Экономическая сущность товара. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение контроля хозяйственных операций по учету товаров.
Выполнение этой цели решается с помощью следующих задач:
раскрытие экономической сущности понятия «товар»;
разработка плана и программы проверки хозяйственных операций по учету товаров;
изучение организации контроля хозяйственных операций по учету товаров;
рассмотрение методики контроля хозяйственных операций по учету товаров.

Оглавление

Введение……………………………………..…………………………….................4
Экономическая сущность товара. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы………………………………………6
Задачи контроля хозяйственных операций по учету товаров, источники информации по проведению проверки, разработка плана и программы проверки, организация внутреннего контроля по учету товаров.……………………………… ………………………………………17
Методика проведения контроля хозяйственных операций по учету товаров. Документальное оформление проведения проверки. Хозяйственная ситуация…….………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….........32
Список используемых источников…………………………………………..........34
Приложения…………………………………………………………………………36
Приложение А. План проверки……………………………………………………37
Приложение Б. Программа проверки……………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Контроль хоз.опер.по учету товаров.doc

— 257.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………..…………………………….................4

  1. Экономическая сущность товара. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы………………………………………6
  2. Задачи контроля хозяйственных операций по учету товаров, источники информации по проведению проверки, разработка плана и программы проверки, организация внутреннего контроля по учету товаров.……………………………… ………………………………………17
  3. Методика проведения контроля хозяйственных операций по учету товаров. Документальное оформление проведения проверки. Хозяйственная ситуация…….………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………….........32

Список используемых источников…………………………………………..........34

Приложения…………………………………………………………………………36

Приложение А. План проверки……………………………………………………37

Приложение Б. Программа проверки……………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование и развитие рыночных отношений в отечественной экономике требует существенного повышения эффективности управления деятельностью хозяйственных субъектов. Он непосредственно влияет на величину и структуру валового внутреннего продукта, формирование и распределение национального дохода, служит одним из показателей уровня и качества жизни населения. Величина и динамика рыночных продаж оказывает влияние на денежное обращение, уровень и темпы инфляции, соотношение между спросом и предложением товаров.

Системы управленческого учета и анализа получают в нашей стране все большее распространение. К сожалению, в розничной торговле они встречаются сравнительно редко. Во многом, это объясняется недостаточной разработкой теоретических и методологических вопросов организации и методик такого учета, в полной мере отражающих специфику розничной торговли.

В сферу торговли вовлечено  практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей.

Торговля представляет собой вид предпринимательской  деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путём реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.

Торговля является одной из ведущих отраслей народного хозяйства и располагает большим объемом товарных запасов, составляющих большую часть оборотных  средств торговых организаций.

Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что эффективность тактического и стратегического управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товаров.

Данная курсовая работа написана на тему «Контроль хозяйственных операций по учету товаров».

Объектом исследования избрано предприятие ОАО «Дом торговли» г.Полоцка.

Предмет исследования – учет товаров.

Целью данной курсовой работы является изучение контроля хозяйственных  операций по учету товаров.

Выполнение этой цели решается с помощью следующих задач:

    • раскрытие экономической сущности понятия «товар»;
    • разработка плана и программы проверки хозяйственных операций по учету товаров;
    • изучение организации контроля хозяйственных операций по учету товаров;
    • рассмотрение методики контроля хозяйственных операций по учету товаров.

В курсовой работе раскрывается сущность и методика контроля хозяйственных  операций по учету товаров в ОАО «Дом торговли».

При выполнении курсовой работы были использованы: регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность, цифровой и практический материал по учету товара в ОАО «Дом торговли», Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», Типовой план счетов бухгалтерского учета и др. периодические издания, учебные пособия и данные предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОВАРА. АННОТИРОВАННЫЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

 

Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продукты труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Обычно на первый план выдвигаются процессы, происходящие в сфере производства, — разделение труда, специализация, кооперация, но без торговли (обмена). Эти процессы долгое время если и существовали, то в очень незначительных масштабах.

В элементарной форме организации экономики — в натуральном хозяйстве — естественной формой богатства выступает натуральный продукт — материальное благо, имеющее, во-первых, потребительную ценность и, во-вторых, являющееся результатом труда.

Потребительная ценность продукта — это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным физическим или другим свойствам [1; с.80].

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство.

Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса. Производство продукта определяет объем предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.

Но всякая ли вещь может являться товаром? Нет, только та, которая изготовлена трудом человека. Рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т. е. осуществят определенные трудовые затраты.

И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т. е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. (Подарок, хотя и произведен вами для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром.)

