Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Хозяйственное право".
24. Закон О кооперации в СССР.
В мае 1988
г. был создан Закон СССР «О кооперации»,
который при всех его недостатках все
же дал правовую основу развития кооперативного
движения. Во-первых, закон исходит из
объективной неизбежности господства
в нашем обществе внешнеэкономических
отношений, принимая их как нечто неизменное.
Кооперативы как хозяйственные организации,
производящие товары и услуги, могут нормально
функционировать только в условиях рыночных
отношений, в принципе исключающих централизованное
распределение ресурсов. Во-вторых, содержание
отдельных статей закона, свидетельствует
о том, что государство отказывает кооперативам
в признании их самостоятельными субъектами
производственных отношений. В-третьих,
кооперация разделяется на различные
виды в зависимости от сферы деятельности.
Нарушив целостность концепции, закон
ставит в неравное положение членов различных
кооперативов по отношению к объектам
их собственности. Первым и основным экономическим
принципом возникновения кооператива
как хозяйственной организации является
непосредственное материальное участие
его членов в образовании объектов собственности
в виде паевых и членских взносов. Закон
же не предусматривает обязательность
паевого взноса для вступления в кооператив:
статья 22 («Финансы кооператива»). В законе
слабо был проработан вопрос о собственности
кооператива и его членов, о материальной
ответственности членов по долгам кооператива.
Совершенно упущены были проблемы, возникающие
при ликвидации кооперативов, не был предусмотрен
механизм разрешения споров между кооперативом
и государственными органами. Закон не
перечислял запрещенных кооперативам
видов деятельности, предоставив право
запрещать правительству. На волю аппарата
были оставлены также и все вопросы налогообложения.
Не был предусмотрен порядок изменения
и толкования самого закона, что дало право
любому ведомству кроить его по своему
усмотрению. Кооперативам было дано право
устанавливать цены на свою продукцию
по собственному усмотрению. Закон о кооперации
при всех его недостатках дал многое. Он
открыл дорогу мелкому бизнесу, узаконил
право людей на объединения для совместного
хозяйствования.
25. ПК в 1991 – 1994.
В первые годы реформ (1991— 1994 гг.) потребительская кооперация не имела необходимых юридических, социально-экономических и идеологических предпосылок для своего развития.
Социально-экономические условия развития потребительской кооперации были неблагоприятными. Общее кризисное состояние экономики, и прежде всего ее агропромышленного комплекса, отразилось на хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Инфляция, безработица снизили и без того низкие доходы населения, особенно сельского. Спрос на товары сократился. Резко снизились объемы деятельности потребительской кооперации. Для уплаты долгов коммерческим банкам и налогов были проданы многие предприятиям
Спад объемов деятельности создал значительные проблемы по удовлетворению материальных и социальных потребностей населения.
Идеологические
предпосылки развития потребительской
кооперации значительно ослабли. Многие
руководители кооперативных организаций
стали больше внимания уделять хозяйственной
деятельности в ущерб социальной
направленности и интересам пайщиков.
Пайщики выходили из потребительских
обществ. Это подрывало социальные основы
потребительской кооперации.
26. Закон 1992 г.
В 1992 г.,
в разгар шоковой терапии, к ликвидации
кооперативных союзов призывали
отдельные представители
По объему
закон небольшой - 4 главы, 9 статей. Однако,
некоторые его нормы оказали
большое влияние на развитие организационной
структуры потребительской
Центральным звеном организационного построения признана потребительское общество как добровольное объединение пайщиков, закреплено право на создание союзов. Закон защитил исторически сложившуюся структуру организационного построения потребительской кооперации. Изменились функции центральных органов потребительской кооперации. На Центросоюз РФ была возложена защита интересов системы в законодательных и исполнительных органах Российской Федерации, участие в разработке новых законов, постановлений правительства, других нормативных документов.
Закон
РФ «О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в Российской
Федерации» от 11 июля 1997 г. сыграл выдающуюся
роль в сохранении системы потребительской
кооперации в стране, признал организационную
структуру потребительских
27. Гражданский кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ признает лишь производственные и потребительские кооперативы. ГК РФ предоставляет налоговые и иные льготы потреб кооперативам.
Организациям потребительской кооперации системы Центросоюза РФ предоставляются налоговые и другие льготы.
Гражданский
кодекс определил направления
реформирования потребительской кооперации,
расширили правовое поле системы, создали
объективные предпосылки ее развития.
Потребовался новый механизм реализации
на практике тех возможностей, которые
открываются для стабилизации и последующего
развития потребительской кооперации.
28. Примерные уставы ПО.
Примерные уставы различаются: для потребительских обществ с кооперативными участками и для потребительских обществ без кооперативных участков.
В соответствии с примерными уставами разрабатываются конкретные уставы каждого потребительского общества.
В потребительской кооперации в настоящее время насчитывается около 3 тыс. потребительских обществ, каждое из которых осуществляет деятельность на основе своего конкретного устава.
На основе
конкретного устава каждое потребительское
общество регистрируется органами государственной
власти и приобретает статус юридического
лица. Устав — это признак
В содержание устава потребительского общества должны включаться следующие положения: наименование потребительского общества; место его нахождения; цели, задачи и принципы деятельности общества; порядок вступления пайщиков в потребительское обще-ство и выхода из него; права и обязанности пайщиков; положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые отношения; другие необходимые положения.
Каждое потребительское общество с учетом конкретных условий, в которых оно осуществляет свою деятельность, разрабатывает свой устав.
В уставе потребительского общества более детально, по сравнению с законом, определены права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля, порядок распределения доходов и другие отношения.
Каждый союз потребительских обществ как юридическое лицо имеет свой конкретный устав.
Кооперативные
уставы обеспечивают потребительским
обществам и их союзам, а значит,
и всей системе потребительской
кооперации, более широкое правовое
поле.
29. Система ПО в современной России.
Потребительская
кооперация — система потребительских
обществ и их союзов разных уровней,
созданных в целях
Таким
образом, законом установлено, что
система потребительской
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.
В основу
организационного построения системы
потребительской кооперации положен принцип
административно-
1. потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
2. районные (окружные) союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (национальных округов).
3. составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
4. Центросоюзом РФ.
Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.
Таким
образом, потребительские общества
и потребительские союзы
30. Виды ПО.
Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на:
1. Перерабатывающие: потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).
2. Сбытовые (торговые): осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.
3. Обслуживающие: осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и эколого-восстановительные работы, телефонизацию и электрификацию в сельской местности, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внесению удобрений и ядохимикатов, осуществляют ревизионную деятельность, оказывают научно-консультационные, информационные, медицинские, санаторно-курортные услуги и другие.
4. Снабженческие: образуются в целях закупки и продажи продукции.
5. Садоводческие, огороднические и животноводческие: образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.
6. Кредитные: кредитования и сбережения денежных средств членов данного кооператива.
7. Страховые:
для оказания различного рода услуг по
личному и медицинскому страхованию, страхованию
имущества, земли, посевов.
31. Союзы ПО.
Потребительские
общества -- первичные основные организации
системы потребительской
Союз
потребительских обществ -- это добровольное
объединение потребительских
Объединение
потребительских обществ в