Структура управления инновационными предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир – это мир инноваций. За последнее столетие было изобретено гораздо больше нового чем за предыдущие тысячелетия. Все чаще передовыми становятся именно инновационные организации. Важность знания их структур, мотивации персонала, выходят на первое место.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Организационно-правовые формы управления организациями…………………………………………………………………...6
1.1 Типы структур управления………………………………………….6
1.2 Организационно-правовые формы предприятий……………….11
ГЛАВА 2 Специфика управления инновационными предприятиями…………………………………………………………………17
2.1 Управления персоналом……………………………………………17
2.2 Анализ специфики управления инновационными предприятиями…………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Султанов.docx

— 311.87 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 Организационно-правовые формы управления организациями…………………………………………………………………...6

1.1 Типы структур  управления………………………………………….6

1.2 Организационно-правовые  формы предприятий……………….11

ГЛАВА 2 Специфика управления инновационными предприятиями…………………………………………………………………17

2.1 Управления персоналом……………………………………………17

2.2 Анализ специфики управления инновационными предприятиями…………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….......39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир – это  мир инноваций. За последнее столетие было изобретено гораздо больше нового чем за предыдущие тысячелетия. Все чаще передовыми становятся именно инновационные организации. Важность знания их структур, мотивации персонала, выходят на первое место.

Система управления предприятием, являясь одной из важнейших подсистем управления в целом, напрямую воздействует на успешность и эффективность бизнеса. Поэтому многие крупные и успешно работающие на сегодняшний день инновационные предприятия постоянно внедряют новые технологии и инструменты, подходы к управлению персоналом, планированию, понимая, что небольшое отставание в этой области приведет к крупным потерям в ближайшем будущем. Между тем остаются слабо разработанными вопросы системного подхода в реализации изменений как в самой системе управления предприятием, так и во влиянии изменений в управлении организацией  на другие процессы управления. Чаще всего изменения рассматриваются с точки зрения совершенствования отдельных технологий и процессов управления фирмой, или с позиции влияния управления персоналом на развитие организации. Между тем, системная природа самого управления организацией и включенность управления ей в более сложную систему планирования бизнеса диктует необходимость взаимоувязки всех элементов систем при реализации инноваций. Инновации в системных образованиях еще более сложны и требуют разработки теоретико-методологических вопросов, касающихся выявления закономерностей, механизмов взаимодействия подсистем, этапов корректировки инновационных изменений не только в отдельном объекте, но и в системе управления в целом. Сама сущность инноваций характеризуется непредсказуемостью, многовариантностью и объективными факторами, тормозящими их реализацию.

Вызывает опасения и то, что в нашей стране плохо развита  мотивация сотрудников в инновационной  сфере деятельности, содействие им в развитии и либерализация их труда.

С этой позиции отдельная  инновация в управлении предприятием может рассматриваться не только как частный случай, отдельная задача, но и в контексте функционирования и развития системы управления предприятием в целом.

Ряд авторов, разрабатывающих  проблему управления инновационными проектами, а также социологические тематики, обращаются к проблеме инноваций с точки зрения отношения человека к изменениям во внешней и внутренней среде, а также к возможной реакции человека на проходящие изменения (Н.Р Виханский, А.В. Филиппов, Т.С. Рожкова, С.Д. Ильенкова, Дракер П., С.Ю. Ягудин и др.). В данном аспекте, только с точки зрения управленческих вопросов, определяют проблему инновационных изменений и ученые в области управления персоналом (Л. Джуэлл, У Бреддик, В.Ф. Гринев, Е. П. Ильин, Л. В. Винокурова, А.М. Карякин, П.Н. Завлина, О.С Макаркин, В.С. Ефремов, Е. Дружинин, А.Я. Кибанов,  В.С. Половинко и др.)

Цель курсовой работы – разработка теоретических основ и анализ данных по управлению инновационными изменениями в системе управления на различных этапах ее развития.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

  1. провести анализ сущности и основных характеристик процесса управления инновационными изменениями в целом и спроецировать общие подходы реализации инновационного процесса применительно к системе управления предприятиями;
  2. определить основные формы и методы управления инновационными изменениями в системе управления организациями;
  3. проанализировать, выявить общие тенденции и результаты реализации инновационных изменений в управлении персоналом без смены основных принципов (типа) системы управления персоналом в организации;

Объект исследования – система управления организации и ее характеристики на отдельных этапах ее развития.

В целях наглядного раскрытия  сущности проблемы, в данной курсовой работе применен метод анализа и  сравнения разнообразных структур управления инновационными предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Организационно-правовые формы управления организациями

1.1 Типы структур управления

На практике при типизации  организационных форм управления должны объединяться два аспекта: учет формы структуры управления — функциональный, линейно-функциональный, программно-целевой, матричный и т. п.; отражение характеристик системы управления как целостности (механистической, органической, смешанной), которые некоторым образом (но не строго детерминировано) корреспондируются с типом структуры.1

Типизация организационных форм, основывается на единстве структуры управления и организационного механизма ее функционирования. Такая типизация, опирающаяся на выделение двух главных типов структур — линейно-функциональной и программно-целевой, достаточно хорошо приспособлена для решения проблемы формирования организаций как процесса рационального проектирования.

