Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тот факт, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности, является бесспорным. В свою очередь, одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Ядром инновационной экономики являются получение новых знаний, трансформация этих знаний в качественно новые технику, технологии, обеспечение практического освоения новых наукоемких продукций и включение их в жизнедеятельность общества. Соответственно инновационная деятельность, чем дальше, тем больше становится уже не просто одной из составляющих частей общей экономической жизни, а ее решающей частью. Вместе с тем, как и все другие виды деятельности, для своего успешного осуществления инновационная деятельность нуждается в соответствующей инфраструктуре. В нашей стране проблема формирования такой инфраструктуры и выбора основных направлений ее развития приобрела важное значение еще в 90-е годы прошлого столетия при переходе от централизованной социалистической экономики, с присущим ей так называемым плановым внедрением научно-технических достижений, к рыночному хозяйству. Сегодня эта проблема встала особенно остро, поскольку в 2002 году было принято стратегическое решение о том, что для сохранения Россией места среди ведущих держав мира необходим перевод ее экономики с преимущественно сырьевого на инновационный путь развития. Для обеспечения реального и успешного решения данной стратегической задачи проблема формирования в Российской Федерации эффективной инновационной инфраструктуры имеет огромное значение. Инновационная инфраструктура является специфическим комплексом, представляющим собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, имеющих многоуровневое построение и охватывающих весь цикл осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Проблема создания в регионах организационных элементов инновационной инфраструктуры, которой в отечественной науке и практике фактически еще не уделялось должного внимания, нуждается в проведении серьезных исследований и выработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по целому ряду весьма сложных и важных аспектов. Таким образом, практическая восстребованность и недостаточная разработанность вышеизложенных положений обусловливают и характеризуют актуальность настоящей курсовой работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы 6
1.2 Специфика инновационной инфраструктуры в России 10
1.3 Государственное регулирование инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ 17
2.1 Экономическая привлекательность инновационного развития Пермского края 17
2.2 Оценка инновационной инфраструктуры Пермского края 19
2.3 Анализ действующего правового обеспечения инновационной политики РФ и Пермского края 26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 30
3.1 Основные проблемы и пути повышения эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края 30
3.2 Основные направления совершенствование законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая на печать.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     При этом следует указать на необходимость  унификации и стандартизации правой терминологии и разработку системы мониторинга законодательства в и организацию экспертно-аналитической работы. 

 

 
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРМСКОГО  КРАЯ

 
3.1 Основные проблемы  и пути повышения  эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края

     Проведенный SWOT–анализ инновационной инфраструктуры Пермского края выявил  следующие возможности и угрозы в сфере увеличения инновационного потенциала края.

     1. Сильные стороны  

     К существующим преимуществам в создании условий для развития научной и инновационной деятельности на территории Пермского края следует отнести:

     увеличение  производительности труда за счет освоения наукоёмких высокоэффективных промышленных технологий на предприятиях ведущих  отраслей промышленности;

     увеличение  прибыльности производства за счет технологической  модернизации;

     наличие сформированных научных школ, предназначенных  для осуществления и  развития инновационной деятельности;

      наличие высшего профессионального образования  по подготовке и переподготовке кадров в области инновационного менеджмента;

      наличие специалистов и экспертов российского  уровня в области инновационной  деятельности.

     2. Слабые стороны

     Неопределенность  экономической выгоды от использования  нематериальных активов как объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате научно-технической деятельности промышленными предприятиями.

      Технологическая отсталость предприятий, высокий износ  основных фондов наукоемких производств.

      Невысокий уровень подготовки руководящего состава и специалистов предприятий в области инновационной деятельности.

      Незначительная  доля в промышленности предприятий  малого инновационного бизнеса.

      Сырьевая  ориентация продукции промышленного  производства.

      Неразвитость  инновационной инфраструктуры для коммерциализации новых знаний.

