Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности основных характеристик экономического роста и экономического развития.
В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.
Одним
из главных направлений
Государственное регулирование занятости - это поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы и должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости, так как это может привести к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия, а самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных органов является также регулирование денежного обращения, в частности, борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулированием денежного обращения государство также воздействует и на другие объекты, такие как условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Также, к одному из главных объектов регулирования государством необходимо отнести и цены, динамика и структура которых отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственное регулирование экономикой и ее ростом осуществляется административными и экономическими средствами.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов в послевоенной Японии.
Экономические средства государственного регулирования можно разделить на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным
объектом и инструментом государственного
регулирования экономики
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйствования. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль. Это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Экономику
России и по сей день нельзя назвать
стабильной. Но нельзя не учитывать, что,
не смотря на все трудности, которые
пришлось пройти нам, Россия остается
страной с огромной сырьевой базой,
трудовыми ресурсами, талантливыми
людьми, способными передавать опыт.
В связи с необходимостью устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране. Речь идет уже не просто об экономическом росте как таковом, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике. Ввиду устойчивости структурных перекосов очевидно, что исправление сложившейся ситуации – уменьшение доли сырьевых производств и увеличение удельного веса обрабатывающего сектора – может сопровождаться такими последствиями, как снижение темпов роста, повышение цен и т.д. Поэтому требуется набор механизмов и рычагов, которые позволили бы осуществлять прогрессивные структурные сдвиги, минимизируя побочные негативные эффекты.
Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного резкого падения объемов производства и инвестиций. В отсутствии выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги с российской экономике преобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры, и прежде всего самых современных производств. Начавшийся после банкротства государственной финансовой системы в 1998 г. Подъем экономической активности обеспечивается главным образом конъюнктурными факторами и происходит на старой технологической основе, которая продолжает деградировать. Экономическая политика государства должна основываться на наращивании национальных конкурентных преимуществ на магистральных направлениях формирования нового технологического уклада с учетом глобальных закономерностей современного экономического роста.
О финансовых рычагах.
Финансовые ресурсы экономического роста. В развитых странах необходимость увеличения финансовых ресурсов для поддержания экономического роста при участии национальных денежных властей является фактом, не вызывающим сомнения. В российских условиях используются иные подходы. При величине монетизации экономики, составляющей менее 30%, значительная часть ресурсов фактически выводится из оборота. Растущая экономика нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Если таковые отсутствуют на внутреннем рынке и не формируются внутри страны, то становится необходимым их привлечение из-за рубежа. Именно такая тенденция стала усиливаться в последние два года, когда начали использоваться мощные стерилизационные механизмы и было существенно либерализовано законодательство о валютном регулировании.
В
условиях высокой финансовой волантильности
повышаются требования к устойчивости
финансового и банковского
Необходимые меры. Чтобы вновь не войти в полосу рисков, аналогичных периоду 1998 г., следует предусмотреть ряд подходов и механизмов, которые, с одной стороны, уменьшили бы сами риски, а с другой – сделали бы экономику более устойчивой даже при негативном воздействии глобальных процессов. Отметим ряд важнейших моментов:
1. Необходимы формирование и последовательная реализация структурной политики, отмечающей новым вызовам глобальной экономики. Эта политика должна основываться на максимальном использовании передовых технологий и «экономики знаний», создающих условия для долгосрочного экономического роста и уменьшающих зависимость от мировой конъюнктуры.
2.
С учетом усиления глобальных
геополитических и
3.
Необходимо проведение
4. Следует повысить роль ЦБ, который должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Сам спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи – контроль за инфляцией и валютным курсом – целями поддержания экономического роста и занятости.
5. Необходимо укрепление банковского сектора как основы финансовой системы, рост его капитализации. Здесь возможны такие меры, как снижение норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также их акционеров и иных инвесторов в случае, если она будет направлена на увеличение капитала. Следует более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков.
6.
Требуется более тщательный
7.
Меры по валютной
8. Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями.
Все
эти задачи не могут быть решены
сразу, для этого требуются и
консолидированная
Стратегия экономического роста. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Объем образующихся и накопленных в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики.