Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:32, контрольная работа
Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания.
-
компьютерные технологии
-
наиболее эффективной формой
использования компьютерных
-
средством реализации
-
принципы обучения, реализуемые
при использовании практикума, позволяют
учитывать возрастные и
"Компьютерные
технологии как объект
Являясь
вершиной интеллектуальных достижений
цивилизации, созданный усилиями нескольких
поколений ученых и инженеров
самых различных
Основное назначение компьютера - переработка информации в соответствии с заданной программой. Такая переработка позволяет эффективно представлять информацию в удобном для человека виде - в виде графиков, таблиц, гистограмм, экранных картинок, звуков, цветов и т.д. Богатые цветовые, графические и звуковые характеристики, возможность создавать на экране различные модели и ситуации, используя при этом элементы мультипликации, и, что самое главное, способность реагировать на действия пользователя в соответствии с заложенной в компьютер программой делают его очень перспективным техническим устройством для применения в образовании.
Разработка компьютерных обучающих программ начала осуществляться по мере эволюции технических средств во многих технологически развитых странах мира. Так, еще с 1968 г. сотрудниками Массачусетского технологического института (США) под руководством С. Пейперта проводились исследования по созданию развивающих компьютерных сред для развития интеллектуальной сферы детей.
Знание компьютерной техники постепенно становится четвертым из основных навыков, который так же необходим грамотному человеку, как и умение читать, писать и считать. Аналитический обзор развития компьютеризации в развитых зарубежных странах (США, Японии, Великобритании, Франции, Швеции и других) показывает, что в здесь развернулась определенная перестройка системы образования, связанная с новыми требованиями по обучению и воспитанию подрастающего поколения соответственно достижениям научно-технического прогресса. Используя свое благоприятное экономическое положение, эти страны провели значительную работу по внедрению новых технологий в образование и заложили фундамент для дальнейшего его соответствия потребностям грядущего информационного общества.
Обладая значительно меньшими экономическими возможностями, образовательная система России тоже проводит свою реорганизацию согласно требованиям времени. Сегодня информатизация образования в России является одним из важнейших механизмов, затрагивающим все основные направления реформирования ее системы. Введение пропедевтического этапа изучения информатики для 1-6 классов требует создания новых педагогических компьютерных технологий, соответствующих способностям и развитию учащихся. Для их создания необходимо учесть уже имеющийся опыт.
Как показывает практика, использование компьютеров в игровой развивающей деятельности детей возможно уже начиная с 3-4-х летнего возраста, после полноценного формирования у них способов действия с реальными предметами на уровне наглядно-практического действия. При этом компьютер существенно расширяет вариативность методов преобразования игровых элементов, способов их включения в игру. Существенные изменения, отражающие закономерности овладения новым средством деятельности, происходят прежде всего в познавательной сфере ребенка. Компьютер позволяет "уравновесить" неравномерность динамики развития психических процессов (восприятия, образного, вербального, логического мышления) (И. Белавина). С одной стороны, компьютер является для ребенка сложным объектом познания, овладевание которым предъявляет более высокие требования к организации деятельности и ее структурированности, то есть определенной зрелости интеллектуальных структур (цель - средство - результат). С другой стороны, становясь средством, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образа или стереотипа его реализации.
Массовое
использование компьютеров в
учебной и развивающей
Игровая деятельность является ведущей в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Феномен игры изучался философами, социологами, психологами, педагогами (Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин). Ее эффективность как дидактического средства привела к использованию игр в процессе обучения детей и взрослых. Игры, используемые в учебном процессе для достижения дидактических целей, получили название дидактических.
В
исследованиях отечественных
Дидактическая компьютерная игра - это такой вид игровой деятельности, ограниченный правилами и направленный на достижение учебной цели, который характеризуется взаимодействием игрока и компьютера. Основное отличие такой игры от традиционной заключается в наличии еще одного ее участника - компьютера, выполняющего роль организатора игры (создание игровой ситуации и контроль за ходом ее выполнения). Таким образом, в компьютерной игре компьютер может выполнять сразу несколько функции: функцию взрослого, ведущего игру, функцию игрока-партнера, участвующего в игре, функцию набора предметов и дидактических материалов для проведения игры. Такая универсальность компьютера и одновременно ограниченные его возможности по исполнению этих функций делают компьютерную игру специфичной, имеющей свои преимущества и недостатки по сравнению с традиционной.
Основу компьютерной игры составляет логическая структура, в которой выделяются три уровня - оперативный, тактический и стратегический. Анализ показывает, что главное различие между традиционными и компьютерными играми заключается в специфике оперативного уровня последних. Все действия игрока заключаются в передвижении манипулятора "Мышь" и нажатии на ее клавиши или клавиатуру. Сам игрок более закрепощен и обязан очень строго соблюдать правила и условия игры. Однако эти ограничения создают ему условия для более глубокой концентрации на игровом материале, развития внимания, аккуратности и точности, рационального мышления. Кроме того, графические и звуковые возможности компьютера предоставляют в распоряжение играющего самый богатый игровой материал и позволяют моделировать многие из известных игр и создавать принципиально новые. Это обстоятельство, а также индивидуальный режим владения игрой, является очень привлекательным не только для детей, но и для взрослых.
В дидактических играх выделяются компоненты: обучающий и игровой. В конкретной игре один из этих компонентов обычно является преобладающим. Если преобладает обучающий компонент, то игра предоставляет широкие возможности, связанные с воспроизведением знаний, умений и навыков, их применением и отработкой. В случае преобладания игрового компонента игра может использоваться в качестве средства для наглядности и повышения мотивации к учению. Таким образом, оптимальное соотношение этих компонентов имеет решающее значение для эффективности воздействия игры на обучаемого и зависит от содержания этой игры.
По степени воздействия на учащегося дидактические компьютерные игры можно разделить на следующие виды:
- обучающие игры, формирующие новые знания и способы действий по учебным предметам;
- закрепляющие игры, способствующие в основном развитию умений и отработке имеющихся навыков по учебным предметам;
- контролирующие игры, предназначенные в основном для дальнейшей отработки навыков по учебным предметам;
-
развивающие игры, предназначенные
для развития разнообразных
Приведенная классификация позволяет определить место конкретной игры на уроке.
В
дидактической структуре
- актуализация опорных знаний и способов действий;
- формирование новых понятий и способов действий;
- применение знаний, формирование умений.
В зависимости от того, к какому виду относится игра, можно определить, на каком из этапов урока ее эффективнее применять.
На
этапе актуализации опорных знаний
и способов действий стремление к
решению игровых задач в
При этом очень важно отметить, что процесс использования компьютерных игр на всех этапах урока имеет полифункциональный характер: во время решения игровой учебной проблемы формируются не только знания, но и развиваются разнообразные интеллектуальные качества, мотивация и воля, наблюдаются эмоциональные переживания, т.е. происходит развитие индивидуальной сферы учащихся. Это обстоятельство позволяет отнести метод использования дидактических компьютерных игр к методам проблемно-развивающего обучения.
Таким образом, анализ проблемы и предмета исследования позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин