Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа
В последнее время на предприятиях особое внимание уделяется организации системы и процесса управления персоналом. Вследствие этого многие предприятия начинают перестраивать существующие системы управления персоналом. Но далеко не везде эти изменения повышают эффективность работы персонала и соответствуют действительным потребностям организации. Это происходит в силу того, что система управления персоналом предприятия часто изменяется без предварительного анализа ее работы, без научного обоснования и понимания необходимости каких-либо изменений.
1 Теоретический раздел. Инновационное управление персоналом………..3
1.1 Возникновение инновационного управления персоналом……………3
1.2 Особенности планирования и отбора специалистов в инновационном менеджменте………………………………………………………………………5
2 Аналитический раздел. Оценка инновационной активности…………...10
2.1 Общие сведения об организации……………………………………....10
2.2 Оценка инновационного потенциала организации…………………..11
2.3 Оценка инновационного климата организации……………………….15
2.4 Расчет инновационной позиции………………………………………..16
3 Заключение………………………………………………………………….20
4 Список используемой литературы……………………………...…………22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и менеджмента
Контрольная работа
Вариант № 4
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Выполнил студент
группы ЭУПзсп-10-1 ___________ Л.В. Ерохина
Руководитель
доцент каф. ЭиМ ___________ Н.А. Гончарова
подпись
Братск 2013
Содержание
1 Теоретический раздел. Инновационное управление персоналом………..3
1.1 Возникновение инновационного управления персоналом……………3
1.2 Особенности
планирования и отбора специали
2 Аналитический
раздел. Оценка инновационной активност
2.1 Общие сведения
об организации……………………………………..
2.2 Оценка инновационного потенциала организации…………………..11
2.3 Оценка инновационного климата организации……………………….15
2.4 Расчет инновационной позиции………………………………………..16
3 Заключение……………………………………………………
4 Список используемой литературы……………………………...…………22
1 Теоретический раздел. Инновационное управление персоналом.
1.1 Возникновение инновационного управления персоналом.
В последнее время на предприятиях особое внимание уделяется организации системы и процесса управления персоналом. Вследствие этого многие предприятия начинают перестраивать существующие системы управления персоналом. Но далеко не везде эти изменения повышают эффективность работы персонала и соответствуют действительным потребностям организации. Это происходит в силу того, что система управления персоналом предприятия часто изменяется без предварительного анализа ее работы, без научного обоснования и понимания необходимости каких-либо изменений.
Для того чтобы изменения в системе управления персоналом были действительно эффективны, представляется разумным рассматривать систему управления персоналом с точки зрения инновации.
В нашем обществе происходит развитие науки, стремительные изменения в технике, создание новых технологий на предприятиях, возникновение инновационных направлений деятельности предприятий – все это требует от работника высокого уровня знаний и умений. Поэтому в современных условиях очень актуальным стал вопрос эффективного управления персоналом.
Основой любой организации, и ее главным богатством являются люди. Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.
Каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Залог успешной деятельности организации – это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.
Большинство компаний осознают значимость инновационного процесса и не боятся идти по пути внедрения инноваций, которые перестают быть разовыми, превращаясь в непрерывный процесс, обеспечивающий компании более выгодную позицию в долгосрочной перспективе.
Управление персоналом инновационной организации включает в себя несколько главных вопросов. Управление персоналом осуществляется посредством оценивания, обучения и управления карьерой, также стимулы очень важны во многих организациях. Если организация решила стимулировать инновационную деятельность, то возникает вопрос, как привлечь к этому работников. Разработка стратегии способствует инновационной деятельности, как структура целей воплощает стратегию в жизнь на всех уровнях организации и как активность по слияниям и приобретениям, а также управление компетенциями организации обеспечивают то, что организация имеет те компетенции, которые необходимы для достижения инновационных целей.
Организационная структура способствует инновациям, как коммуникационные системы поддерживают инновации и как система принятия решений может влиять на инновационную деятельность. Однако это еще не все аспекты проблемы. Необходимо еще мотивировать работников, управлять персоналом, развивать его таким образом, чтобы стимулировать инновационную деятельность в организации. Мотивация и управление персоналом инновационной организации включает в себя несколько основных вопросов. Материальные, денежные вознаграждения и стимулы очень важны во многих организациях. Однако существуют также и более тонкие методы вознаграждения работников. Управление персоналом осуществляется посредством оценивания, обучения и управления карьерой. Ни одна организация не может заранее знать, как работникам следует вести себя в каждой ситуации. Поэтому большинство организаций устанавливают общие правила поведения, которые применимы во многих ситуациях и которые становятся частью присущей организации культуры.
Важнейшим элементом
системы управления персоналом инновационной
организации являются стимулы. Наряду
с ними множество остальных управленче
Главными элементами системы управления персоналом являются: 1) наем работников; 2) развитие персонала; 3) индивидуальные цели; 4) оценивание персонала; 5) мотивация персонала.
1.2 Особенности планирования и отбора специалистов в инновационном менеджменте.
Существенное различие инновационных подходов к управлению персоналом от обычных заключается в системе отбора работников. При традиционном подходе нужный объём работы по набору определяется в значимой мере различием меж имеющейся рабочей силой и будущим спросом на неё. Важным аспектом здесь будет являться кадровое планирование.
Цель кадрового планирования – обеспечить организацию нужным количеством людей нужного профиля и в нужное время.
Кадровое планирование – неотъемлемая часть стратегического инновационного планирования. Это особенно важно в связи с высокой стоимостью инноваций и высоким риском, с повышенными требованиями к качеству специалистов. Особенностью кадрового планирования в этом случае является то, что на первых фазах инновационного процесса отсутствует достаточно полная информация, позволяющая определить все должности. В этом случае определяется профессиональный профиль нужных специалистов с описанием требуемого образования и опыта, на основании такого описания составляются должностные инструкции.
Здесь могут применяться методы аналогии, когда сравниваются различные фирмы сходного профиля, исследуя и анализируя инновационную деятельность которых можно определить и ориентировочный состав специалистов и взаимосвязь между планированием человеческих ресурсов и эффективностью инновационной деятельности фирмы. В процессе диффузии инновации методы аналогии наиболее часто используются фирмами, относящимся к «раннему большинству» и «отстающим», которые ориентируются на фирмы – «пионеры». Для фирм, работающих в условиях постоянных изменений, развития, инновационной деятельности, роль кадрового планирования приобретает наибольшее значение. Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы:
- Сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимы?
- Каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты?
- Каким образом
можно использовать работников
в соответствии с их
- Каким образом
можно систематически и
- Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия ?
С точки зрения системного подхода главной составляющей организации является система человеческих ресурсов. Прочие составляющие организации – информационные, материальные, технологические будут неэффективными, в случае если человеческая система не отвечает критериям, требованиям, задачам инновационного процесса.
При укомплектовании людьми нового направления производственной деятельности предприятия возможны два источника кадровых ресурсов – внешняя и внутренняя среда.
С точки зрения меньшего сопротивления со стороны коллектива организации изменениям, неизбежным при проведении инноваций, целесообразно наилучшим образом использовать внутренние кадровые резервы.
Для своевременного и эффективного решения вопросов менеджер по кадрам создает систему кадровой работы по развитию и использованию внутренних кадров, являющуюся частью системы кадрового менеджмента.
Зарубежные менеджеры полагают, что непрерывное образование и развитие руководителей и их сотрудников определяют величину экономического роста фирмы. Разработкой прикладных задач непрерывного обучения кадров менеджеров занят ряд исследователей.
Обучение смежным профессиям, переобучение и переориентация работников являются нормальным явлением для инновационной деятельности, прежде всего в связи с постоянным изменением техники и технологии производства. Для разработчиков важно знание смежных профессий, поскольку многие инновации делаются на «стыке» различных научных отраслей.
Основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров являются аспирантура и докторантура. Повышение квалификации или обучение новой профессии путем практической работы в другом подразделении организации или на стороне.
Комплексная оценка квалификации, уровня знаний, деловых, профессиональных, личностных качеств, выявление способностей сотрудника – цели аттестации. При аттестации работников учитываются эффективность и качество их труда, личный вклад в развитие науки и техники – патенты, заявки, публикации, участие в научных семинарах и конференциях, и т.д.
Но не во всех случаях удается подобрать на планируемые в инновационном процессе должности людей из внутренней среды. Тогда необходимо создать систему привлечения работников со стороны, которая включает этапы:
- определение источников внешних источников рабочей силы;
- разработка
систем заказа и связи (
Третьей
важной системой кадрового
- собеседование,
как наиболее широко
- испытания, показывающие, на сколько эффективно кандидат сможет выполнять конкретную работу;
- тестирование
как разновидность испытаний,
производящее оценку психологич
- аналитический метод как заключительный, основанный на анализе информации, полученной из резюме, анкет, рекомендательных писем, собеседования, испытаний и т. д.;
- определение
критериев отбора. Данная процедура
логически связана с
- планирование проведения процедур отбора, определение состава комиссии, места, времени.
В инновационной деятельности гораздо более важно, чем в какой-либо другой, сформировать команду, способную совместно решать сложные творческие задачи.
Прежде всего, здесь необходимо наличие катализатора – человека или группы людей, инициализирующих и стимулирующих творческий процесс. Наиболее эффективными катализаторами являются предприниматель, руководитель предприятия, менеджер по инновациям.
Затем необходим когнитариат – группа людей, ключевой ресурс инновации, обеспечивающий, с одной стороны, стабильность организации за счет глубоких профессиональных знаний, опыта, умений, но, с другой стороны, гарантирующий высокий коэффициент развития организации за счет стремлений к совершенствованию, адаптивности, гибкости, восприимчивости нового, активности.