Проблемы экономического роста в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование сущности основных характеристик экономического роста и экономического развития.
В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовик Экон. рост.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

           Для различных норм роста  Харрод выдвигает следующее положение: система свободного предпринимательства (к которой идет наша страна) будет  эффективно функционировать, если доходы будут расти ускоренными темпами. Инвестиции должны предвосхищать динамику потребительского спроса. Равновесие по этой модели весьма неустойчиво. Отсюда следует, что необходимо вмешательство государства через финансовую политику. Модель Харрода послужила толчком для разработки других моделей.

     Предприниматели планируют объем собственного производства, исходя из  сложившейся ситуации в предшествующий период:

  • если их прошлые прогнозы относительно спроса оказались верными и спрос полностью уравновесил предложение, то в данном периоде предприниматели оставят темпы роста объема выпуска неизменными;
  • если спрос в экономике был выше предложения, они увеличат темпы расширения  производства; если предложение превышало спрос в предшествующем периоде, они снизят темпы роста.

     Харрод  назвал это «гарантированным» темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворенны своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не всегда достигается.

     Анализ  соотношений между гарантированным и фактическим темпами роста позволил сделать следующий вывод: если фактически запланированный предпринимателями темп роста предложения отличается от гарантированного темпа роста (превышает или не достигает его), то система постепенно отдаляется от состояния равновесия.

     Помимо  гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие «естественного»  темпа роста. Это максимальный темп допускаемый ростом активного населения  и техническим прогрессом. При  таком темпе достигается полная занятость факторов – труда и капитала. Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объем выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.

     Если  гарантированный темп роста ниже естественного, то фактический темп может превысить гарантированный, поскольку существующий избыток  трудовых ресурсов дает возможность увеличить инвестиции. Экономическая система будет переживать бум. Фактический темп роста может быть также равен гарантированному и тогда экономика будет развиваться в условиях динамического равновесия, вполне удовлетворяющих предпринимателей, но при наличии вынужденной безработицы. Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве гарантированного, естественного и фактического темпов роста в условиях полной занятости ресурсов.

     Но  поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа как известно выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказываются неустойчивым.

     Часто обе модели объединяют в одну модель Харрода – Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях не полной занятости.

  1. СТАДИИ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

     В экономической теории существуют различные  концепции деления общества на стадии роста.

  • Суть формационной теории, разработанной К. Марксом и его последователями, кратко может быть сведена к следующему: производительные силы, существующие на определенном этапе развития, и производственные отношения общества находятся в единстве и взаимодействии. Это единство выражается понятием «способ производства». В свою очередь производственные отношения выступают как базис (основа) для действующих институтов политической власти, господствующей в обществе морали и теологии, принципов организации национальных, семейных и прочих общественных отношений. Все эти отношения и институты в целом образуют понятие «надстройка». Способ производства в единстве с надстройкой составляет общественно-экономическую формацию. В качестве таковых К. Марксом было выделено пять: первобытная;

      • рабовладельческая;

      • феодальная;

      • капиталистическая;

      • коммунистическая формация.

     Исторический  ход развития общества представляет собой последовательную смену формаций. Движущей силой перехода от одной формации к другой является обострение в рамках единства производительных сил и производственных отношений противоречия между ними. Суть противоречия состоит в том, что производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Когда отставание становится значительным, количественные изменения переходят в качественные и происходит скачок в производственных отношениях: они резко изменяются для того, чтобы открыть простор для развития прогрессивных производительных сил.(9) В свою очередь качественное изменение производственных отношений обусловливает необходимость перестройки всей надстройки общества. Смена формации происходит революционным путем: старая система разрушается и создается новая. Тем самым восстанавливается соответствие производительных сил и производственных отношений.

  • В основе деления исторической эволюции на стадии, по мнению У. Ростоу, лежат принципиальные различия трех основных обобщающих характеристик: уровня развития техники; нормы накопления темпов экономического роста; уровня потребления. В соответствии с качественным различием этих характеристик У. Ростоу выделил пять стадий экономического развития:
  • Традиционное, или классовое, общество. Для него типичны преобладание сельского хозяйства, деление общества на классы (по Ростоу, понятие «классы» идентично замкнутым, разобщенным кастам), статическое равновесие в экономике, низкая норма накопления, невосприимчивость производителей к НТП и высокие темпы роста населения. Сочетание низких темпов экономического роста и, напротив, высоких темпов роста населения ведет к падению реальных доходов на душу населения. Под давлением этой негативной тенденции постепенно происходит стабилизация численности населения и уровня доходов.
  • Стадия создания условий для разбега. Она характеризуется медленным, постепенным созданием условий для некоторого повышения эффективности производства и темпов роста экономики.
  • Стадия разбега. Ее отличительной особенностью является повышение нормы накопления в национальном доходе, создающее возможность использовать достижения НТП и преодолевать сопротивление развитию со стороны сложившихся институтов власти, традиций и обычаев.
  • Путь к зрелости. Возрастают темпы экономического роста. Расширение объема производства начинает опережать увеличение численности населения, что ведет к повышению уровня жизни.
  • Общество высокого массового потребления. На этой стадии заботы о ресурсных ограничениях роста объема производства отпадают. Напротив, усиливаются ограничения со стороны спроса и экологии, растет значимость товаров длительного пользования и услуг.

     Смена одной стадии экономического роста  другой происходит, с точки зрения У. Ростоу, эволюционным, а не революционным  путем. Разные страны проходят этот путь разными темпами и находятся на разных стадиях развития.

6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА

     Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста и следует  рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс. Во всех промышленно развитых странах существует государственный сектор экономики и его размеры могут служить критерием экономической роли государства, которое мерами своего воздействия играет значительную роль в регулировании экономического роста.

     История экономической теории знает несколько  моделей государственного регулирования  в экономике.

     Кейнсианцы  рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

     В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости или полной загрузке производственных мощностей.

     Экономисты  разных теоретических направлений  рекомендуют и другие возможные  методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

     При всей многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического роста большинство  экономистов едины в том, что  увеличение темпов экономического роста  является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к  сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

     Государство обеспечивает свое участие в экономическом  процессе путем прямого или косвенного вмешательства. Прямое вмешательство государства предполагает принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы, а косвенное вмешательство государства в зависимости от его цели - направление на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями, обеспечение полной занятости населения, стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы, воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации, также цен на некоторые специфические товары, поддержку устойчивого экономического роста, и некоторые другие цели.

     В целом, деятельность государства по регулированию экономического роста, должна развертываться по нескольким основным направлениям:

  • Государство берет на себя решение тех проблем, которые недоступны рыночной системе: сохранение природной среды и невоспроизводимых ресурсов, создание общественных товаров.
  • Антициклическое регулирование или политика краткосрочной стабилизации. Главным способом антициклического регулирования стала денежная политика. В последнее время политика краткосрочной стабилизации претерпела изменения. Так, инвестиционные методы уходят в прошлое, уступая дорогу налоговой политике.
  • Структурное регулирование. Государство старается снизить риск при осуществлении капиталовложений; стимулирует предпринимателей осваивать новые секторы экономики; поддерживает экспортные отрасли и те, что выпускают заменители импорта; стимулирует сферы экономики, способные дать наибольшее количество новых рабочих мест, и т.д. К основным формам структурного регулирования относятся бюджетная и кредитная политика.
  • Регулирование макроэкономического равновесия инвестиций и сбережений.
  • Проведение налоговой политики, характерная особенность которой - в дифференцированном снижения ставок налогообложения, прежде всего прибыли.
  • Политика ускоренной амортизации. Государство, увеличивая нормы амортизации основного капитала, тем самым способствует техническому прогрессу. Такая политика становится и методом антициклического регулирования рынка.

Информация о работе Проблемы экономического роста в России