Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:31, лекция

Краткое описание

Информационные технологии прошли короткий, но бурный эволюционный путь. Им предшествовал тысячелетний исторический опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы. К истокам информационных технологий можно отнести пещерную и наскальную живопись, счет, появление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

Оглавление

Эволюция ИТ.
Комплекс технических средств ИСУ.
Компьютерные информационные сети.
Критерии оценки информационных технологий.
Технологии и методы обработки экономической информации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция №2(ИТУ) РГТЭУ.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

     Создались предпосылки формирования общего рынка  знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке, архивам и т.д. Создается виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и системы. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Происходит информатизация общества.

     V этап – с 1995 г. Глобализация.

     Появление IP протоколов для мобильных телефонов (VoIP и др.) распахнуло дверь для включения их в сеть Интернет и развития электронного мобильного бизнеса. Критерий – доступ к информационным ресурсам каждому члену общества. Цель – глобализация общества.

     Появляются  технологии проведения видеоконференций, управления знаниями и новациями, видео почта, технологии реинжениринга для перепроектирования и модернизации устаревших систем.

     Информационные  технологии проникают в приборы, устройства, жизнь.

Идет  формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Формируются базы данных по всем интересующим человека вопросам, включая быт, коммерцию, бизнес, игры, образование.

     Если  в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном обществе - информация, знание, творчество. Денежный показатель уступает первое место информационному, так как идет борьба за контроль над значительной частью мировых потоков информации. Поэтому основная задача современного общества - стимулировать творческий процесс.

     Информатизация  общества приводит к повышению уровня жизни, культурно-образовательного ценза, росту числа существенных показателей качества жизни, увеличению разнообразия общественных запросов, номенклатуры вновь создаваемых изделий и услуг.

     Основные  черты переходного периода к информатизации общества следующие: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, ускорение технологического цикла развития “знание - производство - знание”, массовое тиражирование профессиональных знаний.

     Информационная  инфраструктура включает телефонную сеть, кабельное телевидение и другие виды коммуникаций, множительную технику, книгоиздательство, видео- и аудиоаппаратуру, парк ЭВМ и программное обеспечение, достаточное для обеспечения всех информационных услуг сети ЭВМ и электронной почты, а также замены бумагоносителей магнитными и оптическими. Развитию информационной инфраструктуры способствует выпуск обучающих программ, развитие культуры и искусства, новых видов искусства и средств производства перечисленного выше.

     К истокам возникновения термина  «информационное общество» можно отнести программу США создания Национальной сети для исследования и образования в 1991 г. NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure). Основные цели программы:

  • долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду;
  • более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан
  • правительство;
  • мировое лидерство в базовой науке, математике и технике.

     Европейское сообщество в декабре 1993 года в ответ разработало ряд проектов по созданию информационного общества в Европе (IS – Information Society). В декабре 1994 года было создано Бюро по проектам информационного общества (ISPO – Information Society Project Office). К осени 1998 года ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center). Его задача – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Один из критериев – тройка (t, i, m), где t – число обычных телефонных линий на 100 человек населения, i – число линий ISDN (Integrated Service Digital Network), m – число мобильных (сотовых) линий.

     К 1998 г. во «Всемирной паутине» имелось более 100 узлов (Website), обслуживающих ISPO для глобального движения к информационному обществу. Большинство узлов расположено в США, Англии, Франции, Германии, Италии, Канаде, Японии.

     Реализация  проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств, входящих в ISPO стран. Она должна обеспечить решение проблем экономической и социальной направленности, например, таких:

  • электронные универсальные библиотеки;
  • транс культурное обучение;
  • мультимедийный доступ к культурному всемирному наследию;
  • глобальная опись всей информации о проектах, проработках и т.п., поддерживающих развитие информационного общества;
  • управление окружающей средой и природными ресурсами;
  • глобальное управление чрезвычайными ситуациями;
  • глобальный рынок для малых и средних предприятий.

     Реализация  этих и других проектов начата в 1999 году. Они несут с собой повышение уровня жизни значительных слоев населения стран ISPO. Масштабы и направления проектов построения информационного общества в странах ISPO будоражат воображение. Финансовые рынки навязывают свои законы и правила всему миру. Отмена торговых границ, взрыв развития телекоммуникационных средств, мировые компьютерные сети, могущество финансовых рынков, международные соглашения о свободе торговли – все это вносит свою лепту в разрушение национальных государств. Глобализация порождает раздробленный мир.

     Появляется  сетевая экономика, сетевая логика, нейронная сеть, сетевые структуры, сетевой интеллект и т.д.

     В декабре 1998г. в России была принята  концепция информатизации нашего общества. В следующем году был разработан проект государственной информационной политики информатизации нашего общества. В 2001 г. принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия » на 2002 – 2010 годы.

 

Второй учебный вопрос: «Комплекс технических средств ИСУ»

 

     Техническая основа ИТ и ИС (комплекс технических средств) управления представлена совокупностью взаимосвязанных единым управлением автономных технических средств сбора, накопления, обработки, передачи, вывода и представления информации, средств обработки документов и оргтехники, а также средств связи для осуществления информационного обмена между различными техническими средствами.

