Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности основных характеристик экономического роста и экономического развития.
В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.
Для различных норм роста
Харрод выдвигает следующее положение:
система свободного предпринимательства
(к которой идет наша страна) будет
эффективно функционировать, если доходы
будут расти ускоренными
Предприниматели планируют объем собственного производства, исходя из сложившейся ситуации в предшествующий период:
Харрод назвал это «гарантированным» темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворенны своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не всегда достигается.
Анализ
соотношений между
Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие «естественного» темпа роста. Это максимальный темп допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом. При таком темпе достигается полная занятость факторов – труда и капитала. Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объем выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.
Если
гарантированный темп роста ниже
естественного, то фактический темп
может превысить
Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа как известно выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказываются неустойчивым.
Часто обе модели объединяют в одну модель Харрода – Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях не полной занятости.
В экономической теории существуют различные концепции деления общества на стадии роста.
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая формация.
Исторический ход развития общества представляет собой последовательную смену формаций. Движущей силой перехода от одной формации к другой является обострение в рамках единства производительных сил и производственных отношений противоречия между ними. Суть противоречия состоит в том, что производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Когда отставание становится значительным, количественные изменения переходят в качественные и происходит скачок в производственных отношениях: они резко изменяются для того, чтобы открыть простор для развития прогрессивных производительных сил.(9) В свою очередь качественное изменение производственных отношений обусловливает необходимость перестройки всей надстройки общества. Смена формации происходит революционным путем: старая система разрушается и создается новая. Тем самым восстанавливается соответствие производительных сил и производственных отношений.
Смена одной стадии экономического роста другой происходит, с точки зрения У. Ростоу, эволюционным, а не революционным путем. Разные страны проходят этот путь разными темпами и находятся на разных стадиях развития.
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс. Во всех промышленно развитых странах существует государственный сектор экономики и его размеры могут служить критерием экономической роли государства, которое мерами своего воздействия играет значительную роль в регулировании экономического роста.
История экономической теории знает несколько моделей государственного регулирования в экономике.
Кейнсианцы
рассматривают экономический
В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости или полной загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При
всей многочисленности и сложности
возможных методов
Государство обеспечивает свое участие в экономическом процессе путем прямого или косвенного вмешательства. Прямое вмешательство государства предполагает принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы, а косвенное вмешательство государства в зависимости от его цели - направление на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями, обеспечение полной занятости населения, стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы, воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации, также цен на некоторые специфические товары, поддержку устойчивого экономического роста, и некоторые другие цели.
В целом, деятельность государства по регулированию экономического роста, должна развертываться по нескольким основным направлениям: