Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:31, контрольная работа
Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
1. Инновационный проект и его содержание. Механизм отбора инновационных проектов………………………………………...………………………………………………………4
1.1 Понятие инновационного проекта………………………………………….………...4
1.2. Виды инновационных проектов…………………………………………….………..6
1.3. Содержание инновационных проектов………………………………….………..…7
1.4 Механизм отбора инновационных проектов……………………………….……..…8
2. Стадии инновационного процесса……………………………………………………...…14
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………...19
Первый этап отбора самостоятельно осуществляется инициаторами проекта. На данном этапе проводится сбор первичной информации по стоимости проектных работ, ожидаемому коммерческому эффекту и возможным рискам. На основании этих данных разработчики проекта самостоятельно оценивают проект и определяют целесообразность его дальнейшего рассмотрения на общеорганизационном уровне. В случае принятия положительного решения, проект передается специализированным общекорпоративным оценочным службам, которые проводят сбор необходимой дополнительной информации и оценивают степень индивидуальной привлекательности проекта для предприятия. Формирование специализированных служб централизованного отбора проектов является важным условием эффективности функционирования всей системы проектного управления. Как правило, такие службы создаются в виде специальных аналитических отделов, подчиняющихся непосредственно высшему руководству компании и независимых от руководителей всех прочих линейных и функциональных подразделений. Для обеспечения большей объективности принимаемых данными службами решений, широко практикуется привлечение к их работе специалистов внешних консалтинговых организаций. Помимо отбора проектов, аналитические службы также выполняют функцию систематического пересмотра приоритетности оценочных критериев и функцию информирования персонала предприятия о действующей системе приоритетов и выполняемых проектах. [8]
Оценка индивидуальной привлекательности проектов осуществляется с помощью разветвленного комплекса критериев, структура которого может различаться в зависимости от таких факторов, как отраслевая принадлежность предприятия, масштабы его деятельности, степень вовлеченности в процессы межфирменной кооперации и др.
Оценка научного потенциала
Оценка научного потенциала проводится в целях:
-
оценки эффективности и
-
оценки способности
-
выяснения путей превращения
имеющихся возможностей в
Научный
потенциал проекта выражается в
новизне научно-технической
-
накопленные научные и опытно-
-
имеющиеся нематериальные
- патентоспособность идеи;
- научные кадры и неотделимые от конкретных физических лиц ноу-хау и знания.
Идея, технология обладает коммерческим потенциалом в том случае, если они потенциально могут стать продуктами на рынке. При этом под продуктом понимаются все возможности и формы коммерческой реализации результатов:
-
продукт, готовый к
-
продукция или прототип
- лабораторный прототип;
- оборудование, аппаратура, компьютерные системы проектирования;
- технологии;
-
интеллектуальная
-
доказательство выдвинутой
- а также знания, которые находятся в головах исследователей (know-how)
Причем, чем шире принимаемые во внимание источники и пути внедрения технологии тем выше вероятность успеха.
В процессе оценки выделяются и учитываются возможные, допустимые и наиболее предпочтительные результаты реализации технологий.
Оценка производственного потенциала
Оценка производственного потенциала подразумевает анализ имеющихся возможностей (правил, методов и способов) материализации идеи (изготовления продукта) или оценку технической осуществимости доведения идеи до стадии готовности продукта к использованию или продаже. Составляющими производственного потенциала являются:
- имеющееся оборудование;
- имеющиеся технологии;
- наличие технически грамотного персонала;
-
налаженные связи или
-
поставщики комплектующих, а
В принципе участники проекта могут не иметь собственного оборудования и производственного персонала. Практически все составляющие производственного потенциала могут быть получены по аутсорсингу. Критериями выступают: качество, дисциплина поставок, уровень порождаемых такой формой производства затрат, желанием собственников обладать (а следовательно, содержать и управлять) производственными активами.
Анализ рыночного потенциала
Анализ
рыночного потенциала позволяет
понять, есть ли у проекта, продукта
реальный шанс на успех, соответствует
ли продукт (проект) определенным потребностям
рынка, оценить механизмы, которые
транслируют новую
-
оценки емкости рынка, т.е.
-
оценки потребителей (в т.ч. наличие
постоянных покупателей,
- оценки конкурентов (в т.ч. наличие соглашений об отказе от конкуренции и т.п.);
- оценки деловой репутации;
- наличия товарных знаков, знаков обслуживания, брэндов и т.п.
Анализ предпринимательского потенциала
Степень
работоспособности всей системы
оценивается при анализе
-
анализа истории выполнения
- оценки управляемости бизнесом в целом;
- личностной оценки менеджмента проекта, силы команды;
-
оценки эффективности
- обслуживающие функции;
- оценка финансового потенциала (наличие начального капитала, возможность привлечения финансирования).
При выборе проекта, оценке его эффективности следует учитывать факторы неопределенности и риска.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков.
1.
Риск, связанный с нестабильностью
экономического
2.
Внешнеэкономический риск (возможность
введения ограничений на
3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе
4.
Неполнота или неточность
5.
Колебания рыночной
6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий
7.
Производственно-
8.
Неопределенность целей,
9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).
Осуществление многокритериальной оценки проектов тем не менее предполагает их окончательное сравнение по единому интегральному показателю привлекательности. Для расчета такого показателя по каждому из проектов используется процедура усреднения частных оценок по всем использованным критериям с учетом весов этих критериев, т.е. степени их относительной приоритетности для предприятия. Такая приоритетность устанавливается экспертными методами и должна периодически пересматриваться при изменении условий функционирования или стратегии развития предприятия. Для расчета интегральных оценок относительной индивидуальной привлекательности проектов используются специальные таблицы.
По
результатам оценки проводится отбор
тех проектов, индивидуальная привлекательность
которых для предприятия
На следующем этапе все отобранные ранее проекты (за исключением обязательных) подвергаются оценке на портфельную привлекательность, т.е. на рациональность их включения в соответствующий портфель проектов. Такая оценка обычно реализуется путем совместного рассмотрения нескольких альтернативных вариантов портфелей проектов для каждой из СЗХ и выбора наиболее оптимального из них.
На практике, формирование оптимального портфеля проектов обычно представляет собой более сложную многофакторную задачу, требующую совместного учета следующих параметров:
1. общего дохода от портфеля;
2. структуры затрат портфеля;
3.
сбалансированности проектов
4. степени диверсифицированности проектов портфеля;
5.
уровня достигаемого
Существуют следующие методы выбора инновационного проекта для реализации (рисунок 1):
Информация о работе Инновационный проект и его содержание. Механизм отбора инновационных проектов