Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 11:46, реферат
Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проникновение их во все сферы деятельности человека, становится сегодня одним из факторов, существенно влияющих на происходящие в обществе процессы. Устойчивое развитие общества в новых условиях требует перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий.
1. Введение
2. Понятие дидактических свойств и функций
3. Основные дидактические свойства и функции сети Интернет как самой глобальной информационной и коммуникационной технологии
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1. Введение
2. Понятие
дидактических свойств и
3. Основные
дидактические свойства и
4. Заключение
5. Список
использованной литературы
Введение
Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проникновение их во все сферы деятельности человека, становится сегодня одним из факторов, существенно влияющих на происходящие в обществе процессы. Устойчивое развитие общества в новых условиях требует перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий.
Информационные
и коммуникационные технологии открывают
реальные перспективы для
Реальными
шагами в решении этих проблем
являются: развитие системы телекоммуникаций
в системе образования; широкое
внедрение ИТ в учебный процесс; использование
возможностей глобальной сети Интернет;
создание информационных образовательных
ресурсов и формирование единой образовательной
информационной среды; использование
открытых форм обучения и т.д.
1. Понятие
дидактических свойств и
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются его основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики. Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими
Под
дидактическими функциями средств
обучения понимаются их назначение, роль
и место в учебно-
В связи с возникновением глобальной сети Интернет появились новые информационные технологии, связанные с компьютерными коммуникациями и реализацией функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, выполняемых через методы информационных технологий в процессе общения на расстоянии.
Это привело к появлению и новых дидактических возможностей информационных технологий, возникающих в результате взаимодействия на расстоянии, проявление которых можно классифицировать через
- форму
информационного
- время
информационного
При
этом под дидактическими возможностями
информационных технологий в процессе
сетевого обучения будем понимать проявление
дидактических свойств
- электронной
учебной информации при
- организации
информационного
Дидактические
возможности информационных технологий
позволяют в процессе образовательной
деятельности реализовать следующие
формы информационного
- взаимодействие
удаленных участников процесса
обучения между собой:
- взаимодействие
участников процесса обучения (преподавателя,
обучающихся студентов) с
При этом по времени информационного взаимодействия возможны два варианта:
- все
участники процесса обучения
одновременно находятся в
- участники
обучения знакомится с
2. Основные
дидактические свойства и
Базовыми дидактическими свойствами Интернет являются:
· высокая скорость передачи информации;
· двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;
· возможность работы с гипертекстом и мультимедиа;
· обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информаций.
Реализация этих свойств возможна при функционировании определённых услуг и сервисов сети.
Электронная почта. Электронная почта (ЭП, E-mail) относится к средствам дистанционного доступа. Это один из режимов (услуг), предоставляемых компьютерными сетями. ЭП позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Для реализации режима ЭП рабочее место пользователей должно быть оснащено аппаратно-программными средствами: компьютером, принтером, модемом, монитором, клавиатурой, манипулятором мышь и соответствующим программным обеспечением. Следует обратить внимание на то, что время доставки сообщения состоит из времени, которое требуется для пересылки сообщения с компьютера отправителя на компьютер получателя, и времени, через которое получатель обратится при необходимости, к своему "почтовому ящику" и прочтет или распечатает пришедшее сообщение. Это позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в «нереальном» (продолженном, off-line) масштабе времени. Расстояние между пользователями не играет роли и может колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных, радиорелейных и т.д. Более тщательный анализ позволяет обратить внимание на тот факт, что компьютерные сети включают в себя дидактические свойства, присущие собственно компьютеру и плюс те, что добавляют к ним собственно телекоммуникации. В обобщенной форме их можно отразить в следующих возможностях ЭП:
· передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее хранящейся в памяти в виде файлов или компьютерных программ;
· хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере;
· демонстрация текстов и графики на экране дисплея;
· подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;
· использование и пересылка компьютерных обучающих программ.
С
дидактической точки зрения, с
помощью электронной почты
Таким образом, ЭП может быть использована для невербального общения участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.
Преподавателем
электронная почта может
Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.
Целесообразно также использование ЭП для проведения электронной лекции, когда обучающимся с помощью электронной почты пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.
Таким
образом, ЭП может найти широкое
распространение в
Электронные конференции. Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерными конференциями, позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками "конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга. Аппаратное оснащение рабочих мест такое же, как в режиме ЭП. Программное обеспечение зависит от режима использования ЭК.
Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение режима при организации учебных занятий требует модерирования преподавателем конференции. Работа возможна в режиме реального времени, например, при использование системы IRC (Internet Relay Chat) и произвольного во времени доступа (по необходимости и возможности).
Сеть
предоставляет все эти