Методы выбора инновационной стратегии в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении методов выбора инновационной стратегии в организации. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение сущности инноваций и инновационных стратегий;
- исследования методов выбора инновационных стратегий в организации;
- исследование видов инновационных стратегий;
- анализ рынка фармацевтической промышленности;
- изучение инновационных стратегий используемых в компании «Фармакор».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы выбора инновационной стратегии 5
1.1 Понятие и сущность инновации 5
1.2 Характеристика инновационных стратегий 7
1.3 Методы выбора инновационной стратегии в организации 11
1.4 Классификация и виды инновационных стратегий 16
Глава 2. Инновационные стратегии компании «Фармакор» 22
2.1 Анализ рынка фармацевтической промышленности 22
2.2 Характеристика объекта исследования - ЗАО «Фармакор» 24
2.3 Инновационные стратегии компании «Фармакор» 27
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая по инновац. менеджменту.docx

— 50.13 Кб (Скачать)

1.3 Методы выбора инновационной  стратегии в организации

Выбор инновационной стратегии  зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида производимого  на фирме товара, а также внешних  факторов.

Но существуют некоторые основополагающие подходы или принципы выработки  инновационных стратегий и осуществления  стратегического управления инновациями (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Схема организации процесса стратегического управления

«Стратегическое управление организацией - это основа современного менеджмента  в условиях постоянных изменений  окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития организации. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 305 с.»

«Стратегическое управление - это  такое управление инновационной  фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует  и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции  и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность  фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Медынский  В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-258 с.»

Другие авторы рассматривают стратегию  как детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для осуществления  миссии организации и достижения ее целей. Различая понятия стратегии  и тактики, они видят особенности  второй в том, что она разрабатывается  в процессе развития стратегии, часто  формируется на уровне среднего звена, рассчитана на более короткий период времени и имеет быстро проявляющиеся  результаты.

Ряд авторов исследует вопросы  формирования непосредственно инновационных  стратегий.

«Разработка инновационной политики предполагает определение целей  и стратегий его развития на ближнюю  и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его  соответствующими ресурсами. Медынский  В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-262 с.»

Рассматривая цели как некое  предвосхищение результата, на которые  направлены усилия инновационного менеджера, их подразделяют на:

-функциональные (поддержание достигнутого  состояния системы);

-новые (приобретение нового  качественного состояния системы).

На каждой из стадий жизненного цикла  инновационной фирмы происходит определенное сочетание тех и  других.

Например, на стадии «текущая деятельность»  ставятся в основном функциональные цели, направленные на поддержание  баланса достигнутого ранее состояния  системы, а на других - обычно только новые цели.

Они требуют выхода на новые ориентиры  и критерии равновесия в системе, новые решения и организационные  структуры, т.е. вызывают необходимость  разработки и осуществления комплекса  действий, которые определяются как  стратегии.

В новых целях должны быть учтены научно-технический и производственный потенциал предприятия и его  рыночно-сбытовые возможности.

«Важнейшими задачами управления инновационным  процессом являются разработка и  реализация инновационной стратегии  данного хозяйственного образования, которые подчинены общей стратегии. Инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, выбор  средств их достижения и источники  привлечения этих средств. Медынский  В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.- 262 с.»

В стратегическом управлении оперируют  сложными целями, которые призваны решать следующие задачи:

-ознакомление с проблемой путем  сопоставления существующего состояния  с желаемым - функция инициативы;

-выработка руководящих требовании к действиям - инструмент управления;

-определение критериев оценки  информации и выбора альтернатив  - принятие решений;

-обеспечение бесконфликтного сосуществования  лиц, принимающих решения, - инструмент  координирования;

-создание предпосылок для последующего  контроля - инструмент контроля.

«Цели предприятия в целом - ожидаемое  состояние совокупности стратегических хозяйственных единиц (продуктово-рыночных комбинаций) и соответствующие качественные и количественные показатели. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.- 263 с.»

Цели стратегических хозяйственных  единиц - целевые установки для  отдельных стратегических хозяйственных, на которые распределены предприятия.

Цели функциональных сфер деятельности - директивные задания для функциональных подразделений предприятия, которые  закладываются в основу разработки стратегий, планов мероприятий и  программ в этих сферах и подразделениях.

Стратегические цели фирмы характеризуют  количественную или качественную сторону  ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность).

К качественным - стандарт качества продукции, независимость фирмы, стратегический облик фирмы (миссия), инновационное поведение, постановка сервисного обслуживания клиентов, уровень управления фирмой, политическое и общественное влияние.

Стратегические инновационные  цели формируются в виде деклараций о намерениях, на основе которых  определяются предпринимательская  концепция, базовые и функциональные стратегии, реализующие эту концепцию, а также разрабатывается система  оперативных планов, обеспечивающих реализацию стратегий.

В общем виде технология разработки стратегии может быть представлена следующей схемой (рис. 1.3).

2

Рис. 1.3. Порядок разработки стратегии  фирмы

 

Стратегический диагноз - это распознание  ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией.

Стратегический анализ - это определение  стратегических зон, анализ окружающей среды.

Формулирование стратегии - выбор  стратегии, разработка программ.

Оценка программ - каждая программа  оценивается и встраивается в  общую политику предприятия.

Реализация стратегии - функциональный, проектный, продуктовый менеджмент.

Стратегический контроль - контроль за реализацией стратегий.

«При окончательном выборе и  формулировании стратегии инноваций  важно выявить возможности предприятия (организации). Поэтому необходим  анализ сильных и слабых сторон его  деятельности. Сильной стороной предприятия  может быть научный потенциал  и уровень технических разработок, а слабой - уровень издержек производства и себестоимости продукции. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 27 с.»

