Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:53, дипломная работа
Цель работы: исследование возможностей метода проектов в обеспечении условий для эффективного творческого воспитания школьников на уроках информатики и в неурочной деятельности.
Объект исследования: процесс творческого воспитания школьников.
Предмет исследования: метод проектов, как средство эффективного творческого воспитания школьников.
Введение…………………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Метод проектов……………………………………………………….
1.1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
1.2.Анализ психолого-педагогической литературы по проектному методу обучения…………………………………………………………………………...
1.3.Теоретические основы проектного метода обучения…………………….
ГЛАВА 2. Структура и реализация проектного метода обучения в школьном курсе информатики и внеурочной деятельности.
2.1. Методика преподавания занятий с использованием проектного метода обучения в среде программирования ЛогоМиры
2.2. Планирования изучения раздела среды программирования ЛогоМиры с использованием метод проекта
2.3. Методика внеурочной проектной деятельности школьника с использованием среды программирования Scratch
2.4. Планирования кружковой работы среды программирования Scratch с использованием метод проекта
2.5 Опытно- экспериментальная апробация применения метода проектов
Заключение.
Список использованной литературы.
Основные понятия:
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед)
1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем;
2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;
3)
метод обучения, основанный на
постановке социально-значимой
В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект». Речь идет о проекте как некой акции, деле, предприятии, имеющем определенные цели, например, «Атомный проект», «Проект Курчатова» и др. Здесь проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности.
Проектирование – словари современного русского языка [15, c. 1078] толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего.
Таким образом, не смешивая и не путая два значения слова «проект»:
1)
проект – как результат
2) проект – как форма организации совместной деятельности людей, в дальнейшем будем опираться на оба эти значения.
Имеет смысл разобраться в понятии «проектирование», сопоставить его с другими важными понятиями.
Существенным признаком проектирования является то, что проектирование – работа с будущим. Проект, который надо создать в ходе проектировочной деятельности, это идеальная модель. Это означает, что проектированию свойственно все то, что присуще работе с будущим и прежде всего высокая степень неопределенности. В то же время проектирование – не единственный вариант работы с будущим, есть еще планирование, программирование, прогнозирование. Рассмотрим, как соотносится проектирование со всеми этими понятиями и видами деятельности.
Планирование можно рассматривать как этап проектировочной деятельности. Кроме того, планирование – деятельность в ситуациях знакомых и определенных, когда не требуется выполнения большого объема созидательной творческой работы.
Прогнозирование строит предположение о том, что может быть, исходя из имеющихся условий, проектирование призвано ответить на вопрос, что должно быть, какой должна быть система внешних и внутренних условий, чтобы получить нужные результаты.
Мы полагаем, что понятие «проектирование» в узком смысле, подразумевающем именно выработку идеальной модели, может рассматриваться как синоним моделирования [15, c. 830], но при рассмотрении «проектирования», как специально организованной человеческой деятельности, становится ясно, что моделирование является только частью проектирования.
Считают, что проектирование – создание нового объекта на бумаге, а конструирование – его создание в железе, бетоне, пластмассе [15, c. 629]. Результаты проектирования могут быть воплощены на практике с той или иной мерой успешности, точности. Есть смысл различать и сравнивать между собой результаты проектирования – проект, конструирования – реальный объект и воплощения – реальный объект в действии.
Если рассматривать проектирование как преимущественно мыслительную, интеллектуальную деятельность, главным в нем оказывается генерация, проработка, комбинирование проектных идей и решений [5, c. 52]. Результат проектирования – образ нового объекта – есть не что иное, как совокупность надлежащим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей. Именно вокруг этого стоит сосредоточить все организационные и управленческие усилия в рамках проекта. Вполне правомерно и разумно понимать проектирование как постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем.
В нашей работе мы будем говорить только об учебных или образовательных проектах, проектах, которые разрабатываются и реализуются школьниками. Применительно к школе образовательный проект рассматривается Е.Н. Ястребцевой как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности» [19, c. 18]. Более детальное выделение дидактических признаков учебного проекта мы находим в определении Н.Ю. Пахомовой «…учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей» [12, c. 16]. Подчеркивая, что учебный проект – дидактическое средство, Н.Ю. Пахомова раскрывает и другую его строну «…учебный проект, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» [12, c. 19].
В своем исследовании понятия учебного проекта И.П. Тарасова также приходит к подобной структуре: «Проект» – это пять «П»:
Шестое «П» - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.» [16, c. 26].
В
определении Н.Ю. Пахомовой: «Метод
учебного проекта – это одна из
личностно ориентированных
Как сделать так, чтобы работа учащихся была действительно проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Полная технология проектирования предполагает опору на принципы, нормы и правила проектирования, совокупность которых позволяет создать самоорганизующуюся систему школьной жизни, организовать деятельность школьников от идеи до ее практического воплощения.
Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании.
Принцип личностного развития – проекты должны предусматривать возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации. При этом важной частью проектирования становится преобразование самого субъекта проектирования.
Принцип управляемости – подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса проектирования, требует понимания структуры процесса проектирования, выделения его этапов, отслеживания переходов с этапа на этап. Этот принцип позволяет педагогу научиться отличать мифы от реальности, выделять сущностные, объективные стороны процесса проектирования.
Принцип целостности – установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы педагога и этапами проектирования. Учебная техника направляется не столько на обеспечение способов трансляции знаний, сколько на создание условий для самостоятельной работы субъекта проектирования. Гарантия реализации проекта – владение психолого-педагогическими знаниями о творческом характере человеческой индивидуальности, запрет на вмешательство в психику, непосредственное изменение ее природой заданных качеств. Жесткое управление здесь неуместно и малоэффективно. Гораздо важнее создать условия для проявления каждым познавательной и творческой активности на основе технически обеспеченных возможностей и саморегуляции деятельности, которые запускают механизмы самообразования и самовоспитания.
Принцип культуросообразности – проявляется через нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации.
Принцип
мультикультурности – проектирование
должно содержать возможности
Принцип сочетания исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности – подразумевает, что проектировочная и исследовательская деятельность едины по отношению к субъекту. Принцип основывается на концепции Ю.П. Дубенского [7] о единстве исследования, проектирования и организации педагогического процесса. Требуется согласование исследовательской и проектной деятельности по всем параметрам. Качество исследовательской деятельности по изучению объекта в значительной степени определяет качество проекта [14].
Принцип
продуктивности – подразумевает
полноценность участия
Принцип
завершенности – доведение
Принцип открытости – понимается как принципиальная незавершенность проекта, составляющая простор для «до» или «пере»-оформления проекта (предлагаемых объектов). Здесь проявляется феноменологическая сущность современной проектировочной процедуры, когда проект выступает как «текст, картина, требующая понимания, сопереживания Автора и его последователей»[19, c. 16].
Методика организации проектирования, предложенная С. Дворецким [5,c. 17] в соответствии с вышеизложенными принципами, базируется на учете психологических особенностей современной проектной деятельности. Она предусматривает:
1.
Разделение процесса
2.
Выявление психолого-
3. Определение комплекса учебно-методических и программно-технических средств для проектирования.
Как уже отмечалось выше, проектирование не только деятельность, но и процесс последовательной смены состояний, характеризующихся новыми задачами, видами деятельности, степенью упорядоченности информации и т. д.
Классическим
считается положение
Для
четкой организации проектной работы
школьников, с целью ее управляемости
и подконтрольности руководителем, опишем
организационно-методические условия
проектирования, разбив их в соответствии
со структурой процесса проектирования
[9, c. 42].
1. Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование учащихся на проектную деятельность.
2.
Стендовая информация о
3.
Выдача письменных
4. Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.
5.
Формирование проектных групп,
оформление заявок на
6.
Обсуждение идей будущих
7.
Утверждение тематики проектов
и индивидуальных планов
Результат:
Обоснование необходимости
Информация о работе Проектная деятельность на уроке информатики