Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:31, лекция

Краткое описание

Информационные технологии прошли короткий, но бурный эволюционный путь. Им предшествовал тысячелетний исторический опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы. К истокам информационных технологий можно отнести пещерную и наскальную живопись, счет, появление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

Оглавление

Эволюция ИТ.
Комплекс технических средств ИСУ.
Компьютерные информационные сети.
Критерии оценки информационных технологий.
Технологии и методы обработки экономической информации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция №2(ИТУ) РГТЭУ.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

     Иногда  в рабочей станции, непосредственно  подключенной к сетевому кабелю, могут отсутствовать накопители на магнитных дисках. Такие рабочие станции называют бездисковыми рабочими станциями.

     Основным  преимуществом бездисковых PC является низкая стоимость, а также высокая защищенность от несанкционированного проникновения в систему пользователей и компьютерных вирусов. Недостаток бездисковой PC заключается в невозможности работать в автономном режиме (без подключения к серверу), а также иметь свои собственные архивы данных и программ.

     Серверы в ЛВС выполняют функции распределения  сетевых ресурсов. Обычно его функции возлагают на достаточно мощный ПК, мини-ЭВМ, большую ЭВМ или специальную ЭВМ-сервер. В одной сети может быть один или несколько серверов. Каждый из серверов может быть отдельным или совмещенным с PC. В последнем случае не все, а только часть ресурсов сервера оказывается общедоступной.

     При наличии в ЛВС нескольких серверов каждый из них управляет работой подключенных к нему рабочих станций. Совокупность компьютеров сервера и относящихся к нему рабочих станций часто называют доменом. Иногда в одном домене находится несколько серверов. Обычно один из них является главным, а другие - выполняют роль резерва (на случай отказа главного сервера) или логического расширения основного сервера.

     Существует  два основных принципа управления в локальных сетях: централизация и децентрализация.

     Согласно  этим принципам локальные сети бывают:

  • одноранговые сети;
  • сети с выделенным сервером (файл-сервером).

     Одноранговые  сети не предусматривают выделение специальных компьютеров, организующих работу сети. Каждый пользователь, подключаясь к сети, выделяет в сеть какие-либо ресурсы (дисковое пространство, принтеры) и подключается к ресурсам, предоставленным в сеть другими пользователями. Такие сети просты в установке, наладке, они существенно дешевле сетей с выделенным сервером.

     В свою очередь, сети с выделенным сервером, несмотря на сложность настройки и относительную дороговизну, позволяют осуществлять централизованное управление. В данном случае все компьютеры, кроме сервера, называются рабочими станциями.

     Сервер – компьютер, выделенный для совместного использования участниками сети, поставляющий ресурсы и услуги.

     Клиент – компьютер, использующий ресурсы и услуги сервера.

     Каждый  компьютер сети имеет уникальное сетевое имя. Каждому пользователю серверной сети необходимо согласовать с администратором сети свое сетевое имя и сетевой пароль.

     Следует заметить, что в серверной сети на компьютеры с разными ролями устанавливают различные операционные системы. Так, на сервер устанавливают одну из серверных операционных систем. В качестве примера можно указать Windows NT Server. На компьютеры-клиенты можно устанавливать любую операционную систему, содержащую средства для выполнения роли клиента серверной сети, например, Windows.

     Каждый  компьютер сети имеет уникальное сетевое имя, позволяющее однозначно его идентифицировать. Для каждого пользователя серверной сети необходимо иметь свое сетевое имя и сетевой пароль. Имена компьютеров, сетевые имена и пароли пользователей прописываются на сервере.

     Для удобства управления локальной компьютерной сетью, несколько компьютеров, имеющих равные права доступа, объединяют в рабочие группы.

     Совокупность  приемов разделения и ограничения  прав доступа участников компьютерной сети к ресурсам называется политикой сети.

     Обеспечением  работоспособности сети и ее администрированием занимается системный администратор – человек, управляющий организацией работы локальной сети.

 

Сеть Интернет

     Всемирная паутина возникла, когда Тим Бернерс-Ли из Оксфорда – сотрудник Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) – в 1989 году соединил гипертекстовую технологию с сетевой и тем самым изобрел принципиально новый способ свободного доступа (Web –технологию) в сеть АРПА, которая тут же получила имя Word Wide Web (WWW – Всемирная паутина). Уже на следующий год к ней подключилось более 3000 активных сетей и более 200 тысяч компьютеров. Если в 1992 году в Сети действовало 26 Web-серверов, 1994 – 15000 Web-серверов, то в январе 2000 года - уже более 2 миллионов Web-серверов и более 300 миллионов пользователей.

     Возможности, которые открывает Интернет в бизнесе, управлении, образовании, в сфере различных сервисных и социальных приложений, значительно превосходят те потенциальные опасности, которые в нем есть. Интернет чрезвычайно сложно поддается регулированию – в этом-то и состоит его уникальная роль, которая определяет уникальные особенности этой технологии.

     Интернет  можно назвать совокупностью  локальных сетей. Сеть Интернет можно определить как объединение ЛВС, удовлетворяющих протоколу TCP/IP, которая имеет общее адресное пространство, где у каждого компьютера есть свой уникальный IP-адрес. Однако можно обращаться к сетям, не удовлетворяющим протоколу TCP/IP. Например, система Usenet обслуживается программой UUCP (Unix-to-Unix-Copy-Program) — программой копирования из Unix в Unix посредством шлюзов.