В таких случаях стратегию инновационного развития целесообразно базировать на разработке и выпуске принципиальных новшеств. Если сильной стороной предприятия  является изученность рынка, завоевание его определенной доли, то стратегия  инновационного развития скорее всего будет базироваться на росте доли рынка или расширений рынка за счет ассортиментных сдвигов, достигнутых созданием модификаций освоенной продукции, внесением функциональных изменений в конструкцию изделий и др.

Предварительно выявленные и обоснованные пути достижения целей и сопоставление  прогнозов экономической обстановки, внешней среды с результатами анализа внутренней среды, внутренних возможностей дают основание для  окончательного выбора инновационной  стратегии.

Классификация инновационных стратегий  представлена в следующем параграфе  курсовой работы.

1.4 Классификация и виды инновационных  стратегий

«Стратегии вообще и инновационные  в частности направлены на развитие и использование потенциала организации  и рассматриваются как реакция  на изменение внешней среды. Поэтому  многообразие инновационных стратегий  обусловливается составом компонентов  внутренней среды предприятия. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 306 с.»

Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии  подразделяются на несколько крупных  групп:

-продуктовые (портфельные, предпринимательские, или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

-функциональные (научно-технические,  производственные, маркетинговые, сервисные);

-ресурсные (финансовые, трудовые, информационные материально-технические);

-организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные  стратегии.

Теория и практика стратегического  и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии  обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.

Базовые стратегии развития чаще всего  делятся на следующие группы: стратегии  интенсивного развития; стратегии интеграционного  развития; стратегии диверсификации; стратегии сокращения.

В каждой из этих групп имеются  непосредственно инновационные  стратегии. Другие стратегии обладают тем или иным инновационным аспектом. Базовые стратегии отражают общепринятые направления раз вития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в  качестве типовых каталогов при  подборе альтернативных стратегий.

Каждая стратегия роста в  процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так  и внешней среды фирмы. Многие из этих изменений новы и неожиданны для фирмы и ее контактной аудитории, т.е. стратегиям присущ инновационный  характер.

«При стратегии интенсивного роста  организация постепенно наращивает свой потенциал путем лучшего  применения своих внутренних сил  и оптимального использования представляемых внешней средой возможностей. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 308 с.»

Известны три стратегии интенсивного роста. В первой из них, направленной на более глубокое проникновение  на данный рынок с данным продуктом, инновационная составляющая незначительна. Вторая стратегия, направленная на развитие рынка, заключается в поиске нового рынка для данного продукта и  закреплении на нем. Она содержит в основном маркетинговую инновацию. Третья стратегия - развития товара - состоит  в модернизации или создании нового товара для его реализации на данном рынке. Здесь мы имеем дело с продуктовой  инновацией.

Стратегии интеграционного роста - это стратегии интеграции с поставщиками и снабженческими структурами (вертикальная интеграция вниз); стратегия интеграции с промышленными потребителя  ми и сбытовыми структурами (вертикальная интеграция вверх);

Стратегия интеграции с отраслевыми  разрабатывающими и производящими  организациями (горизонтальная интеграция). Все три стратегии интеграционного  роста связаны с организационными инновациями.

В группу стратегии диверсификации входит стратегия конструкторской  диверсификации (ее еще называют «центрированной», поскольку технология, отрасль и  рынок не изменяются). Она направлена на поиск и использование заключенных  в существующем деле (бизнесе) дополнительных возможностей для производства конструктивно  новых продуктов.

При этом имеющееся производство остается в центре дела, а новое возникает  исходя из тех возможностей, которые  заключены в освоенном рынке, используемой технологии (технология должна быть «плодотворной»), опоре  на другие сильные стороны предприятия. Это стратегия внутриотраслевой и внутрирыночной продуктовой инновации, использующая эффект синергии.

Еще одна стратегия диверсификации - это конгломеративная («чистая», или полная) диверсификация. Фирма осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в техническом, ни в коммерческом плане. Портфель продукции обновляется радикально. Возникает ситуация «новая продукция - новый рынок»: в наличии и продуктовая, и маркетинговая инновация; риск и сложность управления удваиваются.

«Стратегии сокращения заключаются  в выявлении и сокращении нецелесообразных издержек, могут повлечь за собой  инновационные мероприятия: применение новых эффективных материалов, технологий, методов управления, организационных  структур. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 309 с.»

Существует множество классификаций  инновационных стратегий, например классификация стратегий, предложенная Б. Санто. По его мнению, стратегии делятся следующим образом:

1.Инновационные стратегии можно  разделить на институциональные  (на уровне предприятия) и центральные  (на государственном уровне).

«Центральная инновационная стратегия  означает реализацию запланированных  на государственном уровне конкретных инновационных мероприятий (например, программа исследований и разработок, направленная на развитие какой-то промышленной отрасли), формирование внешних инфраструктурных условий, повышающих инновационный  динамизм предприятий и способствующих их развитию, а также модернизации внутреннего механизма предприятия  и системы связей. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.- 265 с.»

Следовательно, центральная инновационная  стратегия - это способ содействия развитию народного хозяйства, когда на внешние  условия функционирования предприятия (учреждения) и внутренний механизм оказывается такое воздействие, которое позволяет ускорить техническое  развитие и тем самым повысить уровень экономической эффективности. Ее цель заключается в создании наиболее благоприятных условий технического и хозяйственного развития.

Информация о работе Методы выбора инновационной стратегии в организации