Принцип
моделирования реализуется при
использовании графических и
вычислительных возможностей компьютеров
в построении самых различных
моделей. Моделирование дидактических
понятий позволяет значительно повысить
наглядность обучения, связать их с конкретными
образами, а также проводить их экспериментальное
исследование.
В
качестве общепринятых принципов, используемых
в педагогике и реализуемых при
применении практикума, выделены следующие
принципы: наглядности, связи теории с
практикой, прочности, мотивации, проблемности,
универсальности, доступности.
Специфические
и общепринятые принципы выступают
в органическом единстве, обеспечивая
реализацию целей практикума как
технологии проблемно-развивающего обучения.
Экспериментальная
проверка практикума состояла из нескольких
этапов. На первом этапе проверялось
соответствие практикума психофизическому
развитию детей, на втором - выявлялись
методы его использования и влияние
в проведении учебного процесса в школе,
на третьем - исследовались эффективность
использования практикума при изучении
математики, русского языка и обучения
грамоте, а также его влияние на
В
заключение работы подводятся основные
выводы проведенного исследования:
1.
Анализ накопленного опыта по
применению компьютерных технологий
в образовании в нашей стране
и за рубежом свидетельствует
о том, что в ведущих индустриально
развитых зарубежных странах
использованию компьютерных технологий
в проведении учебного процесса
в школе уделяется особое внимание. В настоящее
время наблюдается тенденция постепенного
смещения начала периода использования
компьютеров в учебном процессе в более
младшие классы. Этот процесс позволяет
эффективно влиять не только на формирование
учебной деятельности учащихся, но и на
их сензитивное развитие индивидуальных
качеств. Воспитание информационной культуры
с раннего возраста становится социальным
заказом современного общества.
2.
Наиболее привлекательным методом
применения компьютерных технологий
в учебном процессе начальной школы является
метод использования дидактических компьютерных
игр. Как известно, игровая деятельность
является ведущей в жизни младших школьников,
поэтому использование их игровых и познавательных
мотивов в организации учебного процесса
с использованием компьютерных игр способствует
усвоению предметных понятий и умений,
а также оказывает влияние на развитие
их качеств индивидуальности.
3.
Одним из эффективных способов
организации использования дидактических
компьютерных игр в учебном процессе
является компьютерный практикум, предусматривающий
проведение занятий по типу выполнения
лабораторных работ в старших классах:
- класс разбивается на группы, по 1-2 учащемуся
на каждый компьютер; занятия в компьютерном
классе проводит классный руководитель,
учитель информатики или другой специалист,
знакомый с основами использования компьютера
(лаборант компьютерного класса, методист,
психолог). Разработанные рекомендации
по его применению, а также учебно-методические
пособия по основным предметам начальной
школы: русскому языку и обучению грамоте
и математике позволяют внести минимальные
изменения в организацию учебного процесса
с учетом особенностей сложившейся обстановки
в отечественной школе (слабой материальной
базы, наличия устаревшей техники, низкого
уровня подготовки учителей в использовании
компьютеров).
4.
Экспериментальная проверка применимости
практикума для обучения и
развития младших школьников
в период 1993-1997 гг. показала его
соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям младших школьников, выявила
способы использования дидактических
компьютерных игр в проведении учебного
процесса, доказала их эффективность при
изучении учебных предметов, а также влияние
на психофизическое развитие учащихся.
Результаты экспериментов показали, что
применение разработанных средств действительно
способствует как формированию учебной
деятельности, так и развитию индивидуальных
качеств учащихся. Исследования охватывают
конкретный круг проблем и имеют перспективы
для дальнейшей экспериментальной деятельности.
Они позволяет убедиться в актуальности
проведенной работы и действенности предложенной
реализации.
Литература:
Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные
технологии в образовании. — М.: Изд-во
МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
Башмаков
А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных
учебников и обучающих систем.
Захарова
И.Г. Информационные технологии в образовании.