Службы  сети Internet

     Когда говорят о работе в Интернете  или об использовании Интернета, то на самом деле речь идет не об Интернете  в целом, а только об одной или  нескольких из его многочисленных служб. В зависимости от конкретных целей и задач клиенты Сети используют те службы, которые им необходимы.

     Разные  службы имеют разные протоколы. Они  называются прикладными протоколами. Их соблюдение обеспечивается и поддерживается работой специальных программ. Таким образом, чтобы воспользоваться какой-то из служб Интернета, необходимо установить на компьютере программу, способную работать по протоколу данной службы. Такие программы называют клиентскими или просто клиентами.

     Так, например, для передачи файлов в  Интернете используется специальный прикладной протокол FTP (File Transfer Protocol). Соответственно, чтобы получить из Интернета файл, необходимо:

  • иметь на компьютере программу, являющуюся клиентом FTP (FTP-клиент);
  • установить связь с сервером, предоставляющим услуги FTP (FTP-сервером).

     Другой пример: чтобы воспользоваться электронной почтой, необходимо соблюсти протоколы отправки и получения сообщений. Для этого надо иметь программу (почтовый клиент) и установить связь с почтовым сервером. Так же обстоит дело и с другими службами.

     Наиболее  “древние” услуги Internet: Telnet, FTP и электронная почта.

     Протокол  Telnet обеспечивает доступ к базам данных, каталогам библиотек, другим информационным услугам и отвечает за “взаимопонимание” приложений различных компьютеров. Подключившись к удаленному компьютеру по протоколу этой службы, можно управлять его работой. Такое управление еще называют консольным или терминальным. Часто протоколы Telnet применяют для дистанционного управления техническими объектами, например телескопами, видеокамерами, промышленными роботами. Сервер, предоставляющий Telnet-услуги, обычно предлагает свое клиентское приложение.

     FTP — протокол поиска и передачи файлов — позволяет перемещать любые файлы между двумя компьютерами. Посредством FTP можно получить доступ к библиотеке Ватикана, многих университетов и даже послать письмо вице-президенту США.

     Электронная почта (E-Mail). Это приложение для хранения и пересылки сообщений между удаленными пользователями ЭВМ. Посредством электронной почты реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи информации по сетям ЭВМ.

     Выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в базе почтового сервера, пересылка корреспонденции, проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче, выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом, получение и хранение информации в собственном "почтовом ящике", просмотр полученной корреспонденции.

     Почтовый  ящик - специально организованный файл для хранения корреспонденций. Каждый почтовый ящик имеет сетевой адрес. Он формируется из имени пользователя (LOGIN) и IP адреса почтового сервера. Адрес почтового ящика является ресурсом сети.

     Почтовый  ящик состоит из корзин: отправления и получения. Корзины – это файлы почтового ящика. В корзину получения поступает входящая корреспонденция. Из корзины отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Могут быть организованы и другие корзины, например корзина для мусора. В нее удаляются ненужные сообщения, которые в случае необходимости можно восстановить.

     Для пересылки корреспонденции можно  установить непосредственную связь  с почтовым ящиком адресата в режиме on-line.

     Он-лайновые средства коммуникации пользователей (chat, ICQ и другие) предполагают возможность обмена информацией между двумя или большим количеством пользователей Сети в режиме реального времени через специальный чат-сервера. Частью такого обмена может становиться текстовый диалог, передача графики прямо в процессе ее создания, голосовая и видео связь, обмен файлами. Некоторый перечень чат адресов уже включен в используемую клиентскую программу, например, в программу Microsoft NetMeeting. В регистрационных списках чатов обычно указываются сведения о месте проживания участников.

     В онлайновом режиме необходимо ждать включения компьютера адресата. Поэтому более распространенным методом является выделение отдельных компьютеров в качестве почтовых отделений. Они называются почтовыми серверами. При этом все компьютеры получателей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающему, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line.

     Почтовые  серверы реализуют  следующие функции: обеспечение быстрой и качественной доставки информации, управление сеансом связи, проверку достоверности информации и корректировку ошибок, хранение информации “до востребования” и извещение пользователя о поступившей в его адрес корреспонденции, регистрацию и учет корреспонденции, проверку паролей при запросах корреспонденции, поддержку справочников с адресами пользователей и многое другое.

     Пересылка сообщений пользователю может выполняться  в индивидуальном, групповом и общем режимах.

     При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя, и корреспонденция содержит его IP адрес почтового сервера и LOGIN.

     При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые серверы имеют средства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано: "Получить всем, интересующимся данной темой" или указан список рассылки.

     В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям - владельцам почтовых ящиков.

     Посредством двух последних режимов можно  организовать телеконференцию, электронные доски объявлений. Во избежание перегрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.

     Почтовая  служба основана на двух прикладных протоколах: SMTP и РОРЗ. По первому происходит отправка корреспонденции с компьютера на сервер, а по второму - прием поступивших сообщений. Существует большое разнообразие клиентских почтовых программ. К ним относится, например, программа Microsoft Outlook Express, входящая в состав операционной системы Windows как стандартная. Более мощная программа, интегрирующая в себе кроме поддержки электронной почты и другие средства делопроизводства, Microsoft Outlook, входит в состав известного пакета Microsoft Office. Из специализированных почтовых программ хорошую популярность имеют программы The Bat! и Eudora Pro.

     Списки  рассылки (Mail list). Обычная электронная почта предполагает наличие двух партнеров по переписке. Если же партнеров нет, то достаточно большой поток почтовой информации в свой адрес можно обеспечить, подписавшись на списки рассылки. Это специальные тематические серверы, собирающие информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде сообщений электронной почты.

Информация о работе Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности