Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тот факт, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности, является бесспорным. В свою очередь, одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Ядром инновационной экономики являются получение новых знаний, трансформация этих знаний в качественно новые технику, технологии, обеспечение практического освоения новых наукоемких продукций и включение их в жизнедеятельность общества. Соответственно инновационная деятельность, чем дальше, тем больше становится уже не просто одной из составляющих частей общей экономической жизни, а ее решающей частью. Вместе с тем, как и все другие виды деятельности, для своего успешного осуществления инновационная деятельность нуждается в соответствующей инфраструктуре. В нашей стране проблема формирования такой инфраструктуры и выбора основных направлений ее развития приобрела важное значение еще в 90-е годы прошлого столетия при переходе от централизованной социалистической экономики, с присущим ей так называемым плановым внедрением научно-технических достижений, к рыночному хозяйству. Сегодня эта проблема встала особенно остро, поскольку в 2002 году было принято стратегическое решение о том, что для сохранения Россией места среди ведущих держав мира необходим перевод ее экономики с преимущественно сырьевого на инновационный путь развития. Для обеспечения реального и успешного решения данной стратегической задачи проблема формирования в Российской Федерации эффективной инновационной инфраструктуры имеет огромное значение. Инновационная инфраструктура является специфическим комплексом, представляющим собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, имеющих многоуровневое построение и охватывающих весь цикл осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Проблема создания в регионах организационных элементов инновационной инфраструктуры, которой в отечественной науке и практике фактически еще не уделялось должного внимания, нуждается в проведении серьезных исследований и выработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по целому ряду весьма сложных и важных аспектов. Таким образом, практическая восстребованность и недостаточная разработанность вышеизложенных положений обусловливают и характеризуют актуальность настоящей курсовой работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы 6
1.2 Специфика инновационной инфраструктуры в России 10
1.3 Государственное регулирование инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ 17
2.1 Экономическая привлекательность инновационного развития Пермского края 17
2.2 Оценка инновационной инфраструктуры Пермского края 19
2.3 Анализ действующего правового обеспечения инновационной политики РФ и Пермского края 26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 30
3.1 Основные проблемы и пути повышения эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края 30
3.2 Основные направления совершенствование законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая на печать.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     - помощь в проведении конверсии;

     - обучение предпринимательству в научно-технической сфере.

     Базируясь на данных положениях, формируется  инновационная инфраструктура, состоящая  из следующих взаимоувязанных элементов:

     1. Организационные структуры (администрация малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).

  1. Финансово-кредитные институты, обеспечивающие аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку перспективных проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).
  2. Страховые компании, фирмы, обеспечивающие снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-техническую сферу.

     4. Информационные сети, позволяющие  определить перспективные направления  развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию  результатов научно-технических разработок.

  1. Система сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги.
  2. Различные формы обучения предпринимательству в научно-технической сфере (учебные заведения, специальные курсы обучения, факультеты, семинары, симпозиумы и т. д.).

 
1.2 Специфика инновационной инфраструктуры в России

     Инфраструктура  инновационной деятельности или  инновационная инфраструктура - это  комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов, в условиях конъюнктурных колебаний рынка3.

     Все организации, относящиеся к инновационной  инфраструктуре, находятся в определенной технологической и экономической  связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. Организации в совокупности образующие инновационную инфраструктуру, различаются по секторам, типам организаций, по территориям, включая зарубежные организации и предприятия. В настоящее время в Российской Федерации формируется новая структура организаций инновационной сферы и инновационная инфраструктура, функция которой реализация условий воспроизводства инновационной деятельности. С экономической точки зрения, Технопарк является территориально-производственным образованием, построенном на взаимодействии двух комплексов - инфраструктурного, генерирующего услуги, и производственного в виде предприятий-пользователей4. Наличие этих двух комплексов принципиально отличает инвестиционный проект создания парка от классических производственных проектов и традиционных инфраструктурных проектов общего назначения (транспорт, связь, электроснабжение и т. п.).

     Процесс формирования инновационной инфраструктуры в условиях переходного периода  от одной экономической системы  к другой начался стихийно, без  необходимого государственного регулирования. Часто отдельные элементы инновационной инфраструктуры появлялись прежде, чем получила развитие инновационная деятельность. Для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры в России важное значение приобретает ускоренное и широкомасштабное осуществление инновационных процессов в реальном секторе экономики, что связано с преодолением экономического спада и с интенсивными структурными преобразованиями в национальной экономике. Инфраструктура инновационной деятельности подразделяется на следующие функциональные сферы: транспорт и связь; информатика и телекоммуникации; кредитно-финансовая сфера; фондовый рынок; институт посредников; компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера. Экономическая сущность и специфика рынка инноваций заключаются в следующем:

     • формирование коммерческого обмена продуктами инновационной деятельности стало закономерным итогом исторического  развития производственных отношений, распространением всеобщего характера  рыночной экономики на инновационную сферу. Данный процесс органически связан с углублением общественного разделения труда, специализацией и кооперированием в областях научно-технической, инновационной и производственной деятельности.

     • поступающие в сферу обмена инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путем заключения сделок, отражающих специфику этих объектов как товара.

     • в сфере торговли объектами инновационного продукта сложился и действуют рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цены. Так же как национальные рынки традиционных товаров, национальные рынки объектов инновационного продукта имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуру, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы. Сделки по обмену объектами инновационного продукта могут предусматривать использование правовых условий других видов коммерческих сделок, таких как договоры купли-продажи, аренды, об оказании услуг, инвестировании капитала, займа, товарищества. На основе национальных рынков экономически развитых стран складывается мировой рынок инноваций. Формирующийся в России рынок инноваций имеет ряд особенностей, связанных с кризисным состоянием экономики в период осуществления кардинальных рыночных преобразований. К их числу следует отнести:

     - научно-техническая сфера сформировала  достаточный запас наработанных  НИОКР прошлых лет, но для  их реализации и проведения  новых исследований и разработок  у потребителей-заказчиков нет  достаточных средств;

     - инновационный рынок состоит  не из самой продукции, а  из набора организаций, коллективов,  отдельных специалистов, потенциально  способных осуществить инновационную  деятельность;

     - инновационные организации в  большинстве случаев в настоящее  время не могут осуществлять инициативные работы за счет привлеченных со стороны средств организаций венчурного капитала.

     В России сложилась весьма специфическая, не похожая на мировую, ситуация в  области накопления: аккумулированные в торговом, банковском и страховом секторах капиталы не поступают в производственную и инновационную сферы. Причем нет никакой уверенности в том, что эти капиталы в ближайшие годы станут серьезным источником финансирования инновационной деятельности. Для продуктивного взаимодействия потребителей и производителей инновационного продукта необходимо формирование устойчивой макроструктурной области совместных интересов субъектов коммерциализации инновационной деятельности посредством создания соответствующей инфраструктуры, стимулирующей сближение интересов инвесторов, субъектов инновационной деятельности и определяющих рыночный спрос хозяйствующих субъектов. Особенностью российской ситуации является то, что инновационный рынок в стране только формируется, причем о большинстве имеющихся для коммерциализации новшеств потребитель не имеет представления и не готов сформулировать спрос. Инфраструктурные изменения, вызванные реализацией государственной инновационной политики, могут ускорить процесс коммерциализации инноваций на рынке.

 
1.3 Государственное регулирование инновационной деятельности

         Государство осуществляет все  виды регулирования инновационной  деятельности - организационное, экономическое,  финансовое, нормативно-правовое.

         Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

         Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

         Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

         Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

         Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

         Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности.5 В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

         Нормативно-правовое регулирование  взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

Информация о работе Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края