Экономическая сущность товара. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение контроля хозяйственных операций по учету товаров.
Выполнение этой цели решается с помощью следующих задач:
раскрытие экономической сущности понятия «товар»;
разработка плана и программы проверки хозяйственных операций по учету товаров;
изучение организации контроля хозяйственных операций по учету товаров;
рассмотрение методики контроля хозяйственных операций по учету товаров.

Оглавление

Введение……………………………………..…………………………….................4
Экономическая сущность товара. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы………………………………………6
Задачи контроля хозяйственных операций по учету товаров, источники информации по проведению проверки, разработка плана и программы проверки, организация внутреннего контроля по учету товаров.……………………………… ………………………………………17
Методика проведения контроля хозяйственных операций по учету товаров. Документальное оформление проведения проверки. Хозяйственная ситуация…….………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….........32
Список используемых источников…………………………………………..........34
Приложения…………………………………………………………………………36
Приложение А. План проверки……………………………………………………37
Приложение Б. Программа проверки……………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Контроль хоз.опер.по учету товаров.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

Источник: собственная  разработка на основе исследования экономической литературы

 

Итак, обобщая изложенное, можно сделать вывод, что «товар» - это предметы потребления для  реализации на внутреннем рынке или  для экспорта. Если это понятие  охарактеризовать применительно к  торговым организациям, то их можно рассматривать, как массу товаров, поступающих из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Существуют различные виды товаров.

Классификация товарных запасов по месту в процессе воспроизводства представлена на рис.1.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1 – Классификация запасов товаров по месту в процессе воспроизводства

Источник: [14; с.48].

 

Товарные запасы, кроме того, подразделяются по следующим признакам:

- по назначению:

  • запасы текущего хранения;
  • запасы сезонного хранения;
  • запасы целевого назначения.

Запасы текущего хранения предназначены для повседневной торговли. Они постоянно расходуются и возобновляются, их наличие должно соответствовать нормативу. К сезонным запасам относятся товары, производство которых осуществляется непрерывно, а потребление значительно колеблется в зависимости от периода года (летняя и зимняя обувь, одежда и т.д.). К сезонным также следует отнести запасы товаров, которые по условиям их производства пополняют в определенные периоды года, а реализуют повседневно (овощи, фрукты, поступающие в торговлю в период заготовок);

- по месту нахождения:

  • в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках), аптеках, автозаправочных станциях, развозной, разносной и другой торговой сети;
  • в организациях общественного питания (в ресторанах, столовых, кафе, барах и другой сети общественного питания);
  • на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли и общественного питания;
  • в хранилищах овощей, картофеля, фруктов;

- по времени (периоду) образования:

  • плановые;
  • фактические;
  • на начало и конец периода.

В товарные запасы в торговле не включаются:

  • товары в пути;
  • тара всех видов: мягкая, жесткая, стеклянная, как занятая под товарами, так и свободная;
  • товары, предназначенные для материально-технического обеспечения;
  • товары в комиссионных магазинах (отделах) и магазинах по продаже скупленных вещей;
  • готовая продукция в подсобных промышленных производствах торговых организаций;
  • товары, принятые на ответственное хранение [2; с.183].

 

Правовое регулирование  учета и контроля товарных операций регламентируется такими основными  нормативно-правовыми документами, как:

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З (в редакции – от 04.01.2012 г. № 337-З). Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
  2. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 18.10.1994, № 3321-XII (в редакции - от 26.12.2007 г. № 302-З). Закон регулирует организацию и методологию бухгалтерского учета в республике, определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
  3. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 08.11.1994, № 3373-XII (в редакции - от 22.12.2011  №326-З). Закон определяет понятие и сущность аудитора, аудиторской организации, аудиторской деятельности, виды аудита и аудиторских услуг, права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций, ответственность аудитора и аудиторской организации. Закон определяет права, обязанности и ответственность аудируемого лица, заказчика. В документе раскрыто понятие и сущность аудиторского заключения, аудиторской тайны, правил аудиторской деятельности, контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов. В общей сложности, настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.
  4. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10.05.1999, № 255-З (в редакции - от 31.12.2009 г. № 114-З). Этот документ устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования.
  5. О торговле: Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З (в редакции – от 07.12.2009г., №66-з). Закон определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг.
  6. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 (в редакции – от 09.03.2010г. №143). Данным указом разработано положение о порядке организации и проведении проверок, которое определяет порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов.
  7. Об утверждении инструкции по  инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства Финансов Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007, № 180 (в редакции - от 22.04.2010 г. № 50). Данная инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
  8. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от  29.06.2011, № 50. Инструкция устанавливает единый порядок применения типового плана счетов бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций). Инструкция предназначена для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. На основе Инструкции утверждается План счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.
  9. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011, № 102. Инструкция определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, бюджетных организаций).
  10. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 г. №62 (в редакции - от 26.05.2008г. №85). Инструкция устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации. Она является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь и должно применяться с учетом других нормативных актов по бухгалтерскому учету. Причем под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
  11. Об утверждении положения  о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги): Постановление Министерства торговли Республики Беларусь  от 6 мая 2002 г. № 23 (в ред. Постановления Министерства торговли от 06.07.2004 г. № 26). Данное положение определяет порядок оформления документа, подтверждающего факт покупки товара. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров, является кассовый чек.
  12. Об утверждении Инструкции о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 8 июня 2005 г. № 22 (в ред. Постановления Министерства торговли от 08.12.2008 г. № 49). Инструкция определяет порядок продажи товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями из розничной торговой сети иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по договору розничной купли-продажи.
  13. Об утверждении методических рекомендаций по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 27 октября 1999 г. № 113 (в ред. от 17.03.2000 г. № 3). При определении нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания и с открытой выкладкой, списываемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации, применяются рекомендуемые в методических рекомендациях  нормы или утвержденные самостоятельно собственником торговой организации. Если в магазине (отделе, секции) самообслуживания отдельные товары продаются через прилавок с предварительной оплатой или же покупатели не имеют к ним свободного доступа, списание потерь по обороту этих товаров не производится.
  14. Об утверждении положения о приёмке товаров по количеству и качеству: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290. Положением определяется общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству, а также условия, необходимые для проведения объективной и достоверной приемки товаров по количеству и качеству, если договором не предусмотрено иное; регулируются отношения между продавцом (поставщиком) и покупателем (получателем) при приемке по количеству и качеству товаров, поставляемых по договорам купли-продажи (поставки, контрактации) или мены, заключаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь.
  15. Об утверждении Инструкции о порядке продажи товаров в кредит: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 29 апреля 1996 г. № 36 (в ред. от 08.11.2007 г. № 61). Инструкция регулирует порядок продажи гражданам Республики Беларусь товаров в кредит в предприятиях розничной торговли всех форм собственности.
  16. Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 9 апреля 2007 г. № 74 (в ред. 09.03.2010 г. № 143). Документ регулирует единый порядок документального оформления и отражения в бухгалтерском учете товарных операций в розничной торговле и общественном питании.
  17. Правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» от 04.08.2000 №81: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 №81 (в редакции Постановл<span class="dash

Информация о работе Экономическая сущность товара. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы