Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:31, лекция

Краткое описание

Информационные технологии прошли короткий, но бурный эволюционный путь. Им предшествовал тысячелетний исторический опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы. К истокам информационных технологий можно отнести пещерную и наскальную живопись, счет, появление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

Оглавление

Эволюция ИТ.
Комплекс технических средств ИСУ.
Компьютерные информационные сети.
Критерии оценки информационных технологий.
Технологии и методы обработки экономической информации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция №2(ИТУ) РГТЭУ.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Информационные технологии управления»

(наименование  учебной дисциплины)

 

Тема  №2: «Средства информационных технологий обеспечения

управленческой деятельности»

 

Лекция  №2:« Средства информационных технологий обеспечения

управленческой деятельности»

(наименование темы лекции)

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь - 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Учебные вопросы:

 
  1. Эволюция  ИТ.
  2. Комплекс технических средств ИСУ.
  3. Компьютерные информационные сети.
  4. Критерии оценки информационных технологий.
  5. Технологии и методы обработки экономической информации.
Заключение
 

Литература:

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Проф. Г.А. Титоренко – М. ЮНИТИ, 2003. – 399 с.
  2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф.Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 439с.
  3. Информационные системы и технологии в экономике и  управлении: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Трофимова - М.: Высшее образование, 2006. – 480 с.
  4. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике и управлении / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 118 с.
  5. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1999. - 168 с.
  1. Информационные  технологии управления (Электронный учебник) http://miemp-mi-gor.narod.ru/index.htm
  1. Информационные  технологии управления. Под редакцией  Ю.М. Черкасова – М.: ИНФРА – М, 2001.
  2. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник – СПб. Из-во Михайлова В.А., 2000.
 
 

    Учебно-материальное обеспечение:

 
  1. Наглядные пособия:
 
 
  1. Технические средства обучения:
 
 
  1. Приложения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(при  необходимости)

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

Введение

 

Первый  учебный вопрос: «Эволюция ИТ»

 

     Информационные технологии прошли короткий, но бурный эволюционный путь. Им предшествовал тысячелетний исторический опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы. К истокам информационных технологий можно отнести пещерную и наскальную живопись, счет, появление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

     Первая  информационная технология заключалась  в передаче знаний устно по наследству. Появились хранители знаний - жрецы, духовенство. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс. Уровень технологии обработки данных был ручной, производство - ремесленным, уникальным, мелкосерийным. Темпы роста производства и номенклатуры изделий невелики.

     Появление первого печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произвело первую информационную революцию, которая длилась примерно 500 лет. Знания стали тиражироваться. Они уже могли влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио. Производство стало промышленным, средне и крупно серийным. Темпы роста производства и номенклатуры изделий выросли. Если до конца XIX в. примерно 95 % трудового населения работало в сфере материального производства и только 5 % - в сфере обработки информации, то к середине XX столетия примерно 30 % трудового населения развитых стран занималось обработкой информации.

     1946 г. - начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые в истории человечества был создан способ записи для долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Процесс записи ранее формализованных профессиональных знаний в готовой для непосредственного воздействия на машины и механизмы форме получил название программирования.

     С момента появления первой ЭВМ информационные технологии прошли ряд этапов.

     I этап продолжался до начала 60-х гг. Эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколений (ламповые и полупроводниковые). Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных адресах, разработка библиотек стандартных программ, автокодов, машиноориентированных языков и Ассемблера. В конце 50-х гг. А.А. Ляпуновым был разработан операторный метод. Он послужил основой для разработки алгоритмических языков (Алгол, Кобол, Фортран) и управляющих программ. Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов, и появление первых управляющих программ реального времени и пакетного режима.

     В 1960 году во Франции был введен термин информатика как гибрид слов информация и автоматизация. Он означал автоматизированный процесс получения, обработки, хранения и передачи информации с помощью ЭВМ и средств связи.

     В экономической сфере автоматизировалось решение отдельных задач, которые были формализованы к этому моменту. Они программировались на машинных языках, автокодах, алгоритмических языках.

     II этап длился до начала 80-х гг. Появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель - разработка инструментальных средств программистов. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Появились языки программирования высокого уровня (PL, Pascal и др.) и инструментальные средства. К последним относятся типовые пакеты прикладных программ (ППП) для автоматизации решения отдельных экономических задач и подсистем (в дальнейшем их стали называть предметными приложениями) и пакеты общего назначения.

     Из  пакетов общего назначения можно  выделить системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, текстовые и графические редакторы, гипертекст. Появились новые технологии программирования: структурное и модульное. Появились глобальные сети ЭВМ.

     Предметные  приложения разрабатывались для  автоматизации управления экономическими объектами в виде типовых проектных решений, фактографических информационных систем, автоматизированных систем управления (АСУ), автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП), автоматизированных систем обработки данных (АСОД) и других автоматизированных систем обработки экономической информации (СОЭИ).

     За  наукой, изучающей общие свойства информации, а также методы, процессы, технические и программные средства ее автоматизированной обработки, закрепился термин информатика.

     Появились наукоемкие изделия, в себестоимости которых научные исследования составляли от 3,5 до 5 %, а в производстве ЭВМ – 10-20 %. И хотя производство стало крупносерийным, изделия стандартизировались, темпы роста производства увеличивались, номенклатура выпускаемых изделий росла медленно.

     III этап продолжался до начала 90-х гг. В конце 70-х гг. был сконструирован персональный компьютер (ПК).

     Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно формализуемых процессов человеческой деятельности. Отсюда критерий – создание информационных технологий для формализации знаний, цель - проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.

     Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), табличные и графические процессоры, экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных. Если раньше для обработки каждого вида информации (текст, таблица, графика, база данных и т.д.) существовала отдельная технология, то сейчас они объединяются в интегрированные пакеты прикладных программ.

     Появление персонального компьютера произвело  вторую информационную революцию. Стали возможными персональные вычисления. Персональные вычисления - это режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте. На ЭВМ стал работать непрограммист.

     Информация  становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом.

     Появилась новая экономическая категория  - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации – 60-80 % трудового населения развитых стран. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент. Игровой компонент персонального компьютера – это стимулятор общества, педагогический прием, жанр искусства.

     Производство  вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий.

     В экономической сфере  разрабатываются  технологии автоматизированной обработки экономической информации (ТАОЭИ), типовые предметные приложения, продолжается разработка информационных систем, автоматизированных систем управления с использованием сетевых технологий, систем управления базами данных, распределенной обработки данных.

     IV этап – до 95 г. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель - информатизация общества.

     Появление гипертекстовой технологии качественно  изменило подходы к разработке существующих и новых программных средств. Она стала инструментом разработки технологии мультимедиа. Появились графические операционные системы Windows, OS-2, объектно-ориентированные визуальные технологии, CASE-технологии для проектирования.

     Продолжается  интеграция приложений. Сетевые, гипертекстовые и мультимедийные технологии включаются практически во все приложения как составной элемент обработки и передачи данных. Телекоммуникация становится средством общения между людьми. Появляется Всемирная Паутина – Интернет и локальная корпоративная сеть Интранет.

     Появляются  электронные офисы, информационные хранилища (склады данных), системы электронного документооборота, автоматизации деловых процессов, системы групповой работы, геоинформационные системы.

     В экономической сфере это приводит к появлению корпоративных и транснациональных информационных систем. Реализуются новые методы управления в среде информационных технологий: реинжениринг, интеллектуальные информационные технологии, анализ и поддержка принятия решений.

Информация о работе Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности