Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания.

Файлы: 1 файл

контрольная по инф.тех. в образовании3.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность «Педагогическое образование» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: Информационные технологии в образовании

На  тему №7. Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин. 
 
 

Выполнил:

Студент 1 курса

1 Семестр

Смоля Анна Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2012год

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

      Актуальность  исследования. Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания. Технологическая и последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на развитие различных стран и распределение их влияний в деятельности мирового сообщества. Происходит и переориентация жизненных целей отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем десять лет назад. Современный специалист должен обладать не только навыками использования современных технических средств в быту и производстве, но и уметь планировать свою деятельность в соответствии со все возрастающими информационными потоками, оперативно реагировать и принимать решения в сложной информационной среде, иметь развитое теоретическое мышление.

      Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная система  образования, то переход к информационному  обществу должен сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и  в содержании образования, и в формах, методах и средствах обучения. Ключевым положением новой философии образования становится его гуманизация , предполагающая поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, вопросов и интересов, начиная с самого раннего возраста. Гуманизация образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их ориентации на человека, поэтому основной задачей общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, выработки научного мировоззрения, освоения учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и его труде и приемов самостоятельной деятельности, позволяющих им самоопределиться и самореализоваться в социально-экономических формах в сфере, отличающейся высокой степенью неопределенности, сложности и динамики.

      Применяемая в школах классическая классно-урочная  система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Н.В. Репкина, Д.Б. Эльконин) были разработаны различные методы и формы обучения, позволяющие более детально подойти к проблемам формирования учебной деятельности, воспитания личности и развития индивидуальности ребенка в современных условиях. Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации отечественного образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введений инноваций во все сферы ее деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование персональных компьютеров.

      Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер, вместе с тем, является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого так ему порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и персонажей, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности детей и формировании их личностных и индивидуальных качеств. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности отвечает запросам ребенка и является одним из эффективных способов повышения его мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона. Применение новых технических средств в образовании соответствует требованиям современного общества; об этом свидетельствует и тот факт, что введение в учебный план средней школы в середине 80-х годов нового предмета "Основы информатики и вычислительной техники" совпало по времени с началом изменения всего политического, социального и экономического уклада в нашей стране.

      Согласно  современной концепции информатизации отечественной школы, изложенной в "Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика", для развития мышления и формирования научного мировоззрения учащихся начало базового этапа изучения информатики в школе перенесено из десятого класса в седьмой. Для изучения информационных технологий в более раннем возрасте рекомендуется пропедевтический этап (1-6 классы). Его основными задачами являются первоначальное знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров. Решение этих задач, по замыслам авторов проекта, позволяет создавать необходимые предпосылки для последующего достижения глубокого уровня использования компьютеров учащимися старших классов и подготавливает их к жизни в новом информационном обществе.

      Таким образом, факт переноса начала базового этапа изучения информатики в  школе из десятого класса в седьмой  и введения пропедевтического этапа  в учебный процесс начальной  школы является признанием необходимости  дополнения существующей системы образования, ее адаптации в соответствии с требованием времени. Непрерывное совершенствование средств обработки информации и изменение условий интеллектуальной деятельности людей придают особую актуальность проблемам применения имеющихся компьютерных технологий обучения и выдвигают задачи по созданию новых, соответствующих сложившимся условиям и возможностям отечественных школ.

      Формирование  современного подхода к пониманию  целей обучения информатике в  школе связано с разделением  основных общеобразовательных функций курса на теоретический и практический компоненты, а также выделением его потенциальных возможностей в решении задач обучения, воспитания и развития.

      Теоретический компонент обучения информатике  заключается в изучении информатики  как науки об информационных процессах в природе, технике и обществе. Его основная задача - развитие мировоззрения учащихся, связанного с усвоением знаний о роли информационных процессов в обществе и природе.

      Практический  компонент имеет две составляющие: профессиональную и прикладную. Профессиональная функция связана с решением задач подготовки учащихся к предстоящей деятельности в новом информационном обществе, освоением компьютерной грамотности, формированием профессиональной ориентации. Прикладная функция направлена на использование компьютерных технологий в изучении школьных предметов, а также воспитании личностных и развитии индивидуальных качеств учащихся.

      Необходимо  отметить, что по мере развития общества, с постепенным повышением приоритета практических знаний над теоретическими в отечественном образовании наблюдается усиление роли практического компонента курса информатики, базирующегося на активных межпредметных связях информатики с другими предметами. "В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем школьным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие "компьютерную грамотность" школьников, приобретают характер общенаучных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики" (Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика". //Информатика и образование, 1997, №1, с. 4.). Таким образом, актуальной задачей применения компьютерных технологий в школе становится их использование в изучении школьных дисциплин.

      Используемые  в настоящее время популярные компьютерные технологии для начальной школы, такие, как «Информационная культура», «Информатика в играх и задачах», «Основы информатики и вычислительной техники» и другие, уделяют основное внимание изучению теоретического компонента курса информатики и освоению практической функции, связанной с профессиональной деятельностью. Прикладная функция, направленная на формирование учебной деятельности по другим школьным предметам, развитие индивидуальных качеств, выражена, на наш взгляд, недостаточно. Такой подход к изучению информатики больше соответствует возрастным особенностям развития учащихся старшего или, в крайнем случае, среднего школьного возраста. При изучения информатики для младших школьников гораздо целесообразнее, на наш взгляд, учитывать особенности их психофизического развития, заключающиеся в формировании учебной деятельности в этом возрасте и существовании оптимальных сроков становления и развития отдельных видов психической деятельности, получивших название сензитивных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Кроме того, изучение теоретических основ информатики требует наличие учителя, обладающего не только компьютерной грамотностью и знанием этого предмета, но и подготовленного для работы с младшими школьниками, что в нынешних условиях является пока еще редкостью. Таким образом, основное внимание при изучении информатики в начальной школе должно быть уделено, по нашему мнению, использованию технических возможностей компьютерных технологий для формирования учебной деятельности и развития индивидуальных качеств учащихся.

      Обобщая сказанное, отметим, что процесс  совершенствования образования, связанный с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс начальной школы, испытывает серьезные трудности, связанные не только с известными финансовыми проблемами, слабой материальной базой школ, нехваткой квалифицированных кадров, но и с проблемами недостаточного количества педагогических компьютерных технологий, позволяющих эффективно влиять на обучение, формирование личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях. Основное противоречие заключается в том, что современные дети проявляют большой интерес к компьютерным технологиям, позволяющим реализовывать их познавательные и игровые потребности, и многие из них уже освоили некоторые из них (игровые приставки типа "Денди", домашние компьютеры, карманные электронные игровые автоматы), в то время как школа пока не готова удовлетворять их запросы и потребности в этой сфере, даже в том случае, когда она имеет компьютерный класс. В связи с этим требует решения ряд вопросов: Каковы цели применения компьютеров в начальной школе? При каких условиях здесь возможно использовать компьютерные технологии? Каковы особенности применения компьютеров в учебном процессе? Выявление дидактических условий использования компьютерных технологий в начальной школе.

      Цель  исследования - решить данную проблему: теоретически и практически обосновать возможности использования компьютеров в формировании учебной деятельности младшего школьника и развитии его индивидуальности.

      Объект  исследования - процесс обучения в начальной школе с использованием персональных компьютеров.

      Предмет исследования - педагогические компьютерные технологии как средство формирования учебной деятельности и развития индивидуальных способностей учащихся начальной школы.

      В основу исследования была положена гипотеза: если использовать компьютерные технологии в учебной и игровой деятельности младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся, так как применение педагогических компьютерных технологий способствует: 1) формированию учебной деятельности учащихся; 2) созданию условий для сензитивных периодов их развития.

      В соответствии с выдвинутой целью  и гипотезой определены основные задачи исследования:

      1. Обобщить опыт по применению  компьютерных технологий в образовании в нашей стране и за рубежом.

      2. Разработать и обосновать дидактические  компьютерные программы для технической  поддержки процесса обучения  в начальной школе в форме  компьютерного практикума.

      3. Разработать методические рекомендации  по проведению практикума для специалистов начальной школы.

      4. Провести экспериментальные работы  по использованию практикума  в учебном процессе начальной  школы.

      Методологической  основой исследования являются теория познания, философские, психологические, педагогические положения о закономерностях развития индивидуальных способностей в обучении; системный, деятельностный и личностный подходы, способствующие решению проблемы исследования.

      Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы теоретического анализа проблемы и предмета исследования, моделирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертные оценки, систематическое отслеживание экспериментального процесса в течение пяти лет, опрос учащихся, родителей, учителей и представителей администрации школ, а также обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта. 

Информация о работе Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин