Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:58, реферат
Дисциплина «Информационные технологии в муниципальном управлении» входит в состав блока специальных дисциплин учебного плана профессиональной переподготовки «Информационные технологии в управлении». Дисциплина «Информационные технологии в муниципальном управлении» представляет собой курс лекций, практических занятий, посвященных изучению основных направлений муниципальной информатизации, курс лекций и практических занятий построен с учетом национально-регионального компонента.
Остановимся на некоторых реализованных элементах управления с использованием информационных технологий и проанализируем их результаты для города, его администрации и населения.
Электронный документооборот (ЭД) изначально создавался как внутренний инструмент администрации. Необходимо было обеспечить работу с нормативными документами и поручениями в едином информационном пространстве всех подразделений администрации, расположенных на разных территориях, а также интегрировать в документооборот электронную почту, пейджер главы города, личный прием главы и его заместителей, внутренний документооборот подразделений и общий документооборот администрации, реализовать принцип одноразовости ввода информации в систему и разработать инструментарий для коллективной работы. Все эти цели удалось реализовать.
Электронный документооборот – это стержень, придающий муниципальному управлению монолитность, целостность, повышающий управляемость. Он переводит на новую ступень культуру управленческого труда, требует соблюдения общих стандартов в оформлении документов и технологии их обработки, предъявляет повышенные требования по части компьютерной грамотности ко всем сотрудникам, в том числе к руководителям. Система электронного документооборота – более широкое понятие, чем автоматизация делопроизводства или контроль исполнения. Интеграция в единую базу внутренних нормативных документов законодательной и исполнительной власти, обращений граждан, личного приема главы города и его заместителей, инициативных поручений руководителей, пейджера главы города создала в итоге новое качество не только для муниципального управления, но и для жителей и предпринимателей города. Таким образом технически был обеспечен принцип открытости муниципальной власти.
Органичным результатом функционирования ЭД явилось создание автоматизированной базы данных нормативных документов, доступных для населения на сайте и в библиотеке города.
ЭД обладает следующими функциональными возможностями:
Внедрение системы ЭД принесло следующие результаты:
Внедрение информационных технологий в области ЖКХ обеспечило, наряду с другими мерами, высокий процент сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги. Уже одно это многократно окупило все затраты на информатизацию муниципального управления.
В настоящее время параметры предоставления жилищно-коммунальных услуг населению таковы:
Уровень оплаты коммунальных услуг населением |
90% |
Средний процент собираемости квартплаты |
99% |
Просроченная задолженность |
0,36 |
Охват договорами технического обслуживания приватизированного жилья |
100% |
Охват договорами социального найма неприватизированного жилья |
81% |
Предельный уровень платежей населения за коммунальные услуги |
22% |
Охват добровольным страхованием жилого фонда |
62% |
С использованием базы данных «Население», которая постоянно актуализируется в городе уже несколько лет, и соглашения об информационном обмене с рядом учреждений удалось реализовать такую схему информационных потоков, которая сократила процесс назначения субсидии до 13-18 минут. Это не только время приема субсидионера работниками отдела жилищных субсидий, а полное время затрат населения, поскольку никаких дополнительных справок, кроме справок о заработной плате и стипендии, от семьи не требуется.
Данная схема имеет следующие функциональные возможности:
Время приема семьи для назначения субсидии составляет в среднем 13-18 минут, время, затрачиваемое семьей для сбора справок – не более 20 минут.
Для эффективного управления муниципальным развитием администрация нуждается в детальной и достоверной информации о населении, обобщенной до приемлемой точности («регистре населения»). Эта информация должна содержать сведения о зарегистрированном, постоянном и временно проживающем населении (для Дзержинского это особенно актуально, так как разница между фактически проживающим и зарегистрированным населением составляет 10%), о лицах без определенного места жительства, неблагополучных, одиноких лицах и т.д. Эти данные должны использоваться при решении как долгосрочных стратегических, так и среднесрочных, и оперативных вопросов.
Регистр населения целесообразно создавать там, где возникает первичная информация, а именно в паспортных столах службы единого заказчика.
Практика города Дзержинского показала, что муниципалитет в состоянии вести базу регистрационных данных, обеспечивая полноту, достоверность и конфиденциальность информации. Результаты этой работы используются практически во всех информационных системах – социальных, геоинформационных, архитектурных проработках, финансовом планировании и т.д.
В Дзержинском реализован принцип одноразовости получения информации от населения при предоставлении льгот. В соответствии с этим принципом объединены данные пенсионного отдела и отдела социальной защиты, что обеспечило предоставление населению льгот без хождения по инстанциям и предоставление копий справок во все точки начисления платы за услуги.
Реестр льготных категорий ведется на основе муниципального реестра населения с использованием сквозного уникального кода жителя. Накопленные информационные ресурсы позволят при переходе на адресное предоставление льгот с компенсацией через отдел социальной защиты минимизировать потери населения и нагрузку на работников социальной защиты.
Городская библиотека стала центром
доступа к мировым
В настоящее время в библиотеке жители города Дзержинского могут:
Центр является одним из технологических элементов, обеспечивающих взаимодействие населения с органами местного самоуправления, поскольку в нем обеспечен доступ населения к информационным ресурсам, отражающим деятельность администрации и Совета депутатов,
Центр общественного доступа к информации способен решить задачу выравнивания информационного неравенства. Значительная часть населения не обладает возможностью иметь дома компьютерную технику и оплачивать услуги доступа во всемирные информационные системы. А между тем условием благополучия личности в современном обществе становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Через центр может быть реализована программа так называемых «информационных субсидий», когда определенным категориям населения доступ к ресурсам будет предоставляться бесплатно или со значительной скидкой.
Можно выделить следующие формы предоставления информационных субсидий:
Среди пользователей преобладают представители тех групп населения, у которых потребность в ресурсах есть, а возможности ограничены – школьники, студенты, молодые журналисты, пенсионеры.
В перспективе планируется интеграция через Центр в единую интрасеть школ, городской библиотеки и филиала университета, что поможет создать новую среду получения и освоения знаний.
Центр общественного доступа к информации – это не только точка потребления информационных ресурсов, но и точка кристаллизации, самоорганизации общества, работы волонтеров. Обучение и консультации в Центре могут предоставляться бесплатно (подобный опыт также имеется). Через Центр также можно проводить координацию деятельности городского Интернет-сообщества.
Сайт г. Дзержинского создавался под лозунгом: «В нашем городе – открытая власть». Прежде всего, ставилась задача предоставить жителям доступ к важнейшим муниципальным документам (бюджету, отчету об исполнении бюджета), дать сведения о работе администрации – алгоритмы решения вопросов, необходимые документы, расписание приемных часов и т.д.
Открытые на сайте информационные ресурсы дают гражданам возможность отождествлять себя с публичной властью, а не противопоставлять себя ей. Прямой диалог с населением по проекту бюджета, отчеты об использовании средств, дискуссии по острым городским проблемам ведут к укреплению городского сообщества, формированию конструктивного общественного мнения, оказывающего непосредственное влияние на жизнь горожан.
На сайте жители города могут:
В 2003 г. у пользователей сайта появилась возможность обратиться с вопросом непосредственно к главе города.