Инновационные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых усло¬виях или местах применения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы управления инновационными процессами…………………..6
1.1. Инновации и инновационный процесс……………………………………..6
1.2. Фазы инновационного процесса…………………………………………….8
Глава 2. Анализ практики управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»…………………………………………………………14
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО
«Грайворонские корма»…………………………………………………………14
2.2. Анализ управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»…………………………………………………………………………….19
Глава 3. Предложения по совершенствованию управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников …………………………………………..36
Приложения

Файлы: 1 файл

Менеджмент инновационный.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Как правило, выделяются пять фаз инновационного процесса:

     Фундаментальная наука – Прикладная наука – Разработка (Проектирование) – Производство – Потребление (Эксплуатация).

     1. Фаза «Фундаментальная наука».

     К этой фазе относятся фундаментальные  научные исследования – экспериментальная  и техническая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества. Фундаментальная наука осуществляется в академических институтах, вузах, отраслевых институтах.

     Результатом фундаментальных научных исследований являются новые теоретические знания – открытия. Прогнозирование возможности их практического применения весьма затруднительно.

     Статистика  показывает, что только 10 % фундаментальных исследований имеют положительный результат.

     К началу 2008 года в России насчитывалось 4535 научных организаций и по их количеству Россия вернулась к уровню 1990 года - 4646 научных организаций. При этом наибольшее сокращение их числа пришлось на 1990 – 1995 года, после чего начался рост числа научных организаций.

     2. Фаза «Прикладная наука».

     На  этой фазе инновационной деятельности осуществляется прикладное теоретическое  и экспериментальное исследование – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов  и решение конкретных народнохозяйственных задач [20, с.17].

     В настоящее время в России произошли значительные изменения в области прикладной науки. Научные организации, выполняющие научные исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение научных исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности сами выбирают направления развития, изыскивают финансовые возможности, устанавливают деловые связи, занимаются коммерциализацией своих интеллектуальных продуктов.

     Прикладные  исследования используют полученные фундаментальной  наукой новые знания для создания новых и улучшения существующих средств и способов человеческой деятельности. Результат прикладных исследований фиксируется в изобретениях, «ноу-хау», научно-технических монографиях, в технических заданиях на проектирование новых объектов.

     В современном мире происходит постоянное углубление процесса превращения науки  в непосредственную производительную силу, а производства – в практическое применение научных достижений.

     3. Фаза «Разработка (проектирование)».

     Данная  фаза содержит конструкторскую подготовку изделия для последующего его  производства. Сюда входят следующие  основные работы:

  1. инженерное прогнозирование – прогнозирование новых технических решений, новых материалов, новых методов проектирования. Здесь также устанавливаются возможные ограничения на проектирование, изготовление и применение нового изделия – ресурсные, технические, экономические, социальные, экологические.
  2. параметрическая оптимизация – определение технических характеристик изделия (образца), обеспечение оптимального ряда параметров изделия, его типоразмеров;
  3. проектирование изделия – разработка эскизного проекта, определение возможных технических альтернатив, разработка технического проекта, отработка изделия на технологичность;
  4. изготовление опытного образца (прототипа), его испытание и доводка;
  5. корректировка конструкторской документации по результатам испытаний опытного образца [20, с.18].

     Фазы  «Прикладная наука» и «Разработка» часто соединяются в одну фазу – Научно-исследовательская и опытно-конструкторская подготовка производства (НИОКР).

     НИОКР проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных фирм. На выходе данной фазы – проработанная инвенция – новация. Новация существует в виде проекта, опытного образца, полезной модели.

     4. Фаза «Производство». Данная фаза состоит из следующих частей:

     Организационно-техническая подготовка, которая в свою очередь содержит – конструкторско-технологическую, материально- техническую, организационную подготовку производства.

     Конструкторская подготовка производства включает проектирование специального оборудования, приспособлений, инструментов.

     Технологическая подготовка производства охватывает разработку технологий, как для основного, так  и для вспомогательного производства.

     Материально-техническая подготовка, во-первых, включает материально-техническое снабжение сырьем, материалами, комплектующими, стандартным оборудованием, оснасткой, инструментом, а во-вторых, – монтаж оборудования и проведение пуско-наладочных работ [23, с.71].

     Организационная подготовка включает разработку системы  планов по освоению новой продукции; реструктуризацию существующих подразделений и разработку структуры новых производственных подразделений; разработку системы деловых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешней средой; разработку системы оплаты труда.

     Запуск  производства – комплекс технических, организационных, экономических мероприятий  с целью освоения нового изделия  на производстве.

     На  фазе «Производство» реакция потребителей на инновацию еще не известна, поэтому  инвестиции продолжают носить рисковый характер.

     5. Фаза «Потребление (эксплуатация)». Данная фаза состоит из следующих частей:

  1. сбыт инновационной продукции потребителю;
  2. использование (эксплуатация) продукции потребителем;
  3. предоставление услуг по обслуживанию и ремонту продукции.

     Для большинства видов новых продуктов, особенно потребительских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, фаза «потребления» является не столь важной, но некоторые виды продуктов, к ним относятся дорогостоящие, наукоемкие, технически сложные изделия требуют к себе особого внимания на этой фазе. Это внимание проявляется как мониторинг работы такого изделия, его технического состояния, для предупреждения возможных неполадок, которые могут иметь тяжелые последствия, и корректировки конструкции изделия. Таким образом, можно сказать, что исследования и проектирование для таких изделий не прерываются.

     В рыночной экономике для получения  коммерческого эффекта инновационной  деятельности существенными являются еще две фазы – «Маркетинг» и «Инвестирование» [7, с.83].

     Фаза  «Маркетинг» присутствует в инновационном  процессе дважды:

  1. в начале инновационного процесса перед фазой «Разработка», как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации;
  2. в конце инновационного процесса перед фазой «Потребление» – с целью организации продвижения и сбыта нового продукта.

     Жизненный цикл инновации может быть представлен  в виде ленточной диаграммы, отражающей последовательность и связь фаз инновационного процесса.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в менеджменте инновация - это  новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя. В  зависимости от того, где применяется  инновация – внутри фирмы или  за ее пределами различают три вида инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный); простой межорганизационный (товарный); расширенный. Как правило, выделяются пять фаз инновационного процесса: фундаментальная наука, прикладная наука, разработка (проектирование), производство, потребление (эксплуатация). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ практики управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма» 

     2.1. Организационно-экономическая   характеристика  ООО «Грайворонские  корма» 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Грайворонские корма» (ООО «Грайворонские корма») является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании устава (Приложение 1) и действующего законодательства РФ.

     Юридический и фактический адрес: 309370, Белгородская область,          г. Грайворон, ул. Комсомольская, 21.

     Основной  целью ООО «Грайворонские корма» является получение прибыли от хозяйственной и финансовой деятельности.

      Основными видами деятельности ООО «Грайворонские корма» являются:

  1. Выращивание зерновых и зернобобовых культур;
  2. Выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов;
  3. Обработка почв с внесением удобрений;
  4. Деятельность по предоставлению услуг в области растениеводства;
  5. Производства, переработка зерновых;
  6. Коммерческая, посредническая деятельность, торгово-закупочная, дилерская деятельность;
  7. Деятельность по управлению финансовыми рынками, финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями;
  8. Деятельность холдинг-компаний в области финансового посредничества;
  9. Организация товарных операций по насыщению рынка продовольствием с целью его регулирования и стабилизации;
  10. Авансирование и инвестирование хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
  11. Финансовое посредничество в форме капиталовложений в собственность;
  12. Предоставление услуг по найму рабочей силы и подбора персонала на предприятиях;
  13. Внешнеторговая и внешнеэкономическая деятельность;
  14. Автотранспортные услуги, автосервис, организация платных стоянок;
  15. Сдача в аренду недвижимого имущества и др.

     Наряду  с указанными видами работ и услуг  Общество имеет гражданские права для осуществления других видов деятельности, не запрещенных законодательством. Виды деятельности, требующие лицензирования, Общество осуществляет после получения лицензии.

     Высшим  органом управления ООО «Грайворонские корма» является Общее собрание участников Общества. Руководство текущей деятельностью осуществляется Генеральным директором. Контроль на финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Грайворонские корма» Осуществляет Ревизор, избираемый участниками Общества. Ревизор вправе требовать от должностных лиц Общества бухгалтерские, финансовые и другие документы, а также личные объяснения по вопросам деятельности.

     Организационную структуру ООО «Грайворонские корма» представленную в приложении 2 следует отнести к линейно-функциональному типу, который предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями существуют руководители функциональных подразделений, подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

     Основным  достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом. В объединении определены три направления – рынок, производство и управление. Служебные отношения руководителя и команды управления основаны на принципе единоначалия с делегированием полномочий и ответственности по каждой функции управления. Технология управления основана на разработке и использовании нормативных документов, Положений о службах и подразделениях объединения и Должностных инструкциях персонала.

     Недостатками  является дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в  процессе управленческой деятельности, разногласия между линейными и функциональными службами, противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов.

     Организационная структура призвана предусмотреть  четкое разграничение компетенции  и ответственности между различными уровнями руководства, исключать лишние звенья и быть наиболее эффективной. Организационная структура сформирована на принципе выделения центров затрат и центров ответственности.

Информация о работе Инновационные процессы