Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
В настоящее время тот факт, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности, является бесспорным. В свою очередь, одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Ядром инновационной экономики являются получение новых знаний, трансформация этих знаний в качественно новые технику, технологии, обеспечение практического освоения новых наукоемких продукций и включение их в жизнедеятельность общества. Соответственно инновационная деятельность, чем дальше, тем больше становится уже не просто одной из составляющих частей общей экономической жизни, а ее решающей частью. Вместе с тем, как и все другие виды деятельности, для своего успешного осуществления инновационная деятельность нуждается в соответствующей инфраструктуре. В нашей стране проблема формирования такой инфраструктуры и выбора основных направлений ее развития приобрела важное значение еще в 90-е годы прошлого столетия при переходе от централизованной социалистической экономики, с присущим ей так называемым плановым внедрением научно-технических достижений, к рыночному хозяйству. Сегодня эта проблема встала особенно остро, поскольку в 2002 году было принято стратегическое решение о том, что для сохранения Россией места среди ведущих держав мира необходим перевод ее экономики с преимущественно сырьевого на инновационный путь развития. Для обеспечения реального и успешного решения данной стратегической задачи проблема формирования в Российской Федерации эффективной инновационной инфраструктуры имеет огромное значение. Инновационная инфраструктура является специфическим комплексом, представляющим собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, имеющих многоуровневое построение и охватывающих весь цикл осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Проблема создания в регионах организационных элементов инновационной инфраструктуры, которой в отечественной науке и практике фактически еще не уделялось должного внимания, нуждается в проведении серьезных исследований и выработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по целому ряду весьма сложных и важных аспектов. Таким образом, практическая восстребованность и недостаточная разработанность вышеизложенных положений обусловливают и характеризуют актуальность настоящей курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы 6
1.2 Специфика инновационной инфраструктуры в России 10
1.3 Государственное регулирование инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ 17
2.1 Экономическая привлекательность инновационного развития Пермского края 17
2.2 Оценка инновационной инфраструктуры Пермского края 19
2.3 Анализ действующего правового обеспечения инновационной политики РФ и Пермского края 26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 30
3.1 Основные проблемы и пути повышения эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края 30
3.2 Основные направления совершенствование законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
- помощь в проведении конверсии;
- обучение предпринимательству в научно-технической сфере.
Базируясь
на данных положениях, формируется
инновационная инфраструктура, состоящая
из следующих взаимоувязанных
1. Организационные структуры (администрация малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).
4.
Информационные сети, позволяющие
определить перспективные
Инфраструктура инновационной деятельности или инновационная инфраструктура - это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов, в условиях конъюнктурных колебаний рынка3.
Все
организации, относящиеся к инновационной
инфраструктуре, находятся в определенной
технологической и
Процесс формирования инновационной инфраструктуры в условиях переходного периода от одной экономической системы к другой начался стихийно, без необходимого государственного регулирования. Часто отдельные элементы инновационной инфраструктуры появлялись прежде, чем получила развитие инновационная деятельность. Для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры в России важное значение приобретает ускоренное и широкомасштабное осуществление инновационных процессов в реальном секторе экономики, что связано с преодолением экономического спада и с интенсивными структурными преобразованиями в национальной экономике. Инфраструктура инновационной деятельности подразделяется на следующие функциональные сферы: транспорт и связь; информатика и телекоммуникации; кредитно-финансовая сфера; фондовый рынок; институт посредников; компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера. Экономическая сущность и специфика рынка инноваций заключаются в следующем:
• формирование коммерческого обмена продуктами инновационной деятельности стало закономерным итогом исторического развития производственных отношений, распространением всеобщего характера рыночной экономики на инновационную сферу. Данный процесс органически связан с углублением общественного разделения труда, специализацией и кооперированием в областях научно-технической, инновационной и производственной деятельности.
• поступающие в сферу обмена инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путем заключения сделок, отражающих специфику этих объектов как товара.
• в сфере торговли объектами инновационного продукта сложился и действуют рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цены. Так же как национальные рынки традиционных товаров, национальные рынки объектов инновационного продукта имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуру, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы. Сделки по обмену объектами инновационного продукта могут предусматривать использование правовых условий других видов коммерческих сделок, таких как договоры купли-продажи, аренды, об оказании услуг, инвестировании капитала, займа, товарищества. На основе национальных рынков экономически развитых стран складывается мировой рынок инноваций. Формирующийся в России рынок инноваций имеет ряд особенностей, связанных с кризисным состоянием экономики в период осуществления кардинальных рыночных преобразований. К их числу следует отнести:
-
научно-техническая сфера
-
инновационный рынок состоит
не из самой продукции, а
из набора организаций,
-
инновационные организации в
большинстве случаев в
В России сложилась весьма специфическая, не похожая на мировую, ситуация в области накопления: аккумулированные в торговом, банковском и страховом секторах капиталы не поступают в производственную и инновационную сферы. Причем нет никакой уверенности в том, что эти капиталы в ближайшие годы станут серьезным источником финансирования инновационной деятельности. Для продуктивного взаимодействия потребителей и производителей инновационного продукта необходимо формирование устойчивой макроструктурной области совместных интересов субъектов коммерциализации инновационной деятельности посредством создания соответствующей инфраструктуры, стимулирующей сближение интересов инвесторов, субъектов инновационной деятельности и определяющих рыночный спрос хозяйствующих субъектов. Особенностью российской ситуации является то, что инновационный рынок в стране только формируется, причем о большинстве имеющихся для коммерциализации новшеств потребитель не имеет представления и не готов сформулировать спрос. Инфраструктурные изменения, вызванные реализацией государственной инновационной политики, могут ускорить процесс коммерциализации инноваций на рынке.
Государство осуществляет все
виды регулирования
Высшая форма регулятивной
Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
Нормативно-правовое
Нормативно-правовое
Информация о работе Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края