Страны-лидеры в инновационном развитии: Япония

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 17:53, контрольная работа

Краткое описание

Активные инвестиции, привлеченные в Японию в 1950-1960 годы, предоставили стране возможность «догнать и перегнать» многих своих конкурентов. «Экономическое чудо» заставило международное сообщество по-новому взглянуть на эту уникальную во всех отношениях «инновационную империю». Даже крах экономики «мыльного пузыря» не смог надолго сломить стремление к лидерству. Страна, экономика и жизнь в Японии возродились из пепла, словно, волшебный феникс. И уже к началу ХХI века наученные горьким опытом японцы стали разумнее подходить к финансированию, развитию и прочим вопросам из области науки и технологий, что позволило им прочно обосноваться на вершине Олимпа НИОКР.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…3
1. Инновационное развитие Японии……………………………………4
2. Будущее инноваций в Японии………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………...11

Файлы: 1 файл

УСР МАРКЕВИЧ1.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра: экономики и организации производства

Дисциплина: экономика и управление инновациями

Тема: Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития. Теория инноватики.

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Страны-лидеры в инновационном развитии: Япония»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент                   _________       Марина Сергеевна Капренчик

ЭУП, 4 курс,

группа 1221112                      (подпись) 

 

 

Руководитель                      __________      Елена Александровна Макаюк

ассистент                                  (подпись)

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………….…3

1. Инновационное развитие Японии……………………………………4

2. Будущее инноваций в Японии………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сегодня тезис «Япония – символ прогресса» является аксиомой. Однако еще 60 лет назад, когда Япония была разрушена Второй мировой войной, речи о том, что эта островная страна будет идти в авангарде науки и техники, и быть не могло.

Активные инвестиции, привлеченные в Японию в 1950-1960 годы, предоставили стране возможность «догнать и перегнать» многих своих конкурентов. «Экономическое чудо» заставило международное сообщество по-новому взглянуть на эту уникальную во всех отношениях «инновационную империю». Даже крах экономики «мыльного пузыря» не смог надолго сломить стремление к лидерству. Страна, экономика и жизнь в Японии возродились из пепла, словно, волшебный феникс. И уже к началу ХХI века наученные горьким опытом японцы стали разумнее подходить к финансированию, развитию и прочим вопросам из области науки и технологий, что позволило им прочно обосноваться на вершине Олимпа НИОКР.

Что же представляют собой японские инновации сейчас? По данным Economist Intelligence Unit, Япония занимает первое место в списке самых развитых с точки зрения инноваций стран, опережая Швейцарию и США. Число патентов на миллион населения составляет 1213,103 единицы[1] .

 К таким результатам помогло  прийти тесное сотрудничество  всех сфер инновационной отрасли, в которой задействованы, как  представители власти - государство  и научно-исследовательские институты (НИИ), так и бизнес, в виде транснациональных корпораций (ТНК) и малого и среднего бизнеса (МСБ). Естественно, далеко не последнюю роль в моделировании этих взаимосвязей сыграли различные правительственные организации и агентства.

В данной информационно-аналитической справке мне бы хотелось рассмотреть суть феномена японских инноваций, структуру и приоритетные направления в этой области, также необходимым будет сказать несколько слов о будущем научно-технической политики (НТП) в сфере инноваций в Японии и современном положении в международном сообществе, и в частности в АТР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

 

 

Что было и что стало в сфере инноваций в Японии в ХХ веке.

Важнейшей особенностью послевоенной экономики Японии являлось широкое использование наиболее весомых мировых достижений в области науки и техники. Передовые технологии – основа эффективности экономического процесса, и правительство, и бизнес-структуры предпринимают серьезные шаги по направлению к укреплению финансовой, кадровой и материальной базы науки. Однако не обходит Япония вниманием и производственную сферу, где происходит постоянное обновление оборудования, совершенствование технологий, развитие методов контроля качества и активного использования новых знаний.

Японии представилась уникальная возможность развивать свою экономику на уровне самых передовых и эффективных достижений мировой науки и инженерного искусства, позволяющих не только снижать производственные издержки, но и регулярно предоставлять массовому потребителю новые виды товаров и услуг. Именно инновации оказываются самым убедительным ответом японцев на вызовы, периодически испытывающие на прочность, как экономику страны, так и ее социально-политические институты.

В начале 1970-х годов Япония по ряду параметров своего научно-технического потенциала вышла на уровень ведущих западноевропейских стран. Тогда перед правительством страны остро встал вопрос о том, в каком направлении следует развивать науку и технику. Проведя ряд исследований как ситуации внутри страны, так и внимательно изучив стратегии других ведущих инновационных держав мира, Экономический совет правительства Японии пришел к выводу о том, что политика США в этой области наиболее рациональна и близка по духу японцам. Но лишь отчасти, поскольку одновременное развитие практически всех промышленных отраслей для небольшой островной страны неприемлемо. Тогда сформировался и приобрел конкретные очертания курс на селективную стратегию экономического развития, при котором на основе тщательно выбранных приоритетов в ряде отраслей науки и техники можно было добиться колоссальных успехов, и, тем самым, выйти на первое место в мире по инновационным технологиям. Сосредоточив свое внимание на предоставлении продукции на наиболее емкие рынки, японские автомобили, мотоциклы, телевизоры, медицинское оборудование и компьютеры заметно «подвинули» производителей из США и Западной Европы. Однако, в такой, на первый взгляд, идеальной для Японии ситуации, откровенно напуганные неожиданно надвинувшейся угрозой западные исследователи нашли как просчеты японского правительства, так и пути пресечения этой рыночной аннексии. Япония, что называется, брала не качеством, а количеством, скоростью производства, невысокой стоимостью. Продукты массового потребления – вот главный приоритет японских производителей на тот момент. Патенты на разработки, лицензии и самые современные ноу-хау Страна восходящего солнца покупала у своих коллег по всему миру.

Резкое сокращение продаж патентов больно ударило по самолюбию и делопроизводству японских компаний. Но инновации в Японии, уже успевшие набрать поражающие воображение темпы развития, не остановились перед этой проблемой: в 1984 году Совет по науке и технологиям постановил, что основой экономического могущества страны должен стать ее собственный научно-технический потенциал. В 1985 году появился программный документ «Основы научно-технической политики», сформировавший основные векторы развития национальной науки. Были выведены семь следующих направлений[2] :

1.обеспечение гармонии в системе  «наука и техника – человек и общество»

2. поддержка занятых в сфере  науки и техники

3. увеличение расходов на НИОКР

4. развитие научно-исследовательской  инфраструктуры

5. стимулирование оригинального  мышления и творчества исследователей

6. интенсификация международной научно-технической деятельности

7. содействие научно-техническому  развитию периферийных районов  страны

Окончательное оформление курс на инновации в Японии появился после вступления в силу 15 ноября 1995 года «Основного закона о науке и технологиях»[3] , который гласит, что «наука, техника и технологии формируют основы развития, как японского общества, так и человечества в целом, поэтому главная задача состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное взаимодействие между различными направлениями науки и техники и тесное сотрудничество между участниками исследовательского процесса»[4] . Ответственными за претворение этой идеи в жизнь были назначены как государство, так и общество. И что особенно важно, закон предписывает «обеспечивать тесную кооперацию между государственными НИИ, ВУЗами и частным сектором[5] », а также «обязательный характер поддержки и поощрения инициатив частного сектора при организации и проведении научных исследований». Законом же были утверждены пятилетние «базовые планы развития», позднее трансформировавшиеся в форсайты, сформирован план национальной стратегии в области научно-технического развития, образовалась система связей и тесного сотрудничества между всеми авторами научного, делового и правительственного японских обществ. В начале 2000-х годов необходимым стало создание эффективной системы посредничества, которая бы могла обеспечить трансфер достижений науки и техники из университетов в руки предпринимателей.

 

Конечная цель, пишет Ю.В. Денисов, заключается в том, чтобы «сформировать более совершенную, значительно улучшенную в качественном плане, модель инновационного развития, которая смогла бы обеспечить стране, как минимум, сохранение прочных позиций среди мировых лидеров в области инноваций».

Японский инновационный цикл.

 В настоящее время в Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики: Министерство образования, Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.

Но еще на рубеже 1990-х и 2000-х годов эта система выглядела несколько по-другому. В конце ХХ века в системе претворения инноваций в жизнь произошла структурная перестройка. Появление в 1996 году первого пятилетнего плана развития науки и техники кардинальным образом изменило базовые параметры научно-технической политики. Наметилась тенденция к увеличению затрат на развитие науки и НИОКР, в частности, больше внимания и инвестиций стали доступны для фундаментальных наук, постепенно налаживаются связи между различными секторами, появляются венчурные капиталы и компании, встает на ноги МСБ.

В 2001 году проведенная реформа в области системы научных исследований разделила Институты на три категории: государственные университеты, открытые и частные институты. Такая классификация обеспечила структурное разделение материальной и социальной поддержек на частную и государственную.

Вторым шагом стало слияние Агентства по науке и технологии с Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий в единую структуру, которой было дано название Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, что сокращенно называется МЕХТ. Его создание положительно сказалось на развитии активного взаимодействия и кооперации между исследовательскими институтами и фундаментальными научными университетами. Приблизительно такую же роль сыграло образование Национальной корпорации институтов, где институтам и университетам, специализирующимся на одной области науки, представилась возможность активнее и слаженнее вести разработку новых инновационных технологий.

К такой многоуровневой системе также необходимо добавить Совет на науке и технологиям, управляемый правительством, где глава совета – премьер министр, предпринимательские круги – МСБ И ТНК, и финансовые структуры – венчурные фонды, компании, частных и государственных инвесторов.

Переходя к этапам инновационного развития, или скорее циклу инновации, необходимо оговориться, что он (цикл) типичен для большинства стран и структур. Итак, любая идея инновации проходит через шесть этапов:

 

1. Разработка продукта ученым  или исследователем,

2. Демонстрация его в НИИ,

3. Поиск инвестора,

4. Получение патента на свое изобретение,

5. Выбор рынка для его реализации,

6. Окончательное усовершенствование  изобретения в условиях возможного  изменения, как самого рынка сбыта, так и его нужд.

Развитие научно-технической политики Японии можно подразделить на два этапа – 1-ый с 1945 по 1974 годы и 2-ой с 1974 до наших дней. Наиболее интересным для рассмотрения представляется именно второй этап, поскольку в эти годы Япония, пережившая финансовый кризис, первый нефтяной шок, оказавшаяся в условиях, когда бывшие инвесторы, а также и идейные вдохновители японской науки, резко сократили число вливаемых денежных потоков и патентов, смогла принять верное решение и развивать собственный курс на интеграцию в международный научный рынок. «Потерянное десятилетие», с позитивной точки зрения, позволило стране набраться сил, опыта, тщательно продумать свою политику в области инноваций. В 1990-е годы мы видим, как Япония, быстро набирая обороты, взмывает вверх, оставляя всех своих бывших соперников далеко позади, соревнуясь лишь с Израилем. Впитывая все новое, с позиции опыта прошедших лет, под чутким руководством правительства страны, отбирается только лишь самое необходимое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 БУДУЩЕЕ ИННОВАЦИЙ В ЯПОНИИ

 

 

Приоритетные направления .

В 2005 году Национальный институт научно-технической политики (NISTEP) опубликовал новый №99 прогноз-форсайт мирового технического и научного развития на период до 2035 года. В нем учеными были выделены примерно 130 областей, главных для международного научного сообщества, и установлены соответствия между ними и действующей в Японии системой приоритетов инновационного развития и конкретизирующими их инновационными направлениями.

Чтобы не приводить в тексте полную матрицу это взаимодействия, мне бы хотелось вкратце перечислить основные направления. Среди них, в первую очередь, можно выделить область медицины, куда направлено сравнительно много финансовых потоков. Во-вторых, это информационных и компьютерные системы, а также системы безопасности, третьим направлением можно назвать окружающую среду, разработки в области космоса, а также обработки мусора. Отдельные области представлены нанотехнологиями, робототехникой.

Еще в Базовом плане, японцам предписывалось стать нацией, активно формирующей передовые знания и технологии, ну или хотя бы выработать меры, которые бы к этой цели могли привести. Однако на практике, японцы сразу же столкнулись с огромным количеством препон, из которых система патентов представляется и на настоящий момент самой проблематичной. Японцы, во главе с правительством премьера Д.Коидзуми в 2002 году, признали проблему интеллектуальной собственности фактически национальной. В тому же году интеллектуальную собственность было принято считать важнейшим национальным ресурсом, и был провозглашен курс на наращивание усилий по активному приумножению этого ресурса.

Информация о работе Страны-лидеры в инновационном развитии: Япония