Самый простой тип структуры — это строго линейная. Она основывается только на отношениях “руководства—подчинения” и отражает самую общую ступень разделения управленческого труда — на отдачу приказов, распоряжений, указаний и на их исполнение. В чистом виде линейные структуры в наше время существуют лишь в небольших по масштабам организациях, выполняющих элементарные производственные функции или услуги с очень несложной технологией.

В то же время линейная форма отношений руководитель— подчиненный как способ реализации организационного принципа единоначалия является обязательным элементом практически всех формальных структур. Объем и содержание полномочий линейных органов по распорядительству ресурсами в основном определяют такую важную характеристику системы управления, как уровень ее централизации. (см. рис. 1)

Рис. 1: Линейная структура  управления2

Следующим этапом в эволюции формальных организационных структур управления явилось выделение исполнителей штабных функций при руководителях, к которым относились лица или  подразделения, осуществляющие анализ ситуаций и постановку проблем, генерирование  и оценку альтернатив их решения  и т. и. В таких структурах производственные исполнители и штабные подразделения  подчиняются только своему вышестоящему руководителю, никаких других видов  отношений (по крайней мере, формально) не допускается. В связи с этим такие структуры называются линейно-штабными. (см. рис. 2)

Рис. 2: Линейно-штабная структура управления3

Высокий уровень разделения и кооперации труда в управлении крупными производственно-хозяйственными системами, сопровождающийся формированием  разветвленного и разнообразного функционального  аппарата, обусловил возрастание  роли и расширение сферы влияния  штабных органов. В то же время  увеличение сложности разрабатываемых  решений и связанных с этим объемов работы приводит к возникновению  между звеньями организационной  структуры комбинированных отношений, которые уже не являются строго линейно-штабными. Разделение управленческого труда  по принципу его функциональной специализации  оказалось одним из наиболее коренных совершенствовании организации  управления. Суть его состояла в  выделении ответственности за выполнение отдельных функций управления, в  специализации звеньев управленческого  аппарата при выполнении каждой функции  и более или менее глубокой иерархической структуризации этих звеньев, зависящей от содержания, сложности  и объемов выполняемых работ.

В литературе нередко рассматриваются  модели строго функциональных структур, когда между высшим и низовым уровнями руководства отсутствуют линейные отношения единоначального распорядительства, а формируются лишь перекрестные функциональные связи. Однако в многоцелевых социально-экономических системах даже очень небольшого размера такой подход приводит к возникновению огромного объема координационной работы на уровне главного руководителя, что практически лишает функциональную структуру всех ее преимуществ. Поэтому такие структуры в чистом виде распространения не получили. Наиболее целесообразно и эффективно их использование в высших эшелонах руководства. (см. рис. 3)

Рис. 3: Функциональная структура управления4

В наиболее универсальной  форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом  единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах. Их наиболее существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.

Дивизиональная  структура может применяться и внутри производственных объединений. Здесь в качестве отделений обособляются не только продуктовые производственные звенья , но и получающие относительную самостоятельность обслуживающие подразделения—транспортные, ремонтные, заготовительные, сбытовые, проектные. Они наделяются ответственностью за достижение поставленных целей и правами распорядительства ресурсами, могут вступать в хозяйственные отношения как с другими отделениями, так и с внешними организациями, становятся самостоятельными хозрасчетными единицами, что является главным признаком их превращения в отделения. Важным свойством дивизиональных структур является формирование внутри каждого отделения собственного функционального аппарата управления, находящегося в более или менее тесном взаимодействии с центральным штабным и функциональным аппаратами. (см. рис. 4)

Рис. 4: Дивизиональная структура управления5

 

В этой связи возникает  потребность в создании более  эффективных форм координации межфункциональной  деятельности, что служит важной причиной выделения в качестве самостоятельных  объектов управления комплексных целевых межфункциональных программ (проектов) и межотраслевых комплексов, ориентированных на общие цели.

Все данные структуры актуальны  и для инновационных предприятий, в рамках их специфики.

1.2 Организационно-правовые формы предприятий

Предпринимательский сектор национального  хозяйства, как правило, содержит огромное количество предприятий, которые можно  для удобства, для определенных целей  экономического анализа, сгруппировать  по определенному ряду признаков. Наиболее распространенными являются группировки, классификации, по формам собственности, по размерам, по характеру деятельности, по отраслевой принадлежности, по доминирующему  фактору производства, по правовому  статусу.

Исходя из двух основных параметров - числа работников на предприятии и объема производства (продаж), по размерам предприятия можно разделить на малые, средние и крупные.

Организационно-правовая форма предприятия  есть просто форма юридической регистрации  предприятия, которая создает этому  предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить  на: хозяйственные товарищества и  общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.6

Из всех типов предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные  товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти типы.7

Хозяйственные товарищества и общества. Данные формы можно подразделить на:

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Управление предпринимательской  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного  товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве  и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия  и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Информация о работе Структура управления инновационными предприятиями