Инновации и нововедения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Оглавление

Введение
Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента
1.1 Основные понятия: «Нововведения», «инновации»
1.2 Классификация инноваций и их сущность
1.3 Основные этапы инновационного процесса
1.4 Сущность инновационного процесса
1.5 Формирование и реализация инновационной политики в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

иновационный менеджментWord.docx

— 45.28 Кб (Скачать)

 Значительные  препятствия для прогрессивного  изменения структуры экономики  и развития новых, высокотехнологичных  и наукоемких производств создает  лоббирование интересов неконкурентоспособных  отраслей, таких, например, как металлургическая, где потребность в реформировании  сопровождается значительным обострением  социальной ситуации. Тем не менее,  в России сохраняется значительный  интеллектуальный потенциал, который  может быть использован для  создания новых товаров и формирования  особой «рыночной ниши» на  мировом рынке.

 В настоящее  время важнейший вопрос — сохранение  ослабленного за последние годы  и продолжающегося сокращаться  научно-технического потенциала. По-прежнему  снижается инновационная активность  предприятий. Лишь около 5% из  них занимаются технологическими  инновациями - ведут исследования, разработки, испытания и подготовку  нового производства, закупают новое  оборудование. Среди этих предприятий  всего около 40% машиностроительных. Уровень новизны инновационной  продукции, определяемый долей  принципиально новых и существенно  усовершенствованных изделий, не  превышает 12% общего производства  даже инновационно активных предприятий. Только каждое двадцатое предприятие может выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка.

 Тенденции развития  мировой экономики убедительно  показывают, что у России не  может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной  на знаниях, то есть экономики  инновационного типа. Недооценка  этого обстоятельства уже в  ближайшие годы может привести  к тому, что Россия будет вытеснена  с рынка высокотехнологичной  продукции, а это не позволит  поднять до современных стандартов  уровень жизни населения и  обеспечить безопасность государства  в целом. Вместе с тем инновационная  деятельность России пока еще  не является основным фактором  экономического роста. В России, несмотря на многочисленные лозунги,  заявления и декларации о необходимости  разработки и осуществления инновационной  политики как остроактуальной  для реформирования российской  экономики, концептуального подхода  в этой области до сих пор  не существует.

 Создание российской  национальной инновационной системы.  Мировой опыт показывает возможность  решения проблем повышения конкурентоспособности предприятий на мировых рынках через формирование национальных инновационных систем (НИС), обеспечивающих эффективное взаимодействие в треугольнике «наука — бизнес — государство», интегрирующих научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений. Сейчас стало особенно очевидно, что главный итог развития науки и высокотехнологичных отраслей в XX в. — это не только массовые научные открытия и создание новых, перспективных рынков товаров и услуг (например, информационных). Важнее другое — формирование в экономике системы производства инноваций как нового механизма саморазвития, в рамках которого постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются экономически успешные нововведения. Эффективное функционирование таких систем требует не только наличия сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий.

 Довольно часто  в прессе при анализе развития  научного потенциала национальная  инновационная система однозначно  трактуется как «государственная»  инновационная система, что не  совсем верно, поскольку государство  и частный бизнес имеют в  этой области совместные, но различные  интересы. Задача государства —  создать общую инфраструктуру  и стимулировать в промышленности  поток нововведений, а промышленные  фирмы заинтересованы как в  разработке нововведений, так и  в их практической коммерческой  реализации.

 Сравнительный  анализ инновационных процессов,  тесно увязанный с экономическим  контекстом и его результатами, на примере разных стран позволяет  выявить и общие тенденции,  и принципиальные факторы различий  в моделях НИС, продемонстрированных  мировой практикой. Так, в 80-90-е  годы динамичный рост, основанный  на развитии науки, образования  и передовых наукоемких отраслей, был продемонстрирован новыми  индустриальными странами Юго-Восточной  Азии. Для них были характерны  благоприятный инвестиционный климат, высокие темпы развития науки,  а также быстрый рост всех  видов образования при широком  доступе населения к высшему  техническому образованию. Это  позволило обеспечить потребности  развития экспортно-ориентированных  отраслей, производящих технически  сложные товары (электронику и  автомобили). С другой стороны,  в этот же период инфляционный, мало заметный рост был характерен  для государств Латинской Америки,  не создавших благоприятного  инновационного и инвестиционного  климата, допустивших деградацию  науки и образования.

 Учитывая сложившееся  неблагоприятное положение с  инновациями в стране, основной  задачей России является создание  национальной инновационной системы,  которая позволит реализовать  значительный научный и технологический  потенциал, но в механизме функционирования которой будет заложена гибкая реакция на долговременные изменения рыночной ситуации (как внутри страны, так и за ее пределами) и способность национальных частных компаний адекватно на них реагировать, изменяя свою собственную политику в области исследований и разработок. Основная цель создания российской инновационной системы может быть определена как обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

 Для эффективной  реализации национальной инновационной  системы необходима разработка  соответствующего законодательства, а также создание соответствующей  инфраструктуры. И только в этом  случае можно ожидать настоящего  инновационного прорыва в российской  экономике, который в силу масштабов  страны не может не оказать  позитивное влияние и на развитие  всей мировой экономики.

 Таким образом,  формирующаяся Российская инновационная  система должна не только обеспечивать  становление экономики, основанной  на знаниях, но и способствовать  участию России в качестве  равноправного партнера в мировом  инновационном процессе.

 Российская инновационная  система должна, не только обеспечивать  становление экономики, основанной  на знаниях, но и способствовать  участию России в качестве  равноправного партнера в мировом  инновационном процессе. Несмотря  на то, что до настоящего времени  инновационная деятельность еще  не стала основой экономического  развития страны, за последнее  десятилетие созданы реальные  предпосылки к переходу на  инновационный путь развития. Прежде  всего, удалось сохранить научно-технический  потенциал, систему образования  и часть высокотехнологической  промышленности, которые могут составить  технологический фундамент инновационной  экономики. Наряду с этим отработаны  механизмы поддержки малого предпринимательства  в наукоемкой сфере, заложена  основа инновационной инфраструктуры, разработаны и апробированы механизмы  инновационного развития территорий  на базе научно-производственных  комплексов наукоградов, в основном создана система подготовки кадров для управления инновационными процессами. Исходя из этого, представляется, целесообразной разработка Государственной инновационной политики на скользящей базе на период 5-7 лет. Более длительный период нам представляется нецелесообразным по причине существенных изменений в экономике, науке и технике даже за такие сроки. 
 
 
 

Заключение 
 

 Одна из наиболее  актуальных проблем российской  экономики – повышение конкурентоспособности  промышленности за счет ее  технологического переоснащения  и подъема наукоемких отраслей  производства, создающих высокую  добавленную стоимость. 

 В России вплоть  до последнего времени инновационная  деятельность осуществлялась исключительно  в крупных государственных учреждениях,  управляемых посредством волевых  решений бюджетного финансирования  и планирования, но без учета  особенностей и закономерностей  самого инновационного процесса.

 Внедрение новой  техники и технологии – это  весьма сложный и противоречивый  процесс. Принято считать, что  совершенствование технических  средств снижает трудозатраты, долю  труда в стоимости единицы  продукции. Однако в настоящее  время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и  применения все более дорогостоящих  станков, линий, роботов, средств  компьютерного управления; повышенных  расходов на экологическую защиту. Все это отражается на увеличении  доли затрат на амортизацию  и обслуживание применяемых основных  фондов в себестоимости продукции.

 Тем не менее,  конкурентоспособность фирмы или  предприятия, их способность удержаться  на рынке товаров и услуг  зависит, в первую очередь,  от восприимчивости производителей  товаров к новинкам техники  и технологии, позволяющим обеспечить  выпуск и реализацию высококачественных  товаров при наиболее эффективном  использовании материальных ресурсов.

 Создатели инновации  (новаторы) руководствуются такими  критериями, как жизненный цикл  изделия и экономическая эффективность.  Их стратегия направлена на  то, чтобы превзойти конкурентов,  создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной  области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

1). Масленникова Н.П., Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере: учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 536 с.

2). Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

3). Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 222 с.

4). Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 295 с. – (Высшее образование).

5). Коноплев С.П. Инновационный менеджмент: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 128 с.

6).     Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.

7).     Глушаков В., Глушакова Т. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии. – Мн., 2000. – 440с.

8).     Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн., 2003. – 624с.

9).     Менеджмент инвестиции и инноваций в малом бизнесе: Учеб. пособие / В.М. Аньшин, С.А. Филин. – М., 2003. – 360с.

10).     Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471с.

11).     Прузо М. Подходы к инновационной политике предприятия // Вестник БГЭУ, №5, 2005. – с. 13-18

12).     Сивко П. Инновационная деятельность организации // Менеджмент сегодня. – №4, 2005. – с. 27-30

13).     Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджме

14) www.enterprises.agrospravka.ru

 15) www.alekseevskaya.yuginform.ru

Информация о работе Инновации и нововедения