Автоматизированоое рабочее место регистратора поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом предпроектного исследования является диагностическая поликлиника Читинской государственной медицинской академии, а предметом автоматизации – деятельность регистратора поликлиники.
Данная курсовая работа написана на основе изучения работы поликлиники ЧГМА.
Целью работы является создание программного продукта, позволяющего автоматизировать работу поликлиники. Подобные разработки существуют.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………5
Технико – экономическая характеристика предметной области …...5
Общие сведения об организации……………………………5
Содержание и организация планово – экономической работы……..8
Общие сведения о задачах…………………………………...8
ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ……………………………………..15
2.1. Организационно экономическая сущность задачи……………...…15
2.2. Описание входной информации……………………………………..16
2.3. Описание выходной информации………………………………...…16
ГЛАВА 3. ВЫБОР КОНФИГУРАЦИИ ПК ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АРМ.17
ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АРМ…………………………………………………………………………………18
4.1. Информационное обеспечение комплекса задач…………………..18
4.2. Предметная область………………………………………………….19
4.3. Концептуальная модель……………………………………………...19
4.4. Описание работы программы………………………………………..22
4.5. Модель физической организации данных………………………….23
4.6. Реализация баз данных MS Access………………………………….27
4.6.1. Создание таблиц………………………………………...….27
4.6.2. Создание запросов………………………………………….28
4.6.3. Создание форм……………………………………………..30
4.6.4. Создание отчетов…………………………………………...32
4.6.5. Создание главной кнопочной формы……………………..33
4.7. Талон на прием к врачу………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Файлы: 1 файл

z дораб.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

    Требования  к программным и техническим  средствам:

  •   операционная система WINDOWS 2000/XP/VISTA;
  •   система «MS Access».

    Для работы данной автоматизированной системы, разработанной при помощи системы  «MS Access» необходимы следующие требования к конфигурации компьютера:

    1. Системный блок:

       1.1. материнская плата ASUS P7V;

       1.2. процессор Intel(R) Core (TM) Duo CPU E8400 3.00 GHz;

       1.3. RAM PC 133 DIMM 128Mb;

       1.4. HDD 60 Gb WD;

       1.5. FDD;

          1.6. видеокарта NVIDIA GeForce GTS 250;

          1.7 CD-ROM LG 52х.

  1. монитор 15’’ LG;
  2. клавиатура USB;
  3. мышь USB;
  4. принтер Samsung Laser.
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ И  ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АРМ 

    4.1. Информационное обеспечение комплекса задач 

    Функционирование  системы управления предприятием  опирается  на информацию. Организация  информационного обеспечения  в  любой  системе  управления основывается  на  понятии  информационной  базы,  под  которой понимается  совокупность  упорядоченной  информации,   используемой   при функционировании информационной системы, а  также  взаимосвязь  различных  составляющих  этой  информации.  При  этом   совокупность   упорядоченной информации должна соответствовать по составу и содержанию требованиям тех задач, которые решаются на  ее  основе.  Информационная  база  влияет  на эффективность всей системы, возможность решения  функциональных  задач  и т.д.

    В состав информационной базы входят:

  • массивы постоянной нормативно-справочной информации;
  • массивы, содержащие текущие данные о состоянии управляемого объекта;
  • массивы, содержащие данные, поступающие из внешней среды;
  • массивы, содержащие накапливаемые данные  за  определенный  промежуток времени.

    В данной курсовой работе предметной областью является работа диагностической поликлиники Читинской государственной медицинской академии, которая занимается диагностикой и приёмом пациентов.

    Организационная структура поликлиники состоит  из двух отделов: регистратуры и специалистов. В регистратуре проводятся записи на приём и выдаются направления.

База  данных предназначена для хранения данных о пациентов, их анализах и  о лечащих врачах. 

      4.2. Предметная область 

    Предметной  областью называется часть реальной системы, представляющая интерес для данного исследования. При проектировании автоматизированных информационных систем предметная область отображается моделями данных нескольких уровней. Число уровней зависти от сложности решаемых задач, но в любом случае включает концептуальный и логический уровни.

    В данной курсовой работе предметной областью является работа диагностической поликлиники Читинской государственной медицинской академии, которая занимается диагностикой и приёмом пациентов.

    Организационная структура поликлиники состоит из двух отделов: регистратуры и специалистов. В регистратуре проводятся записи на приём и выдаются направления.

    База  данных предназначена для хранения данных о пациентов, их анализах и о лечащих врачах. 
 

    4.3. Концептуальная модель 

    Первая фаза процесса проектирования базы данных заключается в создании для анализируемой части предприятия концептуальной модели данных.

    Концептуальная  модель - это модель предметной области. Компонентами модели являются объекты  и взаимосвязи. Концептуальная модель служит, средством общения между различными пользователями и поэтому разрабатывается без учета особенностей физического представления данных. При проектировании концептуальной модели все усилия разработчика должны быть направлены в основном на структуризацию данных и выявление взаимосвязей между ними без рассмотрения особенностей реализации и вопросов эффективности обработки. Проектирование концептуальной модели основано на основе анализа решаемых на этом предприятии задач по обработке данных. Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей,    представляющих    интерес    в    рассматриваемой    предметной области.  Взаимосвязи  между  объектами  являются  частью  концептуальной модели и должны отображаться в базе данных. Взаимосвязь может охватывать любое число объектов. С другой стороны, каждый объект может участвовать в любом   числе   связей.  Наряду   с   этим   существуют   взаимосвязи   между атрибутами объекта. Различают взаимосвязи типа: "один к одному", "один ко многим", "многие ко многим".

    Самой популярной моделью концептуального  проектирования является модель «сущность-связь» (ER-модель), она относится к семантическим моделям.

    Основными элементами модели являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).

