Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:25, реферат
Динамические структуры данных – это структуры данных, память под которые выделяется и освобождается по мере необходимости.
Динамические структуры данных в процессе существования в памяти могут изменять не только число составляющих их элементов, но и характер связей между элементами. При этом не учитывается изменение содержимого самих элементов данных. Такая особенность динамических структур, как непостоянство их ра
Тип STRING, представляющий конечную последовательность символов, на данном этапе рассматривается как базовый. Далее будет показано, что в действительности он относится к другой категории Для каждого базового типа необходимо определить правила записи их значений в исходных текстах. Соглашения просты:
Простое представление книги - класс BOOK
Рассмотрим класс с атрибутами базовых типов:
class BOOK1 feature
title: STRING
date, page_count: INTEGER
end
Типичный экземпляр класса выглядит так:
Рис. 8.2. Объект, представляющий книгу
Поскольку в настоящий момент нас в первую очередь интересует структура объектов, то в последующих примерах все компоненты классов будут атрибутами, а подпрограммы отсутствуют.
Это означает, что
на данном этапе обсуждения объекты
подобны записям или структурам
в языках Pascal и C. Принципиальное отличие
от этих языков выражается в том, что,
благодаря наличию механизмов скрытия
информации, клиенты классов не могут
непосредственно присваивать
b1: BOOK1
...
b1.page_count := 355
Здесь во время выполнения полю page_count объекта, присоединенного к b1, присваивается значение 355. Для классов такая возможность не допускается. Предоставлять клиентам классов разрешение менять поля объектов было бы насмешкой над правилом скрытия информации. В этом случае терял бы смысл выборочный экспорт, управляемый автором класса. В ОО-подходе модификация значений полей допустима только с помощью процедур класса, добавляемых в том случае, если автор класса решит предоставить такую возможность своим клиентам. Далее такая процедура будет добавлена в класс BOOK1.
Разрешение
присваиваний вида b1.page_count
:= 355 в C++ и Java отражает
ограничения, возникающие при попытках
внедрения объектной технологии в контекст
языка C.
Сами разработчики
Java отмечают, что программист может
испортить объект при наличии
общедоступного поля, так как значение
такого поля можно изменить путем
непосредственного |
В ОО-ПО классы без
подпрограмм редко имеют
Писатели
Используя указанные выше типы, определим класс WRITER для описания автора книги:
class WRITER feature
name, real_name: STRING
birth_year, death_year: INTEGER
end
Рис. 8.3. Объект "писатель"
Ссылки
Чаще всего нам
необходимы объекты с полями, представляющими
другие объекты. Например, книга имеет
автора, который представлен
Можно ввести понятие подобъекта. В новой версии класса BOOK2 его экземпляры содержат поле, являющееся объектом - экземпляром класса WRITER.
Рис. 8.4. Два объекта "книга" с
подобъектами "писатель"
Такое понятие подобъекта,
несомненно, полезно, и далее в
этой лекции будет показано, как
создавать соответствующие
Но это не совсем то, что необходимо. В каждом экземпляре BOOK2 приходится дублировать информацию об одном и том же авторе в виде подобъекта. Причины неприемлемости такого решения:
Лучшим является решение, представленное на рис.8.5 . Оно основано на новой версии класса, BOOK3.
Каждый экземпляр BOOK3 в
поле author содержит ссылку (
Определение: ссылка
Ссылка это значение времени выполнения. Она может быть пустой (void) или присоединенной (attached).
Присоединенная ссылка однозначно идентифицирует объект (присоединена к конкретному объекту).
Рис. 8.5. Два объекта "книга" со
ссылками на один и тот же объект "писатель"
На рис.8.5 оба поля author экземпляров BOOK3
Рис. 8.6. Объект, содержащий пустую
ссылку (Роман "Кандид" (Candide) опубликован
анонимно)
Определение ссылки не подразумевает конкретной аппаратно-программной реализации. Если ссылка не пуста, то она идентифицирует объект и может рассматриваться как абстрактное имя объекта.
Концепция ссылки должна, безусловно, иметь аналог при реализации. Программирование на уровне машинного кода использует адресацию, многие языки программирования содержат понятие указателя. Понятие ссылки является более абстрактным. Хотя ссылка, в конечном итоге, может быть представлена адресом, не следует из этого исходить. Ссылка может содержать адрес наряду с другой информацией.
Отличие ссылок от указателей выражается в том, что они типизированы. Они напоминают типизированные указатели в Pascal и Ada (но не в C). Это означает, что данная ссылка может быть связана только с объектами определенных типов. По аналогии с обычной жизнью - код города имеет смысл только при наборе телефонных номеров. Он может выглядеть как обычное целое, но никому не придет в голову суммировать коды.
Идентичность объектов
Понятие ссылки приводит к концепции идентичности объектов. Каждый объект, созданный в процессе выполнения ОО-системы, уникален и идентифицируется независимо от значений его полей. Возможны две ситуации:
Эти наблюдения свидетельствуют о неоднозначности высказывания " a обозначает тот же объект, что и b ". Можно подразумевать различные объекты с одинаковыми данными (I1) или состояния одного и того же объекта до и после изменения значений полей (I2). Мы будем использовать второе толкование и считать, что значения полей заданного объекта могут изменяться в процессе выполнения, а он остается "тем же самым объектом". В случае (I1) будем говорить о равных (но различных) объектах, точное определение понятия равенства будет дано позже.
В
соответствии с определением I2 можно
сказать, что поля объекта могут
изменяться и это не будет ошибкой.
Термин "поле" обозначает одно из
значений, составляющих объект, а не
соответствующий идентификатор
поля - имя одного из атрибутов порождающего
класса.
Каждому атрибуту класса
соответствует поле объекта (1832 для
атрибута date класса BOOK3 на |
Изучение того, как
сделать объекты сохранямыми (persistent),
заставит нас продолжить изучение свойств
идентичности объектов. (См. "Идентичность
объектов", лекция
13 курса "Основы
объектно-ориентированного проектирования")
Объявление ссылок
Класс BOOK1 содержал атрибуты только базовых типов, его вариант BOOK3, содержит атрибут, представляющий ссылку на автора.
class BOOK3 feature
title: STRING
date, page_count: INTEGER
author: WRITER -- Новый атрибут.
end
Объявленный тип
дополнительного атрибута autho
class C feature ... end
то объявление некоторой сущности типа C
x: C
обозначает значения, являющиеся ссылками на потенциальные объекты типа C. Такое соглашение, использующее ссылки, обеспечивает большую гибкость и приемлемо в большинстве случаев. Подробное обсуждение этого правила и других возможных решений содержится в последнем разделе данной лекции.
Ссылка на себя
Ничто не препятствует объекту O1 в определенный момент выполнения системы содержать ссылку, присоединенную к самому O1. Такая ссылка на себя может быть косвенной. В ситуации на рис.8.7 объект, имеющий значением поля name: "Almaviva", сам является своим лендлордом (прямая циклическая ссылка). Фигаро любит Сюзанну, которая любит Фигаро (косвенная циклическая ссылка).
Рис. 8.7. Прямые и косвенные ссылки
на себя
Такие циклы в динамических структурах возможны, только если клиентские отношения между соответствующими классами также содержат прямые или косвенные циклы. Объявление класса
class PERSON1 feature
name: STRING
loved_one, landlord: PERSON1