Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 16:37, отчет по практике

Краткое описание

Общедидактическая (предметная) цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить учеников с понятиями “алгоритм действия”, “команда алгоритма”;
Научить составлять и выполнять алгоритмы.

Файлы: 1 файл

информатика по Горячеву.docx

— 23.45 Кб (Скачать)

Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общедидактическая (предметная) цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить учеников с понятиями “алгоритм действия”, “команда алгоритма”;
  • Научить составлять и выполнять алгоритмы.

Развивающая:

  • Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.

Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.

Методы обучения: Словесный, наглядный, элементы частично-поискового.

Оборудование:

  1. карта для путешествия;
  2. команды для составления алгоритма;
  3. раздаточный печатный материал из тетради 3 класса “Информатика в играх и задачах” по программе Горячева А.В. (упр. 3 изменено)

ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Форма учебного занятия (нетрадиционная) – урок-путешествие.

Ожидаемый результат:

1-й  уровень: знать понятия “алгоритм”, “команда”, уметь определять правильный порядок выполнения шагов.

2-й  уровень: знать понятия алгоритм, команда, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия.

3-й  уровень: знать понятия алгоритм, команда, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия, уметь рассуждать по данной теме.

Логика занятия:

  1. Мотивация.
  2. Актуализация субъектного опыта.
  3. Целеполагание.
  4. Организация восприятия.
  5. Организация осмысления.
  6. Организация первичного закрепления.
  7. Первичная проверка понимания (в ЗБР).
  8. Анализ.
  9. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационное  начало урока (2 мин.).

Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. На уроке у нас присутствует очень много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. На уроке нам потребуется: ручка, цветные карандаши или фломастеры, карточки. Вы узнаете много нового.

II. Вместе с  учителем в ходе беседы формулируют  тему урока, ставят цели достижения  учебной задачи (5 мин.).

Странно, нам пришло письмо, вы хотите узнать, что в нём? Давайте его прочитаем. Кто может решить пример с объяснением?. (К детям лицом находятся цифры, те цифры, которые они получат в ответе решения примера, их нужно перевернуть и прочитать какое слово получится).

С какой планеты пришло письмо? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (АЛГОРИТМ) А чему мы будем с вами учиться? Запомните цели нашего урока. Мы с вами будем учиться выделять этапы действия и составлять алгоритм.

На уроке Вы должны быть внимательны, собранны, сосредоточены.

III. Изучение нового  материала (15 мин.).

Сегодня мы проведём необычный урок информатики. Ребята, мы отправимся в сказочное виртуальное путешествие на ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ. А теперь закройте глазки. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)

(ОТКРЫТЬ ШТОРКИ, ВЫКЛЮЧИТЬ  МУЗЫКУ). Открываем глаза. Посмотрите, куда мы попали? Перед нами  карта планеты АЛГОРИТМОВ. Но, что  такое? Посмотрите, она закрыта на  замок. Какой большой а мы попали.на закрыта на замок. замок. Вы хотите туда попасть? Чтобы открыть ворота надо отгадать трудную, очень трудную загадку. Слушайте меня внимательно:

Он рисует, он считает, 
Проектирует заводы, 
Даже в космосе летает, 
И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений 
Может сделать за минуту. 
Догадайся, что за гений? 
Ну, конечно же – … (КОМПЬЮТЕР)

А давайте-ка проверим, компьютер ли спрятался за воротами? Откроются ли ворота?

Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали. Мы будем путешествовать вместе с жителями этой планеты Янтом и Бобом. Они помогут нам выполнить задания урока. У нашей планеты Алгоритмов есть 4 станции. Ну, как, постараемся выполнить задания? Мы с вами отгадали загадку про компьютер.

А теперь подумайте и скажите, что можно делать на компьютере? (с помощью компьютера дети могут играть, рисовать, компьютер может использоваться при создании мультфильма, рекламного ролика; для управления автомобилем, для проведения обследования на приёме у врача).

Как вы думаете, может ли компьютер сам без участия человека, захотеть порисовать или поиграть? А почему? (Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания – компьютерные программы).

А ещё компьютер может быть встроен внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата.

Ребята посмотрите на картинку. Кто это? Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер. Есть ли у робота мозг? Кто управляет действиями робота? (Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек). Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.

Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами. Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия. Вы уже умеете действовать по плану. План действий – это АЛГОРИТМ. Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня. Кто может привести свой алгоритм?

Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.

Мы пойдём на станцию № 1 которая называется “Сказочный лес”, а сопровождать нас будет робот Боб. Посмотрите внимательно на карту. Здесь растут цветы, фрукты. А деревьев мало, давайте каждый посадим дерево. Если каждый из нас посадит дерево, представьте, как зазеленеет планета.

1. Пронумеруй рисунки  по порядку и составь задание  для Боба: запиши команды алгоритма  “Посади дерево”. (Упр.1)


Давайте рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Как пронумеруем действия?

(РАБОТА НА ДОСКЕ)

ПОСАДИ ДЕРЕВО

  1. Начало
  2. Принеси лопату, лейку и саженец
  3. Выкопай ямку
  4. Поставь саженец в ямку
  5. Засыпь ямку землёй
  6. Налей воды в лейку
  7. Полей саженец
  8. Отнеси лопату и лейку
  9. Конец

Что получилось на доске? Что такое алгоритм? Алгоритм, какого действия получился? Из чего состоит алгоритм? Какая команда первая? Какая команда (последняя)? Мы справились с этим заданием? Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).

К нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку? Встали все.

Раз подняться, потянуться, 
Два согнуться, разогнуться, 
Три в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре руки шире. 
Пять руками помахать, 
Шесть за парту сесть опять.

Давайте поиграем в игру “РОБОТ”. Проводим робота? Кто ему даст команды, чтобы он вышел за дверь?

IV. Первичная проверка  понимания изученного (11 мин.).

Мы пойдём на станцию № 2, которая называется “Фруктовый сад”, а сопровождать нас будет инопланетянин Янт. Стр. 2

2. Почему заболел Янт? Найди на рисунках ошибки в его действиях. Объясни ему, как нужно есть банан: допиши алгоритм. (Упр. 2)


Что нарисовано на картинках? Какие ошибки он допустил? (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал). Почему он заболел? Выполнять это задание будем в парах.

СЪЕШЬ БАНАН

  1. Начало
  2. Вымой руки
  3. Возьми банан
  4. Вымой банан
  5. Очисти банан
  6. Съешь очищенный банан
  7. Выбрось кожуру в урну (6 и 7 можно поменять местами)
  8. Конец

У кого получился точно также? Что же у нас получилось? Что такое алгоритм? Алгоритм, какого действия? Чему вы с вами научились, выполняя это задание? (составлять алгоритм правильных действий Янта). Можно ли идти дальше? Станция № 3 “Почемучка” Сопровождает нас всё тот же инопланетянин Янт. Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Составьте алгоритм предложенного вам на листочке действия (Упр. 3). Посовещайтесь в группе (вполголоса) и составьте алгоритм. Затем выберите из группы одного ученика, который зачитает нам полученный алгоритм. Время выполнения ограничено. (Группам предлагаются разные алгоритмы:

  1. Заправить кровать.
  2. Пришить пуговицу.
  3. Сделать бутерброд.
  4. Собрать портфель.)

Чему вы научились, выполняя это задание? (Составлять алгоритм действия). Мы уже прошли 3 станции и научились … Можно ли идти дальше?

V. Закрепление  новых знаний и способов действий (7 мин.).

Станция № 4 “В мире сказок”. А вот кто нас будет сопровождать? Посмотрим на стр. 4. задание № 4. Прочитаем про себя, что там написано.

Выполни задание по алгоритму. (Упр. 4)


Из какой сказки эти картинки? Что нарисовано на картинках? Читаем и выполняем алгоритм. Работаем индивидуально. Почему сделал так?

Чему вы научились, выполняя это задание? (ВЫПОЛНЯТЬ АЛГОРИТМ). Какой командой заканчивается любой алгоритм? (КОНЕЦ) Вот и время нашего путешествия заканчивается. Мы прошли все станции и успешно справились со всеми заданиями, предложенными жителями планеты Алгоритмов. Янт и Боб прощаются с нами. Полетим на нашей летающей тарелке обратно в класс. Закрываем глаза. (МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ, ЗАКРЫТЬ ШТОРЫ). Открываем глаза.

VI. Подведение  итогов урока и информация  о домашнем задании (3 мин.).

В какую страну мы путешествовали? С какими героями познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)

Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнили задуманное? Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.

Кто сегодня приходил к нам гости? Робот Боб предлагает вам следующее д/з по желанию:

  1. поиграть на перемене в игру РОБОТ;
  2. составить алгоритм по управлению роботом и на перемене поиграть в игру “РОБОТ”;
  3. составить свой алгоритм любого действия.

VII. Рефлексия (2 мин.).

Ребята у вас у каждого на столах лежит по 2 человечка. Один оранжевый (ПОКАЖИТЕ), который обозначает радость, успех, удовольствие, интерес. А другой – зелёный (ПОКАЖИТЕ), обозначает трудности, преграды. Если вам на уроке было интересно, легко, понятно, то возьмите в руки оранжевого человечка. А если трудно и что-то осталось непонятно, то зелёного. Поднимите над головой и возьмите его на память.

Всем спасибо за урок! Все были молодцы!

 


Информация о работе Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний