Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:31, лекция

Краткое описание

Информационные технологии прошли короткий, но бурный эволюционный путь. Им предшествовал тысячелетний исторический опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы. К истокам информационных технологий можно отнести пещерную и наскальную живопись, счет, появление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

Оглавление

Эволюция ИТ.
Комплекс технических средств ИСУ.
Компьютерные информационные сети.
Критерии оценки информационных технологий.
Технологии и методы обработки экономической информации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция №2(ИТУ) РГТЭУ.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

     Служба  телеконференций (Usenet). Служба телеконференций похожа на циркулярную рассылку электронной почты, в ходе которой одно сообщение отправляется не одному корреспонденту, а большой группе (такие группы называются телеконференциями или группами новостей). Обычное сообщение электронной почты пересылается по узкой цепочке серверов от отправителя к получателю.

     Глобальная  система телеконференций Usenet, региональные и специализированные телеконференции построены по принципу электронных досок объявлений, когда пользователь может поместить свою информацию в одной из тематических групп новостей. Затем эта информация передается пользователям, которые подписаны на данную группу.

     Полное  число групп новостей Usenet превышает десятки тысяч и сведения о них можно найти, например, на Yahoo. Все они одновременно не поддерживаются ни одним сервером, так что труднее бывает отыскать не название соответствующей группы, а сервер телеконференций, с которого ее можно загрузить. Usenet - ключевое слово именно для глобальной системы телеконференций. Региональные и специализированные системы организуются аналогично. Телеконференции, доски объявлений относятся к ресурсам сети.

     В число основных иерархий конференций, составляющих «большую семерку» и присутствующих на всех крупных системах сети ТК USENET, входят:

  • comp − конференции по вопросам, связанным с компьютерами и программированием;
  • misc − темы, не входящие ни в один из основных классов или относящиеся сразу к нескольким;
  • news − вопросы по программам обмена новостями и развитию системы телеконференции;
  • rec − вопросы на темы отдыха, хобби, увлечений;
  • sci − конференции для дискуссий и обмена опытом по различным научным дисциплинам;
  • soc − вопросы общественной жизни;
  • talk − конференции, ориентированные на обсуждение спорных вопросов по любой тематике.

     Служба World Wide Web (WWW). Безусловно, это самая популярная служба современного Интернета. Ее нередко отождествляют с Интернетом, хотя на самом деле это лишь одна из его многочисленных служб.

     World Wide Web—это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов, хранящихся на Web- серверах. Отдельные документы, составляющие пространства Web, называют Web-страницами. Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (жаргонный термин - Web-сайт или просто сайт). Электронные Web-документы предназначены для просмотра на экране компьютера, причем заранее не известно на каком. Неизвестны ни размеры экрана, ни параметры цветового и графического разрешения, неизвестна даже операционная система, с которой работает компьютер клиента. Поэтому Web-документы не могут иметь ²жесткого² форматирования. Оформление выполняется непосредственно во время их воспроизведения на компьютере клиента и происходит оно в соответствии с настройками программы, выполняющей просмотр.

     Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами. Браузер выполняет отображение документа на экране, руководствуясь командами, которые автор документа внедрил в его текст (если автор применяет автоматические средства подготовки Web-документов, необходимые команды внедряются автоматически). Такие команды называются тегами.

     Правила записи тегов содержатся в спецификации особого языка разметки, близкого к языкам программирования. Он называется языком разметки гипертекста — HTML (HyperText Markup Language). Таким образом, Web-документ представляет собой обычный текстовый документ, размеченный тегами HTML. Такие документы также называют HTML-документами или документами в формате HTML.

