Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа
В данной курсовой работе мною будет рассмотрен творческий потенциал научной организации. Актуальность данной работы заключается в том, что даже, несмотря на кризис, организации не спешат высвобождать персонал. Это связано с тем, что в период устойчивого развития у них были очень серьезные проблемы по его привлечению. Заново собрать коллектив очень трудно, это требует времени и больших затрат. В то же время творческий потенциал персонала является средством достижения стратегических целей организации, одним из важнейших ресурсов ее успешного функционирования и развития, фактором повышения ее эффективности, что особенно актуально для инновационной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
Понятие творческого потенциала…………………………………..
Управление творческим потенциалом…………………………..
Заключение………………………………………………………….
Тест……………………………………………………………………….
Курсовая работа
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему «Управление творческим потенциалом
научной
организации»
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
Современные условия развития научной организации предопределяют ужесточение конкурентной борьбы, в рамках которой ведущее значение приобретает конкурентоспособность научных исследований. По моему мнению, конкурентоспособность исследований является производной от конкурентоспособности организации. Чтобы добиться конкурентоспособности организации, необходимо посредством менеджмента фирмы создать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию новшеств и способностей.
Первым
шагом в этом может стать выбор
наиболее точного и объективного
инструмента управления организацией,
одним из которых может служить
оценка конкурентоспособности
Что же такое потенциал организации? В экономической науке еще не сложилось четкого определение понятия «потенциал организации (фирмы, предприятия)».
Базовым для понятия «потенциал» служит термин «потенция». Потенция - (potential - сила) - скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.
В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение потенциала: «...степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей...».1
Итак, можно сказать, что потенциал - это совокупность возможностей в какой-либо области для достижения определенных целей.
Существуют такие понятия, как экономический, рыночный, производственный, трудовой, интеллектуальный, научно-технический, творческий и другие потенциалы.
В данной курсовой работе мною будет рассмотрен творческий потенциал научной организации. Актуальность данной работы заключается в том, что даже, несмотря на кризис, организации не спешат высвобождать персонал. Это связано с тем, что в период устойчивого развития у них были очень серьезные проблемы по его привлечению. Заново собрать коллектив очень трудно, это требует времени и больших затрат. В то же время творческий потенциал персонала является средством достижения стратегических целей организации, одним из важнейших ресурсов ее успешного функционирования и развития, фактором повышения ее эффективности, что особенно актуально для инновационной экономики.
Но немало важно уметь управлять творческим потенциалом. В данной курсовой работе я изучу методы управления им, что и будет, является целью данной работы.
Данная
цель выполняется посредством
Понятие творческого потенциала
Итак,
потенциал организации – это
все те возможности, с помощью
которых достигаются
Творческий
потенциал персонала можно
В этих условиях весьма актуальной становится задача формирования и развития творческого потенциала организации.
Творческий потенциал связан с практической деятельностью человека и оценивается в зависимости от того, как он влияет на эту деятельность. Творческий потенциал персонала, его социальную роль, то есть действия человека от цели к результату, можно понять и оценить только исходя из общей системы организации предприятия. Реализация творческого потенциала каждого сотрудника находится внутри человека и выносится вовне через самореализацию личности. Творческий потенциал каждого сотрудника реализуется в полной мере только в том случае, если он идентичен потребностям организации в целом.
Для того чтобы можно было отвечать не только за цели, но и за результаты деятельности организации, необходимы знания того, как использовать творческий потенциал персонала, как его оценить. Чтобы оценить творческий потенциал персонала необходимо его активизировать, то есть необходимо создать условия для его реализации в рамках организации.
Управление творческим потенциалом
При решении определенной бизнес-задачи существует противоречие между тем, что есть и тем, что необходимо организации. Данное противоречие и есть с одной стороны — внутренний побудительный стимул активизации творческого потенциала каждого сотрудника, с другой — побуждение к внешней активности в решении задач.
Существует
множество методик исследования
активизации творческого
- «мозговой штурм» и его разновидности: индивидуальный, письменный, прямой и массовый виды. Также известны двойной метод, метод с оценкой идеи, обратный метод, метод «корабельного совета», метод «конференции идей»;
- метод фокальных объектов;
- морфологический анализ;
- тренинги;
- коучинг.2
Не
последнюю роль в наращивании
творческого потенциала в процессе
жизнедеятельности организации
играют профессиональные наклонности
и профессиональная квалификация сотрудников.
Существенным при этом является соответствие
этих характеристик занимаемому
сотрудником месту в
Если
знания и опыт могут приобретаться
и наращиваться сотрудником организации
в процессе профессиональной деятельности,
особенно активно в процессе творческой
деятельности, то психометрические характеристики,
способности и наклонности
Потенциал творческой активности коллектива сотрудников научной организации, который обеспечивает эффективное использование человеческих активов, позволяет получить больше, чем сумму усилий отдельных членов организации, т.е. достигается синергетический эффект. Составляющая творческого потенциала определяется корпоративной культурой. Корпоративная культура способствует накоплению знаний, приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных качеств.
Корпоративная культура организации — это неотъемлемая часть ее творческого потенциала. Она определяет эффективность творческого процесса и успешность наращивания знаний и навыков сотрудниками организации.
В современных условиях непрерывного совершенства производства, постоянного обновления выпускаемых товаров и услуг, «ноу-хау» приобретают особое значение, обеспечивая успех в конкурентной борьбе и расширение рыночных ниш в организации. Все это повышает творческий потенциал организации.
Для
использования творческого
Члены команды должны обладать:
- готовностью понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу;
- умением выявлять и решать проблемы;
- склонностью к обучению и самообучению, к обмену информацией;
- коммуникабельностью, открытостью;
- высоким уровнем специальных знаний;
- стремлением
к достижению лучших
- ответственностью.
Команда характеризуется:
Работа в команде должна соответствовать интересам и способностям человека (максимально использовать творческий потенциал), быть сложной, разнообразной,
давать возможность проявить самостоятельность, обучаться и повышать квалификацию, справедливо вознаграждаться.3
Климат научной лаборатории, внутри которой функционирует команда, является фактором, определяющим творческий потенциал, а также эффективность организации. Здоровый климат в подразделении характеризуется доверием, открытостью у духом дружеского соревнования. Скрытость, недоверие, двусмысленность постановки вопросов — вот симптомы неэффективной организации, функционирование которой вряд ли будет целеустремленным и сможет способствовать развитию творческого потенциала.
Для развития творческого потенциала команд все чаще применяется коучинг. Коучинг — это модель взаимодействия, благодаря которой топ-менеджер повышает уровень мотивации и ответственности, как самого себя, так и своего персонала.
Организация,
применяющая коучинг в
Информация о работе Управление творческим потенциалом научной организации