Теперь можно дать определение товара, отметив, что это вещь или услуга, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена (продажи на рынке) на другой товар. Вещи становятся товарами не сами по себе, лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен — это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т. е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи определенных соотношениях (пропорциях).

Подобное равенство, меновое соотношение, ежедневно и миллиарды раз повторяется в практике на рынке. И люди обычно не задумываются над тем, что скрыто от их глаз: почему вещи приравниваются друг к другу, и что лежит в основе каждого конкретного равенства. А вот экономическую теорию вопрос, чем определяются соотношения обмена, или меновые стоимости, волновал со времен Аристотеля и волнует до сего дня.

В экономической литературе сложилось три основных подхода при определении стоимости товаров.

Первый основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. К. Маркс рассматривал товар, с одной стороны, как потребительную стоимость, способную удовлетворять какие-либо потребности людей, с другой — как стоимость [2; с.178]. Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается трудом в определенной форме, т. е. конкретным трудом; товар как стоимость создается трудом вообще независимо от его конкретной формы, абстрактным трудом, т. е. не конкретными единицами непосредственного рабочего времени, а через сопоставление с другими товарами, которые выполняют функцию эквивалентов. Таким образом, стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации.

Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория широкое применение нашла у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и определяет величину стоимости данного товара.

При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ — субъективную и объективную. Под субъективной ценностью они понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью — рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

Третий подход был сформулирован А. Маршаллом. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель [1; с.82].

При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.

В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. К числу наиболее видных представителей современных ординалистов относятся Дж. Хикс и П. Самуэльсон. Они разработали шкалу предпочтений потребителей.

Дж. Хикс считает, что исходным пунктом шкалы предпочтения потребителя является теория кривых безразличия. По его мнению, на основе этих кривых можно предусмотреть, какой наилучший выбор товаров может сделать потребитель, не прибегая к измерению самой полезности. Дж. Хикс не делает различия между предельной полезностью и ценой, которую готов уплатить покупатель, а закон спроса он сводит к соразмерному соотношению между изменением цен и изменением количества товаров.

П. Самуэльсон предложил связать теорию предельной полезности с предельной полезностью денег и с доходами применительно к модели экономического равновесия. Он считает, что предельные полезности каждого блага, деленные на его цену, должны быть равны между собой и в итоге давать среднюю предельную полезность на доллар дохода.

На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться с общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебания цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

В итоге можно сделать вывод, что Марксова теория трудовой стоимости и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то во второй теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства — труда, капитала, земли и т. д.

В настоящее время  аспектам изучения понятия «товар»  уделяется внимание в работах  многих экономистов (таблица 1.1):

 

Таблица 1.1 – Экономическая  сущность понятия «товар» с точки  зрения экономистов

 

Автор

Понятие товарных ресурсов

1

2

Азрилиян А.Н.

Товар – материальное изделия, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления [3; с.1168]

Амосова В.В.

Товаром могут стать и созданные  трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы, и разного вида услуги. Товары могут носить как  материальный, так и нематериальный характер. Товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворить какую-либо человеческую потребность; способность обмениваться на другие товары [4; с.82]


Окончание таблицы 1.1

 

1

2

Борисов Е.Ф.

Товар – созданная трудом полезность, предназначенная для продажи  на рынке [5; с.327]

Вечканов Г.С.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность человека и созданный для обмена [6; с.60]

Давыденко Л.Н.

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий  общественную потребность и предназначенный  для обмена в форме купли-продажи [7; с.79]

Добрынин А.И.

Товар – вещь, обладающая определенной ценностью, которую можно увидеть  и потрогать. Обладает стоимостью и  потребительской стоимостью [1; с.547]

Зубко Н.М., Каллаур А.Н.

Товар – это продукт человеческого  труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи [8; с.61]

Золотогоров В.Г.

Товар – продукт труда, имеющий  стоимость и распределяющийся в  обществе путем обмена, купли-продажи; все, что может удовлетворить  потребность и предлагается рынку  с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления [9; с.565]

Липсиц И.В.

Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими  как благо [10; с.301]

Менгер К.

Те продукты, которые торговец или  производитель держит наготове для  обмена и которые относятся к  движущимся вещам, легко переместимы в пространстве, называются товарами в обыденном понимании. Товары в научном понимании это – экономические блага, независимо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена [11; с.80]

Пошерстник Н.В.

Товар – всё, что может удовлетворить  нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления [12; с. 105].

Шимов В.Н.

Товар – продукт в вещественной форме, а также работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, природные богатства, реализуемые на рынке; объект купли-продажи [13; с.628]

Информация о работе Экономическая сущность товара. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы