Классификация инноваций и их специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 02:42, контрольная работа

Краткое описание

Например, разработанные предприятием оборудование и инструмент, применяющиеся при производстве товарной продукции внутри предприятия и не выходящее за его пределы, являются инновациями-процессами. Если эти оборудование и инструмент продаются «на сторону», то они становятся инновациями-продуктами. Если предприятие разрабатывает для внутреннего пользования усовершенствованное программное обеспечение – это инновация-процесс. Если это делает специализированная фирма с целью продажи программного обеспечения стороннему потребителю, то речь идет об инновации-продукте.

Файлы: 1 файл

ТЕхнология инноваций.docx

— 58.11 Кб (Скачать)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ  И ИХ СПЕЦИФИКА

 

Анализ сущности инноваций и  различных подходов к их классификации  позволил выделить следующие основные группы инноваций, различающихся по:

1) сфере приложения – научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;

2) характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности и развивающие существующие;

3) предмету приложения – инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновации-рынки;

4) степени радикальности – базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации;

5) глубине изменений – регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новый вид, новый род;

6) причинам возникновения – стратегические и реактивные (адаптивные);

7) масштабам распространения – применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;

8) роли в процессе производства – основные и дополняющие;

9) характеру связи с научным знанием – восходящие и нисходящие.

Рассмотрим содержание третьей  групп инноваций.

Инновация-продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего, в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип  инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых  продуктов требует разработки инноваций-процессов.

Инновация-процесс – это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованные, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.

Инновация-сервис – инновация, связанная  с обслуживанием процессов использования  продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).

Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Например, разработанные  предприятием оборудование и инструмент, применяющиеся при производстве товарной продукции внутри предприятия и не выходящее за его пределы, являются инновациями-процессами. Если эти оборудование и инструмент продаются «на сторону», то они становятся инновациями-продуктами. Если предприятие разрабатывает для внутреннего пользования усовершенствованное программное обеспечение – это инновация-процесс. Если это делает специализированная фирма с целью продажи программного обеспечения стороннему потребителю, то речь идет об инновации-продукте.

Теперь рассмотрим классификацию  инноваций по степени радикальности.

Базисные инновации – это  инновации, возникшие на базе крупных  изобретений, дающие начало новым, ранее не известным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах.

Системные инновации представляет собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новым способом.

Улучшающие инновации – это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций.

Псевдоинновации – это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.

Внедрение инноваций оказывает  влияние на продуктово-технологические  и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить три типа инноваций: архитектурные, нишесоздающие и регулярные.

Архитектурные инновации – это  инновации, приводящие к устареванию  существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских  связей.

Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.

Регулярные инновации «консервируют» как продуктово-технологические возможности, так  
и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий.

По характеру удовлетворяемых  потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые. В процессе производства можно выделить основные и дополняющие нововведения. Основные продуктовые инновации создают новые риски и лежат в основе новых отраслей; дополняющие продуктовые инновации расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющиеся базисные технологии.

По масштабам распространения  могут быть выделены инновации, ставшие  основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые  находят применение во всех отраслях народного хозяйства. Часто эти  два типа инноваций по времени  следуют друг за другом.

Восходящие инновации создаются  на основе новых знаний, нисходящие инновации имеют  
в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию.

Типизация инноваций по рассмотренным  выше признакам позволит:

– осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами, тип инновационной  стратегии любого уровня зависит  от преобладающего типа инноваций;

– конструировать экономические механизмы  и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;

– определить положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые  неодинаковы для различных типов  инноваций.

 

 

ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ  ФИРМ: ВИОЛЕНТНОЕ, ПАТИЕНТНОЕ, ЭКСПЛЕРЕНТНОЕ, КОММУНТАНТНОЕ

 

В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические  разработки экономистов, закладывающие  научно-методологические основы проектирования конурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так  называемый биологический подход к  классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л.Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида: 
1) виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности; 
2) патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками; 
3) эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка; 
4) коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей. 
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель.  Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой. 
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным. Фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом. 
Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема — загрузка мощностей. 
Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем станартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок. 
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития: 
1) «гордый лев» — тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вицелидеров» и остальных; 
2) «могучий слон» — тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли; 
3) «неповоротливый бегемот» — тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1

Провести анализ вариантов  технологического процесса изготовления изделия.

Для осуществления технологии № 1 предприятию необходимо осуществить  реконструкцию цехов, закупить и  установить более производительное оборудование, изготовить специальную  оснастку и инструмент и осуществить  полный цикл изготовления изделия.

Для осуществления технологии № 2 предприятие предполагает закупку  комплектующих и полуфабрикатов со стороны и осуществление генеральной  сборки изделия.

Правильность аналитического расчета проверить графическим  способом. Сделать заключение.

 

Данные для расчета: Максимальная мощность предприятия: Q = 50 тыс. шт.;

Предполагаемая цена изделия: Р = 100 д.е.;

Постоянные затраты: С1 = 2000 тыс. д.е., С2 = 500 тыс. д.е.;

Переменные затраты на единицу продукции: U1 = 40 д.е., U2 = 70 д.е.

Решение:

Анализ безубыточности применяется  для выбора наиболее эффективных  технологий производства. Для выбора оптимального варианта сначала используем аналитический (табличный) метод.

 

 

 

Таблица 1.1

Исходные сравнительные  показатели технологий производства, алгоритм расчета и расчет

 

Показатели

Условное обозначение и алгоритм расчета

Значение вариантов

1

2

1. Максимальная  мощность предприятия, шт.

Q

50000

50000

2. Цена  единицы изделия, д.е.

P

100

100

3. Постоянные  затраты, тыс. д.е.

C

2000

500

4. Переменные  затраты на единицу продукции, д.е.

U

40

70

5. Доход  от продаж, тыс. д.е.

5000

5000

6. Валовые  издержки, тыс. д.е.

4000

4000

7. Валовая  прибыль, тыс. д.е.

1000

1000

8. Валовая  прибыль на единицу продукции, д.е.

20

20

9. Безубыточный  объем продажи, шт.

33333

16667

10. Прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия  после критического объема продаж, тыс. д.е.

333,34

666,66

11. Рентабельность  производства продукции, %

25

25

12. Рентабельность  продаж, %

20

20


 

Поскольку для обеспечения  безубыточности производства по второму  варианту требуется произвести меньше изделий, чем по первому (примерно в  два раза), при невысоком уровне спроса на данную продукцию выгодным является второй вариант. Он позволяет  быстрее получить прибыль. Рентабельность производства и продаж для первого  и второго варианта одинаковы, поэтому  оптимальным считается второй.

Применим для решения  этой задачи графический метод.

Чистая прибыль равна  совокупной прибыли за вычетом постоянных затрат:

                                                                                                  

Совокупная маржинальная прибыль находится как произведение маржинальной прибыли на количество единиц продукции:

                                                                                                  

Обозначим через х объем  продукции, при котором оба варианта приносят одинаковую прибыль. Получим  уравнение:

60х – 2000000 = 30х – 500000;

30х = 1500000;

х = 50000 (шт.).

 

Подтвердим это расчетом чистой прибыли:

 

 

 

Таблица 1.2

 

Вариант 1

Вариант 2

Совокупная маржинальная прибыль  на равный объем, д.е.

 

 

Постоянные  затраты, д.е.

2000000

500000

Чистая прибыль, д.е.

3000000 – 2000000 = 1000000

1500000 – 500000 = 1000000


 

Для построения графика на оси ординат откладываем значение прибыли и убытка. Перпендикулярно  к нулевому значению прибыли проводят линию объема продаж.

Поскольку прибыль возрастает прямолинейно, чтобы построить график для каждого варианта, нанесем  всего две точки и проведем через них прямую:

  1. первая точка – значение маржинальной прибыли при нулевом производстве или объеме продаж, которое равно постоянным затратам, являющимся в данном периоде убыточными для предприятия (С1 = 2000 тыс. д.е., С2 = 500 тыс. д.е.);
  2. вторая точка – значение прибыли при заданном объеме. В данном случае этот объем равен максимальной производственной мощности предприятия, т.е. 50000 изделий (ПР1 = 1000 тыс. д.е., ПР2 = 1000 тыс. д.е.).

Информация о работе Классификация инноваций и их специфика