     Возможность внедрения в текст графических  и других объектов, реализуемая с помощью тегов HTML, является одной из самых эффектных с точки зрения оформления Web-страниц, но не самой важной с точки зрения самой идеи World Wide Web. Наиболее важной чертой Web-страниц, реализуемой с помощью тегов HTML, являются гипертекстовые ссылки. С любым фрагментом текста или, например, с рисунком с помощью тегов можно связать иной Web-документ, то есть установить гиперссылку. Произвольное перемещение между документами в Web-пространстве называют Web-серфингом (выполняется с целью ознакомительного просмотра). Целенаправленное перемещение между Web-документами называют Web-навигацией (выполняется с целью поиска нужной информации).

Видеоконференция

     К истокам видеоконференции можно  отнести появление первого видеотелефона, созданного НИИ телевидения СССР в 1947 году. Однако разгоревшийся было шум вокруг видеотелефона сменился глубоким разочарованием, т.к. никто не захотел показывать свое лицо во время телефонного разговора.

     Появление Интернет — технологии оживило потребность  в таких средствах. Оказалось, что трём собеседникам уже трудно говорить одновременно, не видя друг друга. В сентябре 1995 года американские астронавты на космическом “челноке” Endeavour впервые провели из космоса видеоконференцию в реальном времени. Использовалось приложение ProShare, разработанное корпорацией Intel.

     Видеоконференция — это способность двух или более удалённых друг от друга людей общаться между собой и совместно работать посредством компьютеров. Видеоконференция предоставляет больше функций, чем видеотелефон, она позволяет видеть и слышать других участников “встречи”, работать вместе с ними так, как если бы все сидели за одним экраном компьютера. Видеоконференция ускоряет деловой процесс в бизнесе, повышает эффективность использования времени и ресурсов, расширяет и повышает качество обслуживания участников, т.к. разрозненные данные, хранимые в локальных базах, могут обрабатываться совместно участниками конференции.

     Для проведения видеоконференции необходимо укомплектовать компьютер миниатюрной видеокамерой, аудио – видео платами, пакетом программ для проведения видеоконференций, современным оборудованием цифровых телекоммуникационных сетей. Технология организации и проведения видеоконференций содержит следующие этапы.

     Организатор видеоконференции совместно с провайдером (оператор телекоммуникационных сетей) определяет дату, время, продолжительность сеанса и список участников. Каждому участнику выдается код пользователя и пароль. В назначенное время участники встречи звонят провайдеру. Их проверяют на право участия в конференции и подсоединяют к сети участников, после чего они слышат всех, видят и могут коллективно обрабатывать данные.

     Происходит  сеанс связи. Участникам предоставлены  средства совместной работы с документами посредством текстовых и графических редакторов и других программных средств. При вызове с голосовым управлением абонент видит себя в “локальном” окне, а в “удаленном”- говорящего. Как только последний перестает говорить, “удаленное” окно переключается на нового оратора. Если одновременно начинают говорить несколько человек, “удаленное” окно переключается на того, кто говорит громче. В других приложениях видеоконференций алгоритм выбора очередного оратора может быть другим.

     В режиме постоянного присутствия  на экране видны четыре последних оратора. Для этого “удаленное” окно делится на несколько окон. Пятое окно остается пустым для показа следующего оратора. По окончании сеанса связь рвется, освобождаются ресурсы. Число участников конференции зависит от провайдера и возможностей приложения.

     Сфера применения технологий видеоконференций постепенно расширяется. Если раньше главными пользователями были юридические фирмы, предприятия здравоохранения, издательской деятельности, дизайна, то сегодня трудно назвать отрасль, где бы ни применялась технология видеоконференции. Американские исследования показали, что при телефонном разговоре в среднем можно передать 11 % необходимого объема информации. При использовании телефонной связи в совокупности с факсимильной - до 24 %, посредством

видеоконференций  до 60 %.

     Примеры использования телеконференций:

  • установление тесных отношений разработчиков различных
  • систем;
  • сотрудничество с поставщиками;
  • организация финансовых услуг посредством создания
  • киосков, оборудованных средством поддержки
  • телеконференций;
  • дистанционное обучение;
  • во всех сферах деятельности, где требуется «удаленное»
  • общение.

     Возможности общения, функции, поддерживающие работу с разделяемыми приложениями, интерактивный обмен информацией, предоставляемые видеоконференциями, позволили их рассматривать как часть решения по автоматизации деятельности предприятия. На рынке видеоконференций существует три сектора.

     Первый - настольные видеоконференции. Они ориентированы на бизнес - применение, совместную работу с документами с поддержкой звука и видео.

     Второй  сектор - групповые видеоконференции, ориентированные, в основном, на звук и видео. Обычно они устанавливаются в специально оборудованных комнатах - конференц-залах. Они дороже.

     Третий - студийные видеоконференции. Там цены еще выше, качество лучше, документы совместно не обрабатываются.

     На  рынке настольных видеоконференций лидером является технология ProShare. Последние версии обеспечивают выход в интернет. Фирма Microsoft разработала программу NetMeeting, обеспечивающую проведение видеоконференций для массовых пользователей.

     Технология  видеоконференций породила новый вид  передачи информации – видео почту. Это вид связи является расширением электронной почты (текстовой) и напоминает работу автоответчика. Человека, делающего вызов по видеотелефону, «приветствует» изображение вызываемого, после чего он просит оставить текст или голосовое письмо.

     Получает  распространение технология записи процесса видеоконференции, чтобы пользователи могли повторно просматривать отдельные ее куски. Визуальные системы связи используются не только на компьютерах, но и поддерживаются NoteBook (ноутбуками). Ими можно пользоваться в качестве интернет - телефона для передачи факсов и т.д.

 
 

Четвертый учебный вопрос: «Критерии оценки информационных

технологий»

 

     В качестве достаточно универсального общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования.

     Эффективность данного критерия особенно хорошо проявляется  на примере информационных технологий.

     Необходимость экономии социального времени opиeнтиpуeт  наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется, должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.

     Уровень используемых информационных технологий может быть оценен на основе качественных и количественных характеристик.

     К качественным характеристикам относится, например:

  • уровень автоматизации в реализации отдельных фаз по работе с информацией (сбор, накопление, хранение, передача, обработка, выдача);
  • используемая платформа в организации автоматизированных информационных технологий;
  • степень интеграции видов информационных технологий;
  • использование электронного документооборота, современных средств телекоммуникаций и другие.

     Количественные  характеристики информационных технологий основаны на использовании показателей  оценки качества, например, надежность, мобильность, модифицируемость, эффективность и т.д.. Ниже рассматриваются показатели, связанные с экономической эффективностью.

Критерии  эффективности применения информационных технологий

     Эффективность — одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, единого общепризнанного определения. Эффективность — это одна из возможных характеристик качества системы, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.

     В качестве основных показателей эффективности часто рассматривают показатели экономической эффективности: экономический эффект, коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, срок окупаемости капитальных вложений и т.д.

     Экономический эффект - результат внедрения какого-либо мероприятия, выраженный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления.

     Так, для организаций, использующих информационные технологии, основными источниками экономии являются:

  • улучшение показателей их основной деятельности, происходящее в результате использования информационных технологий;
  • сокращение сроков освоения новых информационных технологий за счет их лучших эргономических характеристик;
  • сокращение расхода машинного времени и других ресурсов на отладку и сдачу задач в эксплуатацию при внедрении нового инструментария информационных технологий;
  • повышение технического уровня, качества и объемов информационно-вычислительных работ;
  • увеличение объемов и сокращение сроков переработки информации;
  • повышение коэффициента использования вычислительных ресурсов, средств подготовки и передачи информации;
  • уменьшение численности персонала, в том числе высококвалифицированного, занятого обслуживанием программных средств, автоматизированных систем, систем обработки информации, переработкой и получением информации;
  • снижение трудоемкости работ программистов при программировании прикладных задач с использованием новых информационных технологий в организации-потребителе информационных технологий;
  • снижение затрат на эксплуатационные материалы.

Информация о работе Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности