Создание базы данных: Библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Темой моего курсового проекта является создание базы данных библиотеки. Разработанная автоматизированная информационная система создана для более эффективного и быстрого обслуживания пользователей библиотеки.
Основное преимущество автоматизации для данной отрасли заключается в предоставлении читателю более полной и достоверной информации о состоянии библиотечного фонда, возможности быстрой и эффективной ориентации в довольно больших объемах информации. В настоящее время основным направлением развития автоматизации всех библиотек является разработка каталога библиографических описаний.

Оглавление

Глава 1.Базы данных (теоретическая часть)……………………...…4
1.1.База данных……………………………………………………......4
1.2.Классификация баз данных……………………………………….6
1.3.Структурные элементы базы данных…………………………….8
1.4.Виды моделей данных……………………………………………..8
Глава 2.Создание базы данных: Библиотеки (практическая часть)11
2.1.Разработка структуры базовой таблицы………………………...11
2.2.Создание запросов………………………………………………..16
2.3.Формы……………………………………………………………..20
2.4.Создание отчетов…………………………………………………21
2.5. Создание главной кнопочной формы..…………………………23
Глава 3. Оценка экономической эффективности…………………...25
3.1.Оценка эффективности и качества работы библиотеки………25
3.2.Основные показатели экономической эффективности……...…26
3.3.Измерение эффективности и качества работы библиотеки…..28
Заключение……………………………………………………………30
Список используемой литериатуры…………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовой проект..doc

— 481.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Глава 1.Базы данных (теоретическая часть)……………………...…4 

1.1.База данных……………………………………………………......4

1.2.Классификация баз данных……………………………………….6

1.3.Структурные элементы базы данных…………………………….8

1.4.Виды моделей данных……………………………………………..8 

Глава 2.Создание базы данных:  Библиотеки (практическая часть)11

2.1.Разработка  структуры базовой таблицы………………………...11

2.2.Создание  запросов………………………………………………..16

2.3.Формы……………………………………………………………..20

2.4.Создание  отчетов…………………………………………………21

2.5. Создание  главной кнопочной формы..…………………………23 

Глава 3. Оценка экономической эффективности…………………...25 

3.1.Оценка эффективности и качества работы  библиотеки………25

3.2.Основные  показатели экономической эффективности……...…26

3.3.Измерение эффективности  и качества работы библиотеки…..28 

Заключение……………………………………………………………30 

Список  используемой литериатуры…………………………………32 

Введение.

     Темой моего курсового проекта является создание базы данных библиотеки. Разработанная автоматизированная информационная система создана для более эффективного и быстрого обслуживания пользователей библиотеки.

     Основное  преимущество автоматизации для  данной отрасли заключается в  предоставлении читателю более полной и достоверной информации о состоянии  библиотечного фонда, возможности  быстрой и эффективной ориентации в довольно больших объемах информации. В настоящее время основным направлением развития автоматизации всех библиотек является разработка каталога библиографических описаний.

     Данная  информационная система предназначена  для двух типов пользователей, как обслуживающего персонала, так и для самих читателей. Разработанная система позволяет сократить время поиска и оформления выдачи необходимого издания читателю, а так же предоставляет автоматизированный поиск книги самому читателю.

     Эта система разработана в СУБД Microsoft Access 2000, т. к. Access является программным средством, предназначенным для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирование содержимого и отбора данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочения, оформления и последующей выдачи их на устройства вывода или передачи по каналам связи. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Базы данных, теоретическая  часть.

    1. База данных.

    «Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)» (Гражданский кодекс РФ, ст. 1260).

   Существует  множество других определений, отражающих скорее субъективное мнение тех или  иных авторов о том, что означает этот термин в их понимании, однако общепризнанная единая формулировка отсутствует. Наиболее часто используются следующие  отличительные признаки:

  1. База данных хранится и обрабатывается в вычислительной системе. Таким образом, любые внекомпьютерные хранилища информации (архивы, библиотеки, картотеки и т. п.) базами данных не являются.
  2. Данные в базе данных логически структурированы (систематизированы) с целью обеспечения возможности их эффективного поиска и обработки в вычислительной системе. Структурированность подразумевает явное выделение составных частей (элементов), связей между ними, а также типизацию элементов и связей, при которой с типом элемента (связи) соотносится определённая семантика и допустимые операции[6].
  3. База данных включает метаданные, описывающие логическую структуру БД в формальном виде (в соответствии с некоторой метамоделью). 
    В соответствии с ГОСТ Р ИСО МЭК ТО 10032-2007, «постоянные данные в среде базы данных включают в себя схему и базу данных. Схема включает в себя описания содержания, структуры и ограничений целостности, используемые для создания и поддержки базы данных. База данных включает в себя набор постоянных данных, определенных с помощью схемы. Система управления данными использует определения данных в схеме для обеспечения доступа и управления доступом к данным в базе данных».

