Организация и использование информационных технологий в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» Тамбовского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачами настоящей курсовой работы являются:
- изучить современные информационные технологии и их виды;
- рассмотреть понятие, виды и роль информационных технологий в управлении;
- рассмотреть правовые основы внедрения информационных технологий

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Современные информационные технологии и их виды……………………....6
Понятие, виды и роль информационных технологий в управлении………...9
Правовые основы внедрения информационных технологий………………..22
Организация и использование информационных технологий в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» Тамбовского района…...25
Заключение………………………………………………………………...……35
Список литературы……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 72.17 Кб (Скачать)

Информационные технологии, применяемые в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»,  многочисленны и многообразны. Среди них: по обслуживаемым предметным областям (бухгалтерский учет, банковская, налоговая, страховая деятельность и др.), по степени охвата задач управления (экспертная поддержка, поддержка принятия решений, электронная обработка данных и др.), по ориентации на вид обрабатываемой информации (текстовая, графическая, мультимедийная и др.) и другие. Наиболее распространенной является типология информационных технологий в соответствии с различием информационных процессов.

 

При этом различают следующие типы технологий:

сбора информации;

передачи информации;

накопления информации;

обработки информации;

хранения информации;

представления информации;

использования информации.

Описание каждого типа информационной технологии базируется на более широкой и детальной системе анализа их характеристик.

Конкретная информационная технология для своей реализации предполагает наличие:

комплекса соответствующих технических средств, реализующих сам информационный процесс;

системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);

организационно-методического обеспечения, увязывающего реализацию всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.

Управленческая деятельность данного учреждения культуры основана на реализации всех перечисленных видов информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений. Поэтому современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов, на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.

Управление МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» основано на следующих процессах:

получение информации и ее обработка;

анализ, подготовка и принятие решений;

выполнение решений;

учет и контроль принятых решений.

Деятельность служб делопроизводства направлена на организационное и документационно-информационное обеспечение указанных процессов.

Делопроизводственные функции формализованы и закреплены соответствующими государственными и отраслевыми стандартами и нормативными документами, что создает основу их автоматизации с использованием информационных компьютерных технологий. Реализация этой задачи позволяет повысить эффективность делопроизводственной деятельности и, как следствие, управления учреждением.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления.

Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.  
Информационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.    
          Важно понимать, что понятие технологии информатизации культуры значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере культуры. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации данной сферы. 
 В основе средств информационных технологий, используемых в системе  управления Центра творчества, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств. 
Среди используемых программ учреждения широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. 
 С появлением компьютерных сетей работники Центра творчества приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов. 
 С помощью сетевых средств информационных технологий становится возможным широкий доступ к методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров,) в реальном режиме времени, организация различных конкурсов и фестивалей. Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем используемого материала, являются специальные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации: CD-ROM, DVD и т.д.

Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или ICQ общение между участниками информационного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, руководители и работники МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время.  
 С изобретением компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись, в том числе, и сферы культуры. В большинстве случаев процесс управления в современных культурных  центрах осуществляется с помощью компьютерных технологий. Необходимо отметить, что видов и, соответственно, методов использования информационных технологий много, и задача руководителя состоит в том, чтобы освоить их, то есть не ограничиваться применением мультимедиа, скажем, а реализовывать потенциал всех форм. 
 Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Учреждения культуры не должны отставать от требований времени, а значит, работники культуры  должны использовать компьютер в своей деятельности. Необходимо детальное рассмотрение используемых в системе управления технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения. Корректное определение средств информационных технологий и средств информатизации культуры представляет собой существенную проблему. На первый взгляд, логичнее было бы к средствам информатизации культуры отнести любые средства и инструменты, имеющие отношения к обработке и представлению информации, используемой в этой сфере. При таком подходе к средствам информатизации культуры помимо компьютеров и программного обеспечения будут относиться и обычная книга, и магнитофон, и диапроектор. Такое определение средств информатизации культуры   имеет     полное    право на существование. 
 Компьютеры и связанные с ними информационные и коммуникационные технологии являются основой информатизации сферы культуры. В современных условиях быстрого развития информационных технологий компьютер превращается во вполне доступный инструмент, который можно и нужно использовать в культурной  деятельности.

В настоящее время в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» можно встретить:

*средства для записи  и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),  
*системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),  
*системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, DVD-проигрыватели),  
*оптическая и проекционная кино и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы),  
*полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования),  
*компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),  
*телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации). 
 Технические средства, используемые в Центре творчества, можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования. 
 Технические средства позволяют привнести в систему управления учреждением возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Компьютер, проникнувший в сферу культуры, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа.  
 В настоящее время появилась довольно емкая технология, вмещающая в себя практически все разрозненные методы хранения и представления информации и получившая широкое распространение благодаря базированию на ней основных телекоммуникационных систем, таких как сеть Интернет. Речь идет о гипертекстовых технологиях, с которыми чаще всего приходится иметь дело работникам сферы культуры. Основная идея компьютеризации гипертекстовых систем заключается в автоматизации хранения гипертекстовых статей и обеспечения переходов между ними.  
 Главным качеством Интернет является наличие огромного количества информации на различных языках. Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска. Для обеспечения эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска информации.  
Разработаны, так называемые, поисковые системы, которые по нужному слову или сочетанию слов находят ссылки на те страницы в сети, в которых представлено это слово или сочетание. Вместе с тем, несмотря на наличие существующих поисковых систем, пользователю приходится тратить большое количество времени как на процесс поиска информации, так и на обработку   и систематизацию    полученных данных.        Во всемирной сети Интернет имеется официальный сайт МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», где содержится много интересной информации о данном учреждении. 
 Колоссальные объемы информации предоставляют некоторые средства информатизации, такие как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы. 
 Энциклопедия – веками отработанное средство информационной поддержки сферы культуры.  Современная электронная энциклопедия, помимо текстовой информации и фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеограммы. Модель энциклопедии включает в себя следующие  принципы: 
-свобода перемещения по тексту 
-сжатое(реферированное) изложение информации 
-необязательность сплошного  чтения текста 
-справочный характер информации 
-использование перекрёстных ссылок 
  Конечной целью информатизации сферы культуры является новая модель подготовки специалистов, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умении ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением.

В связи с информатизацией культуры в учреждениях культуры оборудуются специальные кабинеты (кабинеты компьютерных технологий, информационных технологий, компьютерные лаборатории, информационные центры и прочие) для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования.

  В таких кабинетах компьютеры, чаще всего, объединены локальной сетью и имеют выход в Интернет. Также в них имеется информационный фонд, состоящий из дисков с записанными на них лекциями, электронными учебниками, энциклопедиями, справочниками, обучающими программами, тестами и др.

Применение компьютера и информационных технологий в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» помогает решать такие проблемы как:

•  образовательную – изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в профессиональной деятельности;

•  педагогическую – быстро и качественно овладеть изучаемым материалом; визуализировать его;

•  организационную – проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

  Для активизации мотивации к изучению информационных технологий, формирования информационной культуры в Центре творчества проводятся недели или месячники информатики. В рамках таких мероприятий организуются олимпиады, викторины, КВНы, деловые игры, выставки научно-технического творчества, конкурсы написания различных программ.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе теоретического анализа информационных технологий управленческой деятельности в учреждениях культуры и искусства можно сделать следующие выводы: учреждение культуры, а именно МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» – это сложная динамическая социальная система, поэтому управление образовательным учреждением имеет свои специфические особенности, «Центр», как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенной социальной среде. Необходимо учитывать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.

Управление образовательным учреждением основывается на принципах: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами, системности и целостности в управлении; рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами.

Исследование показало: на современном этапе, информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и в образовательном учреждении. Информатизация управления учреждением связана с принятием более обоснованных управленческих решений на основе автоматизированной информационной технологии.

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека. Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро. С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития. Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет. Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

 

Список литературы

 

1. Информатика. Учебник, под ред. Макаровой Н.В. М.: Финансы статистика, 2003, 768 с, ил.

2. Научные основы организации управления  и построения АСУ / Под ред. В.Л. Бройдо, В.С. Крылова. - М.: Высшая школа, 2001

3. Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ - М.: Высшая школа, 2002

4. Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1999.

7. "Компьютерная газета" статья Сергея и Марины Бондаренко, http://www.3domen.com

8. Леонтьев В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 928.: ил.

9. Автоматизированные информационные  технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко - М.: ЮНИТИ, 2000. - 400с.

 

 

 


Информация о работе Организация и использование информационных технологий в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» Тамбовского района