Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Хозяйственное право".

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

В 1897 г. правительство утвердило Нормальный (типовой) устав потребительского общества.

В 1898 г. был организован МСПО. 

16. ПК с 1905 по 1917.

С 1905 г. капиталистические отношения в  России усилились. Коммерческие предприятия  стали укрупняться.

Чтобы быть конкурировать с коммерческими предприятиями, ПО стали укрупняться.

Вновь образуемые потребительские общества представляли собой крупные предприятия.

Рост  численности бедного населения, искавшего защиту от эксплуатации в  сфере торговли, способствовал увеличению потребительских обществ.

Уже 23 500 потребительских обществ, пайщиков - 6 млн 800 тыс. чел.

В условиях возрастающей конкуренции потребительские общества укрупнялись и объединялись в потребительские союзы.

Важное  значение для развития кооперативов имело создание в 1912 г. кооперативного Московского банка (МКБ), который  осуществлял кредитование кооперативов на выгодных условиях.

ПК развивала розничную торговлю и другие отрасли, создавая многоотраслевое хозяйство.

Развитие  потребительской кооперации с февраля  по октябрь 1917 г. происходило в обстановке продовольственного кризиса и расстройства хоз. жизни страны из-за полит. нестабильности и антинародной политики правительства. Приток пайщиков в ПК увеличился.

ПК в дореволюционной России выполняла социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей своих пайщиков и обслуживаемого населения. 

17. Декреты о ПК.

«Проект  декрета  о  потребительских  коммунах» (декабрь 1917  г.):существующие потребительные общества национализируются, обязуясь включить в свой состав все население  данной местности  поголовно».

Декрет  СНК РСФСР от 10 апреля  1918 г. «О потребительских  кооперативных  организациях»: кооперация сохраняла добровольность членства,  вступительные  и  паевые  взносы,  выплату  дивиденда. Допускалось создание в каждой местности двух потребительских  обществ:  общегражданского  и  рабочего.

Декрет  СНК «О потребительских коммунах» от 20 марта 1919 г.: ликвидировались вступительные  паи,  взносы.  В определенной местности разрешалась деятельность только одного единого рабоче-крестьянского потребительского  общества.

Декрет  СНК  РСФСР «Об объединении  всех видов кооперативных организаций», 27 января 1920 г.: все виды  кооперации  были  включены  в  систему  Центросоюза,  произошло  включение  в  руководящие  органы  коммунистов  вместо  опытных  кооператоров.

Декрет СНК в декабре 1920 г. «О финансировании кооперации»: организационные расходы государством,  а хозяйственные – теми  ведомствами, задания которых они выполняли.

Декрет  ВЦИК  от 24 июня 1920 г. «Об  организации  Контрольных  советов  и  Комиссий  при  потребительских обществах»: концепция «единого всенародного кооператива».  

СНК РСФСР  издал декрет от 7 апреля 1921  г. «О потребительской кооперации»: она  освобождалась  от  подчинения  Наркомпрода, ей было предоставлено право выхода на свободный  рынок.

Декрет 30 мая 1921  г. был образован Центральный  рабочий  кооперативный  комитет в  Москве.

Декрет  СНК  от 8 ноября 1921 г.  постановил  ввести  представителей  губрабкоопов в  состав  губернских комиссий по  снабжению рабочих  с  правом  решающего  голоса.

Декрет  СНК от 26 июля 1921 г. «О средствах кооперации»: отменялось ее сметное финансирование.

Декрет  СНК  от 24  января 1922  г., разрешившего  учреждение  кооперативных  кредитных  и  ссудосберегательных  товариществ  и  их  союзов  и предоставившего  последним право наряду с кредитными вести также и посреднические операции.

Декрет  СНК  от 26  октября 1921  г.  кооперации  возвращались  национализированные  предприятия и промыслы. 

18. ПК в 1917- 1920.

Важными элементами этого периода были: национализация земли и промышленности, продовольственная разверстка, всеобщая трудовая повинность, запрет частной торговли. 
Кооперация огосударствлялась.

Во всех городах и селах потребительские  кооперативы были объединены в единые потребительские общества. Вступительные и паевые взносы отменялись, все население обязательно приписывалось к кооперативу. Потребительская кооперация формально оставалась общественной организацией, но в своей деятельности она подчинялась Наркомпроду, была переведена на государственное финансирование. На единые потребительские общества возлагалась задача распределения товаров по нормам Наркомпрода. 
Большевики сразу же после захвата политической власти намеревались перейти к коммунистическим отношениям, пока не вспыхнули крестьянские восстания.

У большевиков  была цель – ликвидация товарного производства в деревне, чтобы крестьянство трудилось на общей земле. Кулакам запрещалось торговать.

Политика  «военного коммунизма» привела  к бешеному сопротивлению крестьян. Ситуация сложившаяся в стране по окончании гражданской войны  диктовала необходимость выработки других методов решения хозяйственных вопросов. 

19. НЭП 1921-1925.

С переходом  к НЭП стали широко применяться  экономические рычаги. Развивались  торговля, финансы, кредит, хозрасчет, прибыль, материальная заинтересованность. 
Изменилось и отношение к кооперации, происходит расширение ее свободы и прав. 
Потребительская кооперация выдвигалась в качестве главного посредника между промышленностью и крестьянством.

Сфера хозяйственной деятельности кооперации расширялась за счет заготовок продуктов питания для населения и сырья для промышленности, организации товарооборота между городом и деревней, непосредственной торговой связи между мелким товаропроизводителем и государственной промышленностью.

Стимулами кооперирования на протяжении 20-х годов  оставались материальная заинтересованность, преимущественные права пайщиков, эффективная хозяйственная деятельность ПК.

Через потребительскую кооперацию шла реализация до 50-70% основных потребительских товаров производимых государственной промышленностью. Торговля велась ими не только на селе, но и в городе.

Промышленная  деятельность потребительской кооперации бала разнообразна: мукомольная, маслобойная  промышленность, общественное питание, хлебозаводы, пекарни, колбасные цехи и предприятия, чайно-кофе-цикорная промышленность, в которой потребительская кооперация была монополистом, рыбная, консервная, мыловаренная, полиграфическая, кожевенно-обувная, керамическая, деревообрабатывающая, химическая, металлообрабатывающая и другие отрасли промышленности. 
Собственные средства потребительской кооперации складывались в том числе и из паевых средств, устанавливались нормы последовательного внесения пая внутри системы. Действовал также и определенный порядок распределения прибыли, в том числе и по паям.

К особенностям деятельности потребительской кооперации в 20-е годы следует отнести ее общественно-массовую работу, заключающуюся в вовлечении пайщиков в кооперативную систему, в привлечении к управлению и ревизионной работе активных членов, в проведении культурно-просветительских мероприятий.

Однако  появляется привлекательная модель социализма, заменяющая НЭП политикой жесткой централизации хозяйственного руководства во всех сферах. 

20. ПК в 30е годы.

В этого  период развития потребительской кооперации можно охарактеризовать как этап ее огосударствления, свертывания кооперативных основ ее деятельности с ликвидацией городской потребительской кооперации.

Решениями принятыми сверху у потребительской  кооперации стала изыматься собственность, искусственно сужаться сфера ее деятельности. 
Огосударствление потребкооперации имело долгосрочные негативные последствия.  
Командный стиль превратился в гос управленческие органы. Были подорваны основы кооперативного самоуправления, во главе союзов стали появляться «назначенцы.  
Была сведена на нет роль общего собрания членов-пайщиков. Это право присвоили областные, республиканские и Центросоюз. Они навязывали все плановые показатели. 
Большой ущерб развитию потребительской кооперации нанесло административное укрупнение первичных кооперативов. Огромное число потребительских обществ перестало существовать.

ПО лишилось пайщиков, а наемные работники  были мало заинтересованы в повышении качества и культуры обслуживания в торговле, общепита и других видах деятельности потребительской кооперации. Кооперированное население перестало быть собственником кооперативных средств. Кооперация утратила социальные функции по улучшению условий жизни населения т.е. перестало выполнять свои важнейшие социальные задачи. 

21. ПК в ВОВ.

Во-первых, надо было снабжать огромную  армию  и семьи военнослужащих. Во-вторых, рабочих  оборонной  промышленности,  других предприятий, совхозов,  сельскую  интеллигенцию,  школы,  больницы,  детские сады и т.д. Сюда еще добавлялось большая масса эвакуированных. Одновременно потребительской кооперации  поручалось  проводить  встречную продажу колхозам промышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты.  Наряду с продажей товаров через свои  магазины,  потребительская  кооперация  стала широко практиковать развозную  торговлю,  открывала  небольшие  магазины  на полевых станах, в бригадах, особенно в Сибири, где посевная площадь  в  годы войны увеличилась на миллионы гектаров. Кооператоры  помогали  организовать  питание  рабочих  и  служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий,  раненых,  больных, школьников, детей. Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Люди отдавали деньги,  драгоценности  теплые  вещи. Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный  урон народному хозяйству, в том числе и потребительской кооперации.  На  временно оккупированной   территории   находилось    более    половины    предприятий потребительской кооперации. Кооператоры  приступили   к   восстановлению   разрушенного   сразу   после освобождения Кроеной  Армией  оккупированнных   районов.  Первым  делом  они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие  трудности возникали  из-за  острой  нехватки  складского   хозяйства   и   транспорта. Восстановление частично разрушенных и строительство новых  магазинов  шло медленно.  Не  хватало  денежных  средств,  стройматериалов,  рабочих   рук. Поэтому  к  1  июня  1945  г.  торговая  сеть   потребительской   кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоенного уровня. 

22. ПК в 1946 – 1960.

Кооператоры приступили к восстановлению разрушенных  оккупированных районов.  Первым  делом  они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие  трудности возникали  из-за  острой  нехватки  складского   хозяйства   и   транспорта.

Уцелевших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали  из  специальных  фондов  Центросоюза.

Восстановление  разрушенных и строительство новых магазинов шло медленно. Не  хватало  денежных  средств,  стройматериалов,  рабочих   рук.

Хотя  позади уже был день Победы, о  хорошей жизни приходилось лишь мечтать. Осенью 1946 г. положение с продовольствием из-за засухи в Поволжье ухудшилось.

Центросоюз, республиканские, областные  и  районные  потребсоюзы  оперативно развернули в городах сети своих  магазинов,  столовых,  ресторанов,  которые  скоро стали весьма популярными  у горожан.

Только  через 2 года и  8  месяцев  после  окончания  войны, когда почти полностью  была  восстановлена  промышленность.

Вместе со всем народным хозяйством деятельность потребительски снова пошла на   подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть.

Источниками роста  розничного  товарооборота  потребительской  кооперации служили,  во-первых,  растущее  поступление  товаров  из   централизованного фонда, во-вторых, развертывание заготовительной деятельности и,  в  третьих, расширение производства товаров на собственных предприятиях. 

23. ПК в 1961 – 1990.

В советский  период потребительская кооперация участвовала во многих социально-экономических  программах страны: продовольственной, жилищной, по возрождению российской деревни и других.

Следует отметить, что весь советский период потребительская кооперация подвергалась огосударствлению: государственные органы устанавливали организациям потребительской кооперации объемные показатели хозяйственной деятельности, цены на товары, в централизованном порядке распределялись товарные и финансовые ресурсы. Демократические принципы кооперации постоянно нарушались: партийными органами назначались руководители кооперативных организаций и предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"