   Из  перечисленных признаков только первый является строгим, а другие допускает  различные трактовки и различные  степени оценки. Можно лишь установить некоторую степень соответствия требованиям к базам данным (далее БД).

   В такой  ситуации не последнюю роль играет общепринятая практика. В соответствии с ней, например, не называют базами данных файловые архивы, Интернет - порталы или электронные таблицы, несмотря на то, что они в некоторой степени обладают признаками БД. Принято считать, что эта степень в большинстве случаев недостаточна (хотя могут быть исключения).

   Многие  специалисты указывают на распространённую ошибку, состоящую в некорректном использовании термина «база данных» вместо термина «система управления базами данных». Эти понятия, следовательно, необходимо различать.  Цель любой информационной системы — обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле слова база данных — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и, в конечном счете, автоматизации, например предприятие, вуз и т д.

   Создавая  базу данных, пользователь стремится  упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это возможно, только если данные структурированы.

   Структурирование  — это введение соглашений о способах представления данных.

   Неструктурированными  называют данные, записанные, например, в текстовом файле.

   Пользователями  базы данных могут быть различные  прикладные программы, программные комплексы, а также специалисты предметной области, выступающие в роли потребителей или источников данных, называемые конечными пользователями.

   В современной технологии баз данных предполагается, что создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария — системы управления базами данных.

   Система управления базами данных (СУБД) — это  комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

   Централизованный  характер управления данными в базе данных предполагает необходимость  существования некоторого лица (группы лиц), на которое возлагаются функции администрирования данными, хранимыми в базе.

     1.2. Классификация баз данных.

 

     По  технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и  распределенные.

     Централизованная  база данных хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительная система является компонентом сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. Такой способ использования баз данных часто применяют в локальных сетях ПК.

     Распределенная  база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).

     По  способу доступа к данным базы данных разделяются на базы данных с локальным доступом и базы данных с удаленным (сетевым) доступом.

     Системы централизованных баз данных с сетевым  доступом предполагают различные архитектуры  подобных систем:

     • файл-сервер;

     • клиент-сервер.

     Файл-сервер. Архитектура систем БД с сетевым доступом предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной (сервер, файлов). На такой машине хранится совместно используемая централизованная БД. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользовательской системы к централизованной базе данных. Файлы базы данных в соответствии с пользовательскими запросами передаются на рабочие станции, где в основном и производится обработка. При большой интенсивности доступа к одним и тем же данным производительность информационной системы падает. Пользователи могут создавать также на рабочих станциях локальные БД, которые используются ими монопольно.

     Клиент-сервер. В этой концепции подразумевается, что помимо хранения централизованной базы данных центральная машина (сервер базы данных) должна обеспечивать выполнение основного объема обработки данных. Запрос на данные, выдаваемый клиентом (рабочей станцией), порождает поиск и извлечение данных на сервере. Извлеченные данные (но не файлы) транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой архитектуры клиент-сервер является использование языка запросов SOL.

     1.3. Структурные элементы базы данных.

 

     Понятие базы данных тесно связано с такими понятиями структурных элементов, как поле, запись, файл (таблица).

     Поле  — элементарная единица логической организации данных, которая соответствует неделимой единице информации — реквизиту. Для описания поля используются следующие характеристики:

     имя, например. Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения;

     тип, например, символьный, числовой, календарный;

     длина, например, 15 байт, причем будет определяться максимально возможным количеством символов;

     точность  для числовых данных, например два  десятичных знака для отображения  дробной части числа.

     Запись  — совокупность логически связанных  полей. Экземпляр записи — отдельная  реализация записи, содержащая конкретные значения ее полей.

     Файл (таблица) — совокупность экземпляров  записей одной структуры.

     В структуре записи файла указываются  поля, значения которых являются ключами первичными (ПК), которые идентифицируют экземпляр записи, и вторичными (ВК), которые выполняют роль поисковых или группировочных признаков (по значению вторичного ключа можно найти несколько записей).

     1.4. Виды моделей данных.
 

     Ядром любой базы данных является модель данных. Модель данных представляет собой  множество структур данных, ограничений  целостности и операций манипулирования  данными. С помощью модели данных могут быть представлены объекты предметной области и взаимосвязи между ними.

     Модель  данных — совокупность структур данных и операций их обработки.

     СУБД  основывается на использовании иерархической, сетевой или реляционной модели, на комбинации этих моделей или на некотором их подмножестве.

     Рассмотрим  три основных типа моделей данных: иерархическую, сетевую и реляционную.

     Иерархическая модель данных

     Иерархическая структура представляет совокупность элементов, связанных между собой  по определенным правилам. Объекты, связанные  иерархическими отношениями, образуют ориентированный граф (перевернутое дерево).

Информация о работе Создание базы данных: Библиотеки