     Техническое обеспечение можно также классифицировать согласно его роли в технологическом процессе обработки информации:

  • вычислительные машины или компьютеры (рабочие станции, персональные компьютеры, серверы), являющиеся центральным звеном системы обработки данных;
  • периферийные технические средства, обеспечивающие ввод и вывод информации;
  • сетевые коммуникации (компьютерное сети и телекоммуникационное оборудование) для передачи данных;
  • средства оргтехники и связи.

     Достижение  эффективной работы ИС предполагает выполнение некоторого набора требований, предъявляемых к комплексу технических средств (КТС), основными из которых являются следующие:

  • минимизация трудовых и стоимостных затрат на решение всего комплекса задач системы;
  • реализация интегрированной обработки информации за счет информационной, технической и программной совместимости различных технических устройств;
  • обеспечение пользователей связью через терминальные устройства с распределенной базой данных; высокая надежность;
  • наличие защиты информации от несанкционированного доступа;
  • реализуемость КТС, т.е. возможность его создания за счет типовых средств, выпускаемых отечественной промышленностью;
  • гибкость структуры КТС, т.е. перспектива включения в его состав новых, более совершенных технических средств по мере освоения их промышленностью;
  • минимизация капитальных затрат на приобретение КТС и их текущую эксплуатацию.

     Эффективное функционирование ИС базируется на комплексном использовании современных технических средств обработки информации и методов организации технологических процессов решения задач. Основой дальнейшего развития автоматизации управленческой деятельности в различных отраслях экономики является новая, прогрессивная информационная технология, ориентированная на использование последних достижений электронной техники, в частности, высокопроизводительных, быстродействующих компьютеров и современных средств связи.

     Создание  новой технологии требует учета  особенностей структуры экономических систем. Прежде всего, это сложность организационного взаимодействия, вызывающая необходимость создания многоуровневых иерархических систем (головная фирма, филиалы) со сложными информационными связями прямого и обратного направления с организациями-смежниками.

     Главным элементом комплекса технических  средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения управленческих задач, является электронная вычислительная машина, или компьютер.

     В сфере экономики это — компьютеры различной мощности, быстродействия, размеров. Они предназначены для решения самых различных задач: экономических, математических, информационных и других задач, отличающихся сложностью алгоритмов и большим объемом обрабатываемых данных, и широко используются в мощных вычислительных комплексах.

     Проблемно-ориентированные  вычислительные средства служат для решения более узкого круга задач, связанных, как правило, с управлением технологическими объектами, регистрацией, накоплением и обработкой относительно небольших объемов данных, выполнением расчетов по относительно несложным алгоритмам. Они обладают ограниченными по сравнению с универсальными компьютерами аппаратными и программными ресурсами. К проблемно-ориентированным можно отнести, в частности, всевозможные управляющие вычислительные комплексы.

     Специализированные  вычислительные средства используются для решения узкого круга задач или реализации строго определенной группы функций. Такая узкая ориентация позволяет четко специализировать структуру, существенно снизить сложность и стоимость компьютеров при сохранении высокой производительности и надежности их работы.

     К специализированным можно отнести, например, программируемые микропроцессоры специального назначения; адаптеры и контроллеры, выполняющие логические функции управления отдельными несложными техническими устройствами, агрегатами и процессами; устройства согласования и сопряжения работы узлов вычислительных систем.

     По  размерам и функциональным возможностям применяемые в управленческой деятельности компьютеры подразделяются на сверхбольшие (мэйнфреймы), большие, малые, сверхмалые (микрокомпьютеры).

     Функциональные  возможности современных  компьютеров отличают:

  • быстродействие, измеряемое усредненным количеством операций, выполняемых машиной за единицу времени;
  • разрядность и формы представления чисел, с которыми оперирует вычислительная система;
  • номенклатура, емкость и быстродействие всех запоминающих устройств;
  • номенклатура и технико-экономические характеристики внешних устройств хранения, обмена и ввода-вывода информации;
  • типы и пропускная способность устройств связи и сопряжения узлов компьютера между собой (внутримашинного интерфейса);
  • способность компьютера одновременно работать с несколькими пользователями и выполнять при этом несколько программ (многопрограммность);
  • типы и технико-эксплуатационные характеристики операционных систем, используемых в машине;
  • наличие и функциональные возможности программного обеспечения;
  • способность выполнять программы, написанные для других типов машин (программная совместимость с другими компьютерами);
  • система и структура машинных команд;
  • возможность подключения к каналам связи и к вычислительной сети;
  • эксплуатационная надежность компьютеров;
  • коэффициент полезного использования компьютеров во времени, определяемый соотношением времени полезной работы и времени профилактики.

     По  данным экспертов, на мэйнфреймах сейчас находится около 70% компьютерной информации; только в США в 1998 г. были установлены 400 тыс. мэйнфреймов. В России в настоящее время используется около 5 тыс. ЕС ЭВМ и примерно столько же фирменных мэйнфреймов: IBM (ES/9000 установлены на автозаводах, металлургических комбинатах), HitacM Data System, Fujitsu и др.

     Малые компьютеры — надежные, недорогие и удобные в эксплуатации,

обладающие  несколько более низкими по сравнению  с мэйнфреймами возможностями.

     Мини-компьютеры (и наиболее мощные из них супермини) обладают следующими характеристиками:

Информация о работе Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности