Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:18, курсовая работа
Целью написания настоящей работы является исследование правового положения обществ с ограниченной ответственностью в Республике Беларусь. В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие обществ с ограниченной ответственностью и его правовое положение в Республике Беларусь;
- изучить правовое положение обществ с ограниченной ответственностью в странах с рыночной экономикой;
Введение…………………………………………………………………….3
1 Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью …..4
1.1 Понятие и признаки обществ с ограниченной ответственностью…4
1.2 Уставный фонд обществ с ограниченной ответственностью
1.3 Управление обществом с ограниченной ответственностью……....18
2 Регистрация обществ с ограниченной ответственностью………….28
3 Реорганизация и ликвидация обществ с ограниченной ответственностью
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………..……44
В случае если не происходит выплаты этих денежных средств участникам, а они направляются во вклады (взносы) в уставный фонд, с точки зрения права данное отношение можно трактовать как зачет денежных требований между участниками и обществом, что в отношении общества запрещено.
Однако возможна и иная трактовка указанных отношений — без использования института зачета, так как законодательство не только Республики Беларусь, но и ряда иных государств мира поощряет направление прибыли во вклады в уставный фонд, а фактически в экономику.
Законодательство Республики Беларусь допускает распределение денежных средств фонда переоценок во вклады и внесение их в уставный фонд, причем без налогообложения этих средств при их переходе от общества к его участникам и дальнейшем переходе от участников обратно к обществу (внесение ими вкладов в уставный фонд) без непосредственного изъятия денежных средств участниками.
Как указывалось выше, в Налоговом кодексе Республики Беларусь предусмотрена возможность выплаты участникам доли (ее увеличения) за счет собственных средств юридического лица (а не только за счет его прибыли).
Итак, по поводу возможности внесения собственных средств
общества в уставный фонд не необходимо отметить следующее.
Во-первых, данные средства должны быть обязательно распределены между участниками, так как само общество за счет своего имущества не может формировать уставный фонд и наличие у общества какого-либо имущества либо денежных средств в виде фондов переоценки не приводит и не может
привести напрямую к возможности формирования уставного фонда за счет этого имущества. Во-вторых, желательно, чтобы в учредительных документах общества была закреплена возможность распределять между участниками не только прибыль общества, но и иное его имущество.
В-третьих, если речь идет о фондах переоценки, необходимо говорить о распределении между участниками денежных средств, а не имущества в вещной форме. [7,стр.18]
1.3 Управление обществом с ограниченной ответственностью
Согласно ст. 90 ГК высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
Положения учредительных документов общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных уставом, т.е. уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Уставом общества, где состоит сравнительно много лиц, может быть предусмотрено создание Совета директоров (наблюдательного совета). Его компетенция определяется уставом общества. Им может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, а также решение иных вопросов, предусмотренных уставом. В случае если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. [4,ст.50]
По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. К единоличным органам управление общества относятся директор, президент, генеральный директор и т.д. Но, как правило, в РБ распространен статус директора. Это лицо назначается из числа участников или нанимаются для управления общество с ограниченной ответственностью. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества. [4,ст.51]
Единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда общество, если это предусмотрено в его уставе, вправе передать полномочия единоличного исполнительного органа управляющему на основании соответствующего договора; этим управляющим может быть и организация.
Коллегиальный исполнительный орган избирается общим собранием участников общества в количестве и на срок, которые определены уставом общества.
Членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может не являться участником общества.
Коллегиальный исполнительный орган общества осуществляет полномочия, отнесенные уставом общества к его компетенции.
Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.
Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества и внутренними документами общества (например, Положением о совете директоров).
В деятельности любой организации нередко возникает необходимость в замене временно отсутствующего руководителя. Трудовой кодекс Республики Беларусь не содержит норм, специально посвященных регулированию данного вопроса. Статьи 67, 68 ТК касаются лишь оплаты труда при совмещении профессий и временном заместительстве. Отметим, что в отсутствие надлежащего правового регулирования правоприменительная практика, связанная с временной заменой руководителя, является неоднозначной.
Для рассмотрения вопроса об определении органа, правомочного назначать исполняющего обязанности руководителя организации, представляют интерес следующие решения хозяйственного суда г. Минска.
Пример1. В декабре 2004 г. квалифицированным большинством голосов общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью был избран исполняющий обязанности директора общества, который выполнял функциональные обязанности руководителя организации до января 2006 г. В январе 2006 г. данное лицо было отстранено от работы по требованию уполномоченного государственного органа, и решением общего собрания участников (январь 2006 г.) исполняющим обязанности директора назначен заместитель директора общества. В марте 2006 г. состоялось общее собрание участников по поводу избрания директора общества. Ни один из кандидатов на указанную должность не набрал требуемого по уставу общества количества голосов — 2/3 голосов от общего числа голосов от общего числа голосов участников.
Однако в связи с необходимостью выполнения функциональных обязанностей руководителя организации кандидат, в поддержку которого было собрано простое большинство голосов, был признан избранным в качестве исполняющего обязанности директора общества. Участники общества, голосовавшие против избрания данного лица на должность директора, подали иск о признании недействительным решения общего собрания участников, об избрании исполняющего обязанности директора общества.
Решением хозяйственного суда г. Минска от 26.03.2003 решение общего собрания участников общества в части назначения, исполняющего обязанности директора общества признано недействительным. Основанием для этого явилось нарушение процедуры назначения исполнительного органа. По мнению суда, назначение исполняющего обязанности директора общества должно осуществляться в порядке, предусмотренном для избрания директора общества.
Пример 2. В связи с предоставлением генеральному директору общества с ограниченной ответственностью социального и трудового отпусков им были изданы приказы о назначении временно исполняющего обязанности руководителя организации. Участники хозяйственного общества подали иск о признании недействительными соответствующих приказов исполнительного органа на том основании, что генеральный директор превысил свои полномочия.
Решением хозяйственного суда г. Минска от 27.03.2006 в удовлетворении иска отказано.
Проанализируем аргументы, положенные в основу каждого из вышеуказанных судебных решений.
Как отмечается в решении № 1, исполняющий обязанности директора обладает таким же объемом прав и обязанностей, что и директор общества. На основании этого суд пришел к выводу о том, что «исполняющий обязанности директора — это тот же исполнительный орган общества (директор)». Следовательно, порядок назначения исполняющего обязанности директора аналогичен процедуре назначения директора общества. Отметим, что в решении № 1 не рассмотрен вопрос о компетенции общего собрания участников общества, а также директора общества. По мнению суда, вывод о тождестве понятий «исполняющий обязанности директора» и «директор» является достаточным основанием для решения вопроса о том, кто вправе назначать исполняющего обязанности директора.
Во втором случае суд не выяснял вопрос о тождестве понятий «исполняющий обязанности директора» и «директор», а принял решение на основании изучения содержания компетенции общего собрания участников общества и генерального директора общества. Руководствуясь тем, что к компетенции общего собрания, в том числе и исключительной, вопрос о назначении временно исполняющего обязанности директора учредительными документами не отнесен, суд пришел к выводу о правомочности соответствующего решения генерального директора.
Таким образом, в указанных решениях суда отражены разные подходы к решению вопроса об определении органа общества с ограниченной ответственностью, правомочного назначать исполняющего обязанности директора.
Если исходить из того, что исполняющий обязанности директора является исполнительным органом общества, то в качестве единственного органа, правомочного принимать решение по данному вопросу, выступает общее собрание участников общества. Этот вывод следует из норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) и Закона Республики Беларусь от 09.12.1992№ 2020-ХП «О хозяйственных обществах» (в редакции от 10.01.2006), согласно которым образование исполнительных органов общества с ограниченной ответственностью и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Следовательно, директор общества неправомочен принимать такое решение.
Подход, отраженный в решении № 2, основывается на том, что критерием для определения правомочного органа общества с ограниченной ответственной является компетенция органов хозяйственного общества. В силу ст. 53 Закона к компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определенную настоящим Законом и учредительными документами хозяйственного общества. Такой подход предполагает обращение в каждом конкретном случае к учредительным документам общества и допускает альтернативную процедуру принятия решения общим собранием участников общества либо директором общества.
Содержащийся в решении № 1 вывод суда о том, что «исполняющий обязанности директора — это тот же исполнительный орган общества (директор)», нельзя считать бесспорным. Согласно ст. 33 Закона органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Отметим, что к органам управления относятся общее собрание участников хозяйственного общества, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган хозяйственного общества. Указанный перечень закрытый. Контрольным органом является ревизионная комиссия или ревизор хозяйственного общества. При этом общим собранием участников хозяйственного общества могут быть образованы и иные контрольные органы, если это предусмотрено учредительными документами в соответствии с Законом. Следовательно, такой орган хозяйственного общества, как «исполняющий обязанности директора», законодательством о хозяйственных обществах не предусмотрен.
Согласно ст. 33 Закона исполнительный орган хозяйственного общества может быть коллегиальным или единоличным. При этом учредительными документами хозяйственного общества может быть определено наличие одновременно двух исполнительных органов: и единоличного, и коллегиального. Считаем, что термин «единоличный исполнительный орган» является термином гражданского законодательства, которому соответствует термин трудового права «руководитель организации». Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее — ЕКСД) предусматривает несколько наименований должности руководителя организации: директор, генеральный директор, председатель, управляющий. Однако применительно к хозяйственному обществу ст. 33 Закона установлено, что для должности руководителя следует устанавливать наименование «директор» или «генеральный директор». В ЕКСД нет такой должности, как «исполняющий обязанности директора».
Информация о работе Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью в Республике Беларусь