Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 09:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении методов выбора инновационной стратегии в организации. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение сущности инноваций и инновационных стратегий;
- исследования методов выбора инновационных стратегий в организации;
- исследование видов инновационных стратегий;
- анализ рынка фармацевтической промышленности;
- изучение инновационных стратегий используемых в компании «Фармакор».
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы выбора инновационной стратегии 5
1.1 Понятие и сущность инновации 5
1.2 Характеристика инновационных стратегий 7
1.3 Методы выбора инновационной стратегии в организации 11
1.4 Классификация и виды инновационных стратегий 16
Глава 2. Инновационные стратегии компании «Фармакор» 22
2.1 Анализ рынка фармацевтической промышленности 22
2.2 Характеристика объекта исследования - ЗАО «Фармакор» 24
2.3 Инновационные стратегии компании «Фармакор» 27
Заключение 32
Список литературы 34
1.3 Методы выбора инновационной стратегии в организации
Выбор инновационной стратегии
зависит от многих факторов: рыночной
позиции фирмы и динамики ее изменения,
производственного и
Но существуют некоторые основополагающие
подходы или принципы выработки
инновационных стратегий и
Рис. 1.2. Схема организации процесса стратегического управления
«Стратегическое управление организацией
- это основа современного менеджмента
в условиях постоянных изменений
окружающей среды, ужесточающейся конкуренции.
При этом наиболее сложны в управлении
инновационные стратегии
«Стратегическое управление - это такое управление инновационной фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-258 с.»
Другие авторы рассматривают стратегию
как детальный всесторонний комплексный
план, предназначенный для
Ряд авторов исследует вопросы формирования непосредственно инновационных стратегий.
«Разработка инновационной политики предполагает определение целей и стратегий его развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-262 с.»
Рассматривая цели как некое предвосхищение результата, на которые направлены усилия инновационного менеджера, их подразделяют на:
-функциональные (поддержание достигнутого состояния системы);
-новые (приобретение нового
качественного состояния
На каждой из стадий жизненного цикла инновационной фирмы происходит определенное сочетание тех и других.
Например, на стадии «текущая деятельность» ставятся в основном функциональные цели, направленные на поддержание баланса достигнутого ранее состояния системы, а на других - обычно только новые цели.
Они требуют выхода на новые ориентиры
и критерии равновесия в системе,
новые решения и
В новых целях должны быть учтены
научно-технический и
«Важнейшими задачами управления инновационным
процессом являются разработка и
реализация инновационной стратегии
данного хозяйственного образования,
которые подчинены общей
В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать следующие задачи:
-ознакомление с проблемой
-выработка руководящих требовании к действиям - инструмент управления;
-определение критериев оценки
информации и выбора
-обеспечение бесконфликтного
-создание предпосылок для
«Цели предприятия в целом - ожидаемое состояние совокупности стратегических хозяйственных единиц (продуктово-рыночных комбинаций) и соответствующие качественные и количественные показатели. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.- 263 с.»
Цели стратегических хозяйственных единиц - целевые установки для отдельных стратегических хозяйственных, на которые распределены предприятия.
Цели функциональных сфер деятельности
- директивные задания для
Стратегические цели фирмы характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность).
К качественным - стандарт качества продукции, независимость фирмы, стратегический облик фирмы (миссия), инновационное поведение, постановка сервисного обслуживания клиентов, уровень управления фирмой, политическое и общественное влияние.
Стратегические инновационные
цели формируются в виде деклараций
о намерениях, на основе которых
определяются предпринимательская
концепция, базовые и функциональные
стратегии, реализующие эту концепцию,
а также разрабатывается
В общем виде технология разработки стратегии может быть представлена следующей схемой (рис. 1.3).
2
Рис. 1.3. Порядок разработки стратегии фирмы
Стратегический диагноз - это распознание ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией.
Стратегический анализ - это определение стратегических зон, анализ окружающей среды.
Формулирование стратегии - выбор стратегии, разработка программ.
Оценка программ - каждая программа оценивается и встраивается в общую политику предприятия.
Реализация стратегии - функциональный, проектный, продуктовый менеджмент.
Стратегический контроль - контроль за реализацией стратегий.
«При окончательном выборе и
формулировании стратегии инноваций
важно выявить возможности
В таких случаях стратегию
Предварительно выявленные и обоснованные
пути достижения целей и сопоставление
прогнозов экономической
Классификация инновационных стратегий представлена в следующем параграфе курсовой работы.
1.4 Классификация и виды
«Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 306 с.»
Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:
-продуктовые (портфельные, предпринимательские, или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
-функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
-ресурсные (финансовые, трудовые,
информационные материально-
-организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.
Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификации; стратегии сокращения.
В каждой из этих групп имеются
непосредственно инновационные
стратегии. Другие стратегии обладают
тем или иным инновационным аспектом.
Базовые стратегии отражают общепринятые
направления раз вития
Каждая стратегия роста в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы. Многие из этих изменений новы и неожиданны для фирмы и ее контактной аудитории, т.е. стратегиям присущ инновационный характер.
«При стратегии интенсивного роста организация постепенно наращивает свой потенциал путем лучшего применения своих внутренних сил и оптимального использования представляемых внешней средой возможностей. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 308 с.»
Известны три стратегии
Стратегии интеграционного роста - это стратегии интеграции с поставщиками и снабженческими структурами (вертикальная интеграция вниз); стратегия интеграции с промышленными потребителя ми и сбытовыми структурами (вертикальная интеграция вверх);
Стратегия интеграции с отраслевыми
разрабатывающими и производящими
организациями (горизонтальная интеграция).
Все три стратегии
В группу стратегии диверсификации
входит стратегия конструкторской
диверсификации (ее еще называют «центрированной»,
поскольку технология, отрасль и
рынок не изменяются). Она направлена
на поиск и использование
При этом имеющееся производство остается в центре дела, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии (технология должна быть «плодотворной»), опоре на другие сильные стороны предприятия. Это стратегия внутриотраслевой и внутрирыночной продуктовой инновации, использующая эффект синергии.
Еще одна стратегия диверсификации - это конгломеративная («чистая», или полная) диверсификация. Фирма осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в техническом, ни в коммерческом плане. Портфель продукции обновляется радикально. Возникает ситуация «новая продукция - новый рынок»: в наличии и продуктовая, и маркетинговая инновация; риск и сложность управления удваиваются.
«Стратегии сокращения заключаются в выявлении и сокращении нецелесообразных издержек, могут повлечь за собой инновационные мероприятия: применение новых эффективных материалов, технологий, методов управления, организационных структур. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 309 с.»
Существует множество
1.Инновационные стратегии
«Центральная инновационная
Следовательно, центральная инновационная
стратегия - это способ содействия развитию
народного хозяйства, когда на внешние
условия функционирования предприятия
(учреждения) и внутренний механизм
оказывается такое воздействие,
которое позволяет ускорить техническое
развитие и тем самым повысить
уровень экономической
Информация о работе Методы выбора инновационной стратегии в организации