    Сущность – это класс однотипных объектов, информация о которых должна быть учтена в модели.

    Каждая  сущность должна иметь наименование, выраженное существительным в единственном числе. Каждая сущность в модели изображается в виде прямоугольника с наименованием.

    Атрибут – характеристика (параметр) некоторой сущности.

    Домен – множество значений (область  определения атрибутов).

    У сущностей выделяются ключевые атрибуты – ключ сущности – это один или  более атрибутов, уникально определяющих данную сущность.

    Набор сущностей для поликлиники (в скобках указаны атрибуты сущностей, подчёркнуты ключевые атрибуты):

    ПАЦИЕНТЫ (Код пациента, фамилия, имя, отчество, адрес, место работы);

    СОТРУДНИКИ (Код сотрудника, ф., и., о., адрес, телефон, код должности, код отделения);

    ДОЛЖНОСТИ  (Код должности, должность);

    ЛЕЧЕНИЕ (Код пациента, диагноз, сроки лечения, дата выписки, код врача);

    ПАЦИЕНТЫ (Код пациента, ф., и., о., дата рождения, адрес, телефон, место работы, код отделения);

    ОТДЕЛЕНИЯ (Код отделения, отделение, штатный состав, кол-во палат)

    ПОСТУПЛЕНИЯ (Код пациента, дата поступления, код палаты);

    КАБИНЕТ (Код кабинета, номер кабинета, наименование)

    АНАЛИЗЫ (Код пациента, анализ)

    ТАЛОНЫ (Код талона, время, кабинет, код сотрудника,)

    Между сущностями могут быть уставлены  связи – бинарные ассоциации, показывающие, каким образом сущности относятся или взаимодействуют между собой.

    Различают следующие виды связей:

    1. Взаимосвязь «один к одному» означает, что каждой записи в одном объекте может соответствовать только одна запись в другом объекте и обозначается одинарными стрелками между объектами.

    2. Взаимосвязь «один ко многим» свидетельствует о том, что одной записи в одном объекте может соответствовать несколько записей в другом объекте и обозначается с помощью одинарной стрелки в одном направлении и двойной стрелки в другом направлении.

    3. Взаимосвязь «многие ко многим» свидетельствует о том, что одной записи в одном объекте может соответствовать несколько записей в другом объекте и наоборот, обозначается такая связь с помощью двойной стрелки в одном направлении и двойной стрелки в другом направлении.

    Графически  ER-модель изображается в виде диаграммы «сущность-связь». 

    4.4. Описание работы  программы 

    Версия  концептуальной модели, которая может  быть обеспечена конкретной СУБД, называется логической моделью. Процесс построения логической модели базы данных должен опираться на определённую модель данных (реляционная, сетевая, иерархическая), которая определяется типом предполагаемой для реализации информационной системы СУБД. В нашем случае база данных создается создаётся в среде Microsoft Access и будет представлять собой реляционную базу данных.

    Реляционная модель характеризуется своей простотой  структуры данных, удобным для  пользователя табличным представлением и возможностью использования формального аппарата алгебры отношений и реляционного исчисления для манипулирования данными..

    В реляционных моделях данных объекты  и взаимосвязи между ними представляются с помощью таблиц. Каждая таблица  представляет один объект и состоит  из строк и столбцов. Таблица в реляционной модели называется отношением.

    Атрибут (поле) – любой столбец в таблице.

    Домен – множество значений, которые  может принимать атрибут.

    Кортежи (записи) – строки таблицы.

    Таблицы связаны между собой при помощи ключевых полей.

    Ключ – это поле, позволяющее однозначно идентифицировать запись в таблице. Ключ может быть простым (состоит из одного поля) или составным (из нескольких полей).

        В реляционных базах данных логическое проектирование приводит к разработке схемы данных, которая представлена на рисунке 1.4. 

        Рис. 1.4. Схема данных

    Схема содержит как структурную, так и  семантическую информацию. Структурная  информация связана с объявлением  отношений. Семантическая информация выражается множеством известных функциональных зависимостей между атрибутами отношений, объявленными в схеме. В связи с этим возникает вопрос о корректности представленной схемы. Корректной считается схема, в которой отсутствуют нежелательные функциональные зависимости между атрибутами.

    Для приведения реляционной базы данных к корректному состоянию используется процесс нормализации отношений, который состоит в группировке элементов данных в ряде отношений.

            4.5. Модель физической организации данных 

    Физическая  модель данных описывает то, как  данные хранятся в компьютере, представляя информацию о структуре записей, их упорядоченности и существующих путях доступа.

    В физической модели описываются типы, идентификаторы и разрядность полей. Физическая модель данных отражает физическое размещение данных на машинных носителях, то есть какой файл, какие объекты, с какими атрибутами содержит и каковы типы этих атрибутов

    Файлом  базы данных в теории баз данных называется таблица реляционной  модели.

    Физические модели для базы данных поликлиники показаны на рисунках 4.1. – 4.8.     

    

    Рис. 4.1. Физическая модель-анализы. 
 
 

                

Рис. 4.2. Физическая модель-кабинет        Рис. 4.3. Физическая модель-карточка

                 

Рис. 4.4. Физическая модель-пациент Рис. 4.5. Физическая модель-расценки 

   

Рис. 4.6. Физическая модель-рецепт        Рис. 4.7. Физическая модель-сотрудник

                  

                               Рис. 4.8. Физическая модель-талон 

4.6. Реализация баз данных MS Access 

    Система управления базой данных (СУБД) –  важнейший компонент информационной системы. СУБД предоставляет возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД так же существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объёмов хранящейся в многочисленных таблицах информации. Основные функции СУБД:

Информация о работе Автоматизированоое рабочее место регистратора поликлиники