     Низкая  активность инновационных процессов  в промышленности, и как следствие, низкая производительность труда в  отраслях; производительность труда  в расчете на одного работника  следующая:

     в химической отрасли – 3333,6 тыс. руб./год;

     в электроэнергетике – 3191,2 тыс. руб./год;

     в нефтяной промышленности – 2390,2 тыс. руб./год;

     в транспортной отрасли – 1618,0 тыс. руб./год;

     в металлургическом производстве – 1595,2 тыс. руб./год;

     в лесопромышленном комплексе – 1547,5 тыс. руб./год;

     связь и телекоммуникации – 1161,1 тыс. руб./год;

     в торговле – 1064,0 тыс. руб./год;

     в машиностроении – 1025,3 тыс. руб./год;

     в строительстве – 876,0 тыс. руб./год;

     в аграрном секторе – 507,4 тыс. руб./год.

     3. Угрозы

     Влияние мирового финансового кризиса, выраженное в   свертывании научных исследований и разработок новой техники, «замораживании» всех инновационных проектов и программ,  резком снижении инновационной активности, сокращении расходов на научные исследования и разработки на стратегически важных направлениях научно-технического развития.

     Разница в уровне заработной платы работников научно-исследовательской сферы  и работников промышленных предприятий.

     Невысокий уровень инвестиционной привлекательности  регионального сектора исследований и разработок.

     Снижение  ориентированности результатов  НИОКР на потребности реального  сектора экономики.

      Прогрессирующее старение действующих научных кадров.

     Обесценивание собственного научно-технического и  интеллектуального потенциала, отток  за пределы Пермского края специалистов, ученых, исследователей и интеллектуальной собственности.

     4. Возможности

     Формирование  заказов на научный и инновационный  продукт от промышленных предприятий  Пермского края, и, соответственно, увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпускаемых товаров и услуг.

     Повышение наукоемкости промышленной продукции  как одного из основных факторов конкурентоспособности.

     Развитие  малого и среднего инновационного предпринимательства, разработка инновационных технологий в продвижении на рынок их товаров.

     Стимулирование  молодых специалистов к работе в  научно-технической сфере.

     На  основании полученных данных SWOT –  анализа предлагаем следующие шаги, способствующие улучшению инновационной  инфраструктуры в крае.

     Увеличение  темпов производительности труда в отраслях, имеющих наиболее низкие показатели, за счет внедрения инновационных технологий и модернизации производства.

     Поддержка через систему грантов ведущих  ученых, научных школ и коллективов  в области фундаментальной и  прикладной науки, результаты деятельности которых имеют большое научное и практическое значение.

     Развитие  и поддержка рынка научных  исследований, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок, опытно-промышленных образцов и технологий, ориентированных на потребности  бизнеса.

     Привлечение бюджетных и внебюджетных финансовых средств в перспективные научно-технологические  направления на основе широкого применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов  частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

     Обеспечение притока молодых специалистов в  региональный сектор исследований и  разработок, развитие ведущих научных  школ Пермского края.

     Формирование  и развитие инновационной (в том числе информационной) инфраструктуры.

     Организация подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента, научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной  активности, коммерциализацию результатов научных исследований.

     Повышение престижности профессии исследователя, ученого.

     Достижение  целей будет осуществляться через  систему мероприятий, основными  из которых являются:

  • разработка плана первоочередных мероприятий по повышению производительности труда в отраслях с наиболее низкими показателями;
  • поиск и селекция перспективных научных идей и разработок,  создание системы конкурсного отбора конкурентоспособных и эффективных по бюджетным, коммерческим и социальным показателям проектов, претендующих на государственную поддержку, в том числе и из федерального бюджета;
  • создание технопарка, центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, ориентированных на продвижение полученных новых знаний из области науки в производственную сферу, широкое внедрение двойных технологий и реализацию наукоемкой продукции;
  • развитие малого инновационного предпринимательства на базе создаваемых «бизнес-инкубаторов»;
  • совершенствование и разработка нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения участников инновационной деятельности в процессе создания объектов интеллектуальной  собственности, их правовой охраны и коммерциализации путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов данной деятельности.

