Способы классификации инноваций, примеры классификации инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:01, реферат

Краткое описание

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Оглавление

1)Введение…………………………………………………………...3
2)Понятие «Инновация»…………………………………………..4
3)Классификация инноваций……………………………………6
1.1 Классификация по объектам инноваций…………………….6
1.2 Классификация по степени новизны…………………………6
1.3 Классификация по месту расположения…………………… 7
1.4 Классификация с учетом сфер деятельности……………...8
1.5 Классификация в зависимости от характера использования………………………………………………………..9
1.6 Классификация по иерархическим уровням организации..9
4) Заключение……………………………………………………...11
5) Список литературы……………………………………………12

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.12 Кб (Скачать)

 

 

ФГБОУ ВПО Московский Государственный Технологический Университет "СТАНКИН"

 

Кафедра: «Экономика и управление на предприятии»

 

 

Реферат на тему: « Способы классификации  инноваций, примеры классификации  инноваций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка группы Э-7-3 Горохова Ю.Г.

Проверил: д.т.н., профессор Корниенко А.А.

 

Москва 2012

 

Содержание:

1)Введение…………………………………………………………...3

2)Понятие «Инновация»…………………………………………..4

3)Классификация инноваций……………………………………6

1.1 Классификация по объектам  инноваций…………………….6

1.2 Классификация по степени  новизны…………………………6

1.3 Классификация по месту расположения…………………… 7

1.4 Классификация с учетом сфер деятельности……………...8

1.5 Классификация в зависимости от характера использования………………………………………………………..9

1.6 Классификация по иерархическим  уровням организации..9

4) Заключение……………………………………………………...11

5) Список литературы……………………………………………12 

Введение.

В мировой  экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная, система инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Цель данной работы заключается в рассмотрении понятия инноваций и их классификации.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «инновация».

Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Слово «инновация» в настоящее время стало ярким примером омонимии — одно слово, но c различными значениями. 

Общее определение инноваций. 
Инновация — это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). 
 
Таким образом необходим процесс:

инвестиции — разработка — процесс  внедрения — получение качественного  улучшения

 

В XIX в. под «инновацией» понимали, прежде всего введение элементов

одной культуры – в другую.  В XX  в.  инновациями считали  технические

усовершенствования.  Й.  Шумпетер еще в начале века понял роль

инновации как средства для  преодоления экономических спадов. Он указал,

что источником прибылей могут  быть не только манипуляции с ценами и

снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции. 

В своей работе  «Теория  экономического развития»  Шумпетер

писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых

комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и

т.п.  Предпринимателями  же мы называем хозяйственных субъектов,

функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и

которые выступают как его активный элемент».

 

Понятие  «осуществление новых комбинаций»  охватывает по

Шумпетеру следующие пять случаев:

 

1. Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям

блага или создание нового качества того или иного блага.

 

2. Внедрение нового,  не известного данной отрасли

промышленности метода  (способа)  производства,  в основе которого не

обязательно лежит новое  научное открытие и который может

заключаться даже в ином способе  коммерческого использования

соответствующего товара.

 

3. Освоение нового рынка сбыта,  то есть такого рынка,  на

котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще

не была представлена,  независимо от того,  существовал  этот рынок

прежде или нет. 

 

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным

образом независимо от того,  существовал этот источник прежде или

просто не принимался во внимание,  или считался недоступным,  или  его

еще только предстояло создать.

 

5. Проведение соответствующей реорганизации,  например,

обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или

подрыв монопольного положения  другого предприятия.

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии.

 

 

 

Классификация инноваций.

Классификация инноваций  позволяет систематизировать знания о

видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

 

  1. Классификация по объектам инновации.

В зависимости от вида объекта  инновации делятся на:

 

• предметные инновации – это новые материальные ресурсы,

сырье,  полуфабрикаты,  комплектующие,  продукты.  Инновация  в виде

нового продукта является определяющей и носит название продуктовой

инновации. Такая инновация  направлена на удовлетворение новых

потребностей или существующих потребностей, но по-другому;

 

• процессные инновации – это новые услуги,  производственные

процессы,  методы организации  производства,  организационные

структуры,  системы управления.  В этом классе инноваций

определяющей является инновация  в области производственных

процессов,  ее также называют –  технологическая инновация.  Такая

инновация направлена на улучшение  качества продукта,  повышение

производительности труда  и увеличение объемов производства. 

 

  1. Классификация по месту расположения инноваций.

По месту в системе  предприятия инновации делятся  на:

 

• инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы,

сырье, информация;

 

• инновации внутри системы  предприятия – это новые

полуфабрикаты,  технологические  процессы,  информационные

технологии, организационная  структура. Экономический эффект такой

инновации остается на предприятии;

• инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги,

технологии и информация,  предназначенные для продажи  (ноу-хау).

Экономический эффект такой  инновации получает потребитель.

 

  1. Классификация по степени новизны.

В зависимости от степени  новизны выделяют инновации:

 

• радикальные  (базовые) – например,  новый продукт на основе

изобретения-пионера;

 

• улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения,

улучшающего изобретение-пионер;

 

• модификационные  (частные) – например,  новый продукт на

основе рацпредложения.

 

Изобретение –  новое и обладающее существенными отличиями

“техническое”  решение  практической задачи в любой области

хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.

Изобретение-пионер – выдающееся изобретение,  которому не

предшествовали в мировой  практике прототипы  (аналоги),  в  их основе

лежат открытия. 

Открытие –  установление не известных ранее,  объективно

существующих закономерностей,  свойств и явлений материального  мира,

вносящих коренные изменения  в уровень познаний.

Рациональное предложение – “техническое” решение,  обладающее

относительной новизной,  например,  новое для данной отрасли,  или для

данного рынка или для  данной организации.

Наиболее эффективными являются радикальные инновации,  в

особенности,  такие,  как  новый ресурс, –  предметная инновация  на входе

предприятия.  Частота  появления таких инноваций –  одна-две в

промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки  и техники.

Примером радикальной  инновации является двигатель внутреннего

сгорания,  заменивший паровой  двигатель.  Повышение К.П.Д.  двигателя

внутреннего сгорания – улучшающая инновация.

Один из важнейших видов  продуктовой инновации – новая  техника,

то есть средства производства и предметы труда,  в которых

материализованы новые знания и умения человека.  В свою очередь

применение новой техники  в производстве приводит к процессным

инновациям внутри предприятия  – новым технологиям. 

В последние десятилетия  в связи с развитием информационных

технологий важнейшей  становится информационная инновация.  Она

рассматривается как новый  вид ресурса. 

 

Информационная инновация  обладает двумя важнейшими

свойствами:

• она является первичной  по отношению к другим инновациям, так

как в основе всего лежит  информация;

• она является неисчерпаемой,  в то время как другие ресурсы

ограничены.

 

  1. Классификация с учетом сфер деятельности организации

С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на:

 

• производственные – новые технологии,  инструменты,

оборудование;

 

• торговые – новые формы обслуживания покупателя,  новая

организация складирования  и хранения товара, новый способ рекламы

товара.  Продажа товаров  в кредит –  пример радикальной торговой

инновации.

 

• социальные – новый способ разрешения социальных конфликтов,

вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;

 

• управленческие – новые системы управления,  методы принятия

решений, способы планирования.

 

  1. Классификация инноваций в зависимости от характера использования.

 

Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-

либо личных потребностей – потребительские инновации. Потребителями

в этом случае являются,  как  правило,  частные лица,  семьи.  Назначение

потребительской инновации  –  увеличение экономического,  социального,

психологического эффекта  использования товара.  Примеры

потребительских инноваций  –  новые виды одежды,  пищи,  бытовые

приборы,  услуги,  лекарства  и т.д.  Такие инновации не используются в

научно-технических и производственных видах деятельности.

 

Другой вид инноваций  носит название производственные

(инвестиционные)  инновации. Потребителями производственной

инновации могут быть производственное предприятие,  научная

организация,  индивидуальный предприниматель.  Назначение

производственных инноваций  –  увеличение экономического эффекта  при

производстве продукции предприятия,  купившего инновацию.  Примеры

производственных инноваций  –  новые виды комплектующих,

инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые  технологии и

т.д. 

 

6) Классификация инноваций по иерархическим уровням организации.

Организацию можно анализировать  по трем уровням:

каждому уровню соответствует  определенный вид менеджмента:

 

• на первом уровне организация рассматривается как единое целое

–  корпорация.  Этому  уровню соответствует стратегический

менеджмент;

 

• на втором,  нижележащем уровне организация рассматривается

как совокупность различных  подразделений,  обладающих связями  и

отношениями друг с другом.  Этому уровню соответствует

внутрифирменный (производственный) менеджмент;

 

• на третьем уровне организация рассматривается как система

людей,  личностей.  Этому  уровню соответствует персональный

менеджмент.

 

Каждому уровню соответствуют  определенные виды инноваций:

 

• для стратегического уровня – инновации в миссии,  стратегиях,

инновации во внешнеэкономической  деятельности,  в переговорных

процессах;

 

• для внутрифирменного уровня – инновации в производственных

процессах, структуре организации, системе контроля;

 

• для персонального уровня – это инновации в технике личного

труда,  методах развития творческого потенциала личности,  методах

построения деловой карьеры, в системах обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проанализировав понятия инновационный менеджмент, новшество и инновации можно  сделать вывод, что инновационная  деятельность предприятия направлена на создание производства новых товаров (услуг). Успех любого предприятия  тесным образом связан с инновационной  деятельностью, так как инновации, с одной стороны, требуют высоких  инвестиционных затрат, а с другой – являются источником инвестиций. Инновационная деятельность направлена на развитие производственного сектора  экономики, который в свою очередь  является инфраструктурой экономики. Инновация является конечным предметом  инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке  товара (услуги) или товара с нужными  характеристиками. Именно инновации  определяют потенциал развития предприятия  на долгосрочную перспективу. Классификация инноваций также играет большую роль в развитии предприятия, так как следуя классификации, фирма сможет оценить свои возможности и приоритеты, и на этом выстроить наиболее качественную и удобную для нее технологию развития инновации.

Информация о работе Способы классификации инноваций, примеры классификации инноваций