии и
глобально инновационные бизнес-процессы
для международных компаний в 8,5 и в 6,5
раз выше, чем для их российских коллег.
У российских компаний, уже вышедших на
международные рынки, эти показатели были
в 2–3 раза выше, чем у их коллег, действующих
только в рамках национального рынка.
Эти эффекты сохраняются (хотя и с меньшим
значением) при проведении эконометрического
анализа, который учитывает влияние отраслевой
принадлежности, размера компании и наличия
международного капитала.
Рисунок 711
Глобально инновационные продукты, технологии и бизнес-процессы по типу компании
При анализе инновационной
Заметно также, что вероятность введения новых технологий и новых бизнес-процессов была существенно выше в наиболее крупных компаниях (рис. 8). Так, вероятность введения новых технологий в компаниях с продажами свыше 1 млрд долл. в год была, при прочих равных, на треть выше, чем в компаниям с продажами от 100 до 500 млн. Вероятность введения новых бизнес-процессов в крупнейших (с продажами более 1 млрд долл.) компаниях была (при прочих равных) на 46% выше, чем в компаниях с продажами 100500 млн долл. Каковы характеристики компаний-инноваторов за рубежом? Согласно недавнему исследованию ОЭСР7, опирающемуся на данные разных стран, характеристики компаний — инноваторов в большинстве стран схожи. Для всех стран вероятность инноваций выше в крупных компаниях и в компаниях, имеющих выход на международные рынки; в большинстве стран (исключениями являются Канада и Норвегия) вероятность инноваций выше в компаниях, являющихся частью группы.
Рисунок 812
Инновационные продукты, технологии и бизнес-процессы по размеру компании
Респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале значимость барьеров, влияющих как на инновационную активность их компании, так и на инновационную активность в стране в целом. В качестве возможных препятствий для инновационной активности самих компаний-респондентов были перечислены следующие варианты ответов:
В качестве наиболее значимых из этого
списка (5 баллов) респонденты выбирали
такие факторы, как «сложность привлечения
финансирования для внедрения инновационных
продуктов» и «избыточная
Рисунок 913
Проблемы инновационной
Эконометрический анализ позволил выделить статистически значимые различия среди ответов компаний разных типов.
Сложность привлечения финансирования
оказалась более существенной для
тех компаний, которые сами имеют
опыт внедрения глобально
Отсутствие культуры инноваций в большей степени волнует компании, внедрявшие в последние годы инновационные бизнес-процессы. Эту группу компаний больше, чем других, волнует и такая проблема, как нехватка управленческих кадров. В то же время компании, осуществившие недавно ввод инновационных технологий, судя по всему, с такой проблемой справились — для них она менее значима, чем для всех остальных компаний.
Проблема культуры инноваций волнует
и зарубежные компании. Согласно данным
международного опроса BCG, 38% компаний
оценивают свои усилия по повышению
культуры инноваций как недостаточные.
В подавляющем большинстве
Возвращаясь к российским компаниям, отметим, что особый интерес представляют их ответы на вопросы о проблемах с кадрами. Оказалось, что нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность, и нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, в меньшей степени волнуют российские компании, работающие в России, по сравнению с международными компаниями и с российскими компаниями, имеющими выход на международный рынок. Забегая вперед и затрагивая вопрос о барьерах для страны в целом, к этому стоит добавить, что российские компании, работающие только на российских рынках, также приписывают наименьшую степень значимости проблеме нехватки в стране идей и специалистов, способных их разрабатывать. Возможно, это отражает распространенное мнение, что «мозги в России есть», а проблемы лежат в другой плоскости.
Вопрос о барьерах, мешающих инновационной активности в стране в целом, предусматривал следующие варианты ответов:
В данном случае в качестве наиболее
значимых из этого списка (5 баллов)
респонденты выбирали такие факторы,
как «сложность привлечения финансирования
для внедрения инновационных
продуктов», «избыточная
Если учитывать и мнение тех, кто оценил отдельные факторы не только на 5, но и на 4 (рис. 10), то первые два барьера по-прежнему окажутся в числе лидеров, однако их догонят также такие факторы, как «несовершенная законодательная среда» и «недоступность финансирования и инновационных проектов». Реже всего среди факторов высокой значимости фигурируют «сырьевая структура экономики» и «существенное присутствие государства в экономике».
Рисунок 10
Проблемы препятствующие росту инновационной активности
Если сравнить средние ранги предлагавшихся
респондентам на выбор барьеров, то
на первом месте для России —
проблема забюрократизированности, на
втором — проблема несовершенства
законодательства и проблема условий
жизни, малопривлекательных для
творческих людей и предпринимателей
(эти две проблемы имеют одинаковый
средний ранг). Проведенный эконометрический
анализ показал, что оценки компаний
каждой из этих трех проблем не зависят
от формы собственности компании,
ее отраслевой принадлежности и опыта
инновационной деятельности.
Предложения по мерам государственной политики Респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале возможные меры государственной политики, которые могли бы способствовать росту инновационной активности их компании. В качестве вариантов ответов им были предложены следующие меры:
Чаще всего наиболее высокую
оценку среди этих мер получали «налоговые
стимулы» (58%) и, с некоторым отрывом,
«усовершенствование
Интересно, что если учитывать мнение тех, кто оценил отдельные меры не только на 5, но и на 4 балла (рис. 11), то эта последняя мера («привлечение иностранных специалистов») выпадает из группы лидеров. Зато на первый план выходит «повышение качества высшего образования» и «увеличение госфинансирования НИОКР в университетах и НИИ». Реже всего наивысший балл получают три меры: «инвестиции в венчурные фонды», «поддержка продвижения российской продукции на международный рынок» и «защита российского рынка от иностранных конкурентов».
Рисунок 1114
Меры со стороны государства, способствующие
росту инновационной
Если же ориентироваться на средние
(по всем компаниям) ранги, присвоенные
респондентами этим мерам, то на первом
месте также оказываются
Согласно результатам
Данные опроса показывают, что инициатором
инноваций являются, как правило,
владельцы компании, топ-менеджеры
или специализированные подразделения/сотрудники,
отвечающие за инновации. Топменеджмент
компании сравнительно чаще становится
инициатором внедрения новых
продуктов (в половине случаев), чем
новых технологий. При этом пренебрежимо
мала роль внешних инвесторов, внешних
консультантов, сотрудников линейных
подразделений, а также внешних
научно-исследовательских
Информация о работе Уровень и факторы инновационной активности крупных компаний