 
3.2 Основные направления совершенствование законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности РФ

     Решение указанных вопросов, потребует разработки и принятия федеральных законодательных  и нормативных правовых регулирующих отношение в сфере научно-технической  инновационной деятельности в их числе:  

  • федеральный   закон   «О   государственной   инновационной   политике   и   мерах государственной поддержки и стимулирований инновационной деятельности» (закон «Об инновационной деятельности);
  • федеральный закон «Об участии государства в развитии национальной инновационной системы»;
  • федеральный закон «О передаче технологий»;
  • федеральный закон «О государственном заказе на поставку научно-технической продукции (работ, услуг):
  • федеральный закон «О совместных исследованиях и кооперации   в разработках    и постановки производства инновационной продукции (услуг)»: 
  • федеральный закон «О научно-технической информации»;
  • федеральный закон «О непрерывном профессиональном образовании», а также другие законодательные и нормативные правовые акты, включая Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, законодательные и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

     1. Принятие   федерального   закона  «О   государственной   инновационной политике и мерах государственной поддержки и стимулирований инновационной деятельности» (закон «Об инновационной деятельности») позволит   определить порядок формирования и реализации государственной инновационной политики, роль и место органов государственной власти   и местного самоуправления   в формировании и реализации указанной политики, а также определить меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, как на   федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления,   расшив  тем  самым узкие места   ФЗ   № 122   и   ФЗ №  131, препятствующие формированию инновационной системы  в Российской    Федерации. При разработке указанного законопроекта целесообразно     использовать основные положения модельного закона  «Об инновационной     деятельности», принятого 26 октября 2006 г.  на сессии Межпарламентской ассамблей государств-участников СНГ, впитавший положительный опыт разработки     законодательства в сфере инновационной деятельности Украины и Казахстана, а также зарубежный опыт экономически развитых государств.

     2.  Принятие  Федерального закона  «Об участии   государства  в  развитии национальной инновационной системы» позволит создать необходимые нормативно-правовые условия функционирования элементов национальной инновационной системы, включая создание государственных    институтов управления этой системой и совершенствование механизмов  государственного  участия  в  развитии  национальной инновационной системы. Введение закона создает правовую основу для деятельности новых   субъектов   инновационной   системы   и   связанных   с   этим   новых   правовых  отношений, включая государственную поддержку инновационной деятельности, организационную и финансовую. Законопроект служит повышению эффективности реализаций перспективных инновационных программ и проектов, Предлагаемые нововведения направлены на создание механизма аккумулирования бюджетных средств, предусматриваемых для финансирования процесса создания единой общенациональной инфраструктуры инновационной деятельности, ориентированной на реализацию проектов технологической модернизации, более эффективное использование предназначенных для этих целей бюджетных ресурсов.

     Нормативно-правовое регулирование, предусмотренное проектом закона, касается и развития региональных инновационных систем, обеспечение взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления в вопросах формирования и реализации региональной инновационной политики. Закон должен предусматривать создание правовых возможностей для принятия региональных инновационных стратегий, финансовый инструментарий и соответствующую инфраструктуру (например, создание целевых фондов бюджетных фондов развития субъектов федерации, а также внебюджетных фондов технологического развития и венчурных фондов), а также нормативно-правовое

     В основе управления инновационной системой законом предусмотрено создание головной структуры системы управления – Государственной корпорации инновационного развития, на которую возлагаются функции содействия развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и формирование рынков научно-технической и инновационной продукции Российской Федерации. Предполагается, что указанная корпорация будет осуществлять формирование и реализацию важнейших инновационных проектов государственного значения, а её региональные филиалы и представительства обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе формирования и реализации вышеуказанных проектов. Таким образом, принятие закона, определяющего единый алгоритм и процедуру взаимодействия государственных уполномоченных органов и элементов национальной инновационной системы приведет к защите от дублирования решений одних и тех же вопросов разными ведомствами, а также будет способствовать, за счёт снижения рисков возможной утраты вкладываемых средств, привлечению внебюджетных, корпоративных финансов в необходимом объеме для финансирования инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Информация о работе Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края