Инновационный проект и его содержание. Механизм отбора инновационных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:31, контрольная работа

Краткое описание

Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Оглавление

1. Инновационный проект и его содержание. Механизм отбора инновационных проектов………………………………………...………………………………………………………4
1.1 Понятие инновационного проекта………………………………………….………...4
1.2. Виды инновационных проектов…………………………………………….………..6
1.3. Содержание инновационных проектов………………………………….………..…7
1.4 Механизм отбора инновационных проектов……………………………….……..…8
2. Стадии инновационного процесса……………………………………………………...…14
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

       

       

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рисунок 1 – Методы выбора инвестиционных проектов. 

 

     2. Стадии инновационного  процесса 

     Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

     Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

     Для организации управления сложным  инновационным процессом требуется  проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части или стадии.

     Инновационный процесс со структурной точки  зрения представляет собой комплекс последовательно взаимосвязанных  действий по созданию, освоению и распространению  инноваций. Инновационный процесс  предполагает эволюционное изменение состояния инновационного продукта, его превращение из идеи в товар, а также и дальнейшую рыночную судьбу нововведения. В рамках инновационного процесса принято выделять три укрупнённые стадии:

     1) подготовительная стадия; 

     2) стадия промышленного производства;

     3) стадия коммерциализации нововведения.

     Каждая  из выделенных стадий инновационного процесса сама представляет сложный, многоэтапный процесс с широким набором  характерных признаков. Так, подготовительная стадия сформирована из этапов, отражающих развитие научного знания, изучение общественных потребностей в нововведении, ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятия (в том числе и финансовое). Формируется концепция продукта, базирующаяся на экономическом и научно-техническом потенциале предприятия, результатах анализа информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научно-технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Итогом первого этапа должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции. На базе разработанной концепции нового продукта осуществляется проектирование этого продукта. Здесь производится детальная инженерная проработка изделия, включающая опытно-конструкторские разработки, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.

     К числу основных этапов подготовительной стадии инновационного процесса относят:

    • фундаментальные поисковые научные исследования;
    • поисковые исследования;
    • прикладные исследования;
    • опытно-конструкторские работы;

     Производственный  этап включает в себя технологическую, организационную, плановую и экологическую  подготовку производства и освоение собственно производства нового изделия.[1]

     Коммерческая  стадия инновационного процесса представляет собой комплекс работ по продвижению  новой продукции на рынок, включая  маркетинговые исследования, организацию  сбыта этой продукции, а также  системы послепродажного (сервисного) обслуживания. Таким образом, на третьем этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. На финансирование работ по четвертому этапу, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии за счет нововведений-процессов, потребуется в 6-8 раз больше затрат, чем на расходы, связанные с исследованиями и разработками. Увеличение затрат зависит от принятой масштабности освоения производства новой продукции (мелкосерийный, серийный или крупносерийный тип производства). Учитывая большие затраты на освоение масштабного производства новой продукции, на данном этапе инновационного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции. Однако основным источником инвестиций являются собственные средства организаций, аккумулируемые в специальных фондах на эти цели, а также заемные средства (банковские кредиты).[4]

     ИЦ - инновационный цикл; ПЦ - производственный цикл; ЖЦ - жизненный цикл 

     Рисунок 2- Структура инновационного процесса создания нового продукта 

     Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является  осознание потребности и возможности  изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

     Он  делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.

     Прикладные  исследования, направленные на определение  способов применения результатов предыдущего  этапа и их уточнение. Они могут  быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

     Опытно-конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:

  • разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;
  • формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
  • изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;
  • подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;
  • создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
  • изготовление, испытание, доводка опытного образца.

     Освоение  производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной  защиты, еще один отсев неперспективных  вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

     После выведения этой продукции или  этих услуг на рынок начинается стадия коммерциализации, т.е. их продажи. Сама эта стадия состоит из трех участков: подъема (т.е. роста прибыли в основном за счет увеличения объема продаж), стабилизации (т.е. достижения максимума продаж и закрепления на этом уровне на какоето время) и спада (т.е. сокращения объема продаж, главным образом, за счет устаревания продукции или услуги, снижения потребительского интереса). Именно на стадии спада компания должна определить момент, когда следует прекратить выпуск устаревшего товара или услуг и начать новый инвестиционный цикл по усовершенствованию своей продукции или по созданию совершенно нового продукта или вида услуг. 

     Рисунок 3 – Жизненны цикл инновации

     Таким образом, инновационный процесс  охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

     Каждая  из перечисленных фаз инновационного процесса включает выполнение относительно самостоятельных стадий создания и проектирования нового продукта. Эти стадии могут выполняться во времени последовательно или параллельно друг другу. В любом случае для предприятия важно максимально возможное сокращение длительности инновационного процесса. Это важно и с точки зрения конкуренции, и в целях сокращения инвестиционных потребностей. Поэтому в последнее время широко распространяется практика ускоренного проектирования на основе совмещения отдельных фаз и стадий инновационного процесса, получившая название совмещенного проектирования (concurrent engineering, CE). Принцип совмещенного проектирования используется, как правило, на фирмах, осуществляющих неоднократные масштабные инновационные проекты, направленные на обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие технологии и организации производства, расширение рынков сбыта продукции. В этих условиях появляется возможность формировать устойчивые группы специалистов, тесно взаимодействующих между собой и в рамках межпроектной координации и интеграции. Как правило, технической и организационной основой такой интеграции является внутрифирменная типизация и стандартизация процессов и узлов, позволяющая использовать принципы модульного проектирования для создания новых или модернизации имеющихся образцов продукции.[5]

     .  
ЛИТЕРАТУРА 

     
  1. Евграфова И.Ю., Е. О. Красникова Инновационный менеджмент – М.: Окей-книга. - 2009. - 84 с.
  2. Инновационный менеджмент / под ред. П.Н. Завлина – М.: Экономика. 2004.
  3. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2002
  4. Мосин А.В. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии) / Мосин Александр Владимирович // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - СПб., 2009. - N 99. - С.80-83.
  5. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В. А. Козловского - М.:ИНФРА-М,2003.-574с.- (Серия «Высшее образование»).
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновационный_проект
  7. http://allsummary.ru/494-innovacionnyy-proekt-i-ego-soderzhanie.html
  8. http://bestlectures.net/lekcii/mexanizm-otbora-innovacionnyx-proektov.html?s=%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC+%D0%BE%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0+%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2

Информация о работе Инновационный проект и его содержание. Механизм отбора инновационных проектов