Банкротство предприятий: причины, симптомы, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обусловлена рядом причин.
Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса практически всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой.

Оглавление

Введение 3
1. Система банкротства предприятий 4
1.1. Формирование системы банкротства в РФ 4
1.2. Государственное регулирование отношений несостоятельности в РФ 9
2. Причины симптомы и последствия банкротства предприятий 12
2.1. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций на предприятии 12
2.2. Особые причины неплатежеспособности российских предприятий 15
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

СМ по хоз праву Банкротство.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

2.1. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций на предприятии

     Как уже отмечалось, причинная зависимость  кризисных ситуаций, скрытая в  самом рыночном хозяйстве, вызвана  постоянным изменением рыночных ориентаций потребителя. Однако эта общая экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия и тем более для экономики в целом, хотя история знает подобные всеобщие кризисы, которые стали причиной банкротства экономики в целом (экономические кризисы).

     Не  обращаясь к экономической теории, которая дала уже объяснения этим явлениям, обратимся к анализу факторов, которые служат непосредственным катализатором кризисной ситуации.

     Успехи  и неудачи деятельности предприятия  следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия. Способность предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но и процветания.

     В экономической литературе к внешним  факторам, оказывающим сильное влияние  на деятельность предприятия, относятся5:

     1) размер и структура потребностей населения;

     2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и его покупательная способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);

     3) политическая стабильность и направленность внутренней политики;

     4) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;

     5) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах потребления, предпочтениях одних товаров и отрицательном отношении к другим;

     6) к внешним факторам банкротства следует отнести международную конкуренцию. Зарубежные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого труда, а в других — более совершенных технологий.

     На  финансовом положении большинства предприятий негативно сказываются и последствия общеэкономического спада, инфляции. Им часто сопутствует полоса слияний и неожиданного возникновения иных конкурентов.

     Предприятие может подвергнуться тяжелым  испытаниям при неожиданных переменах  в сфере государственного регулирования, резких спадах государственного заказа. Трудности такого рода весьма характерны для нашей страны.

     Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам. Но в их возможности проводить гибкую политику, способную значительно смягчить негативные последствия общего спада.

     Не  менее малочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия  и являющиеся результатом его  работы. В общем виде их можно  представить четырьмя группами: стратегия предприятия; принципы его деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень маркетинга. В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии избирательно. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде.

     До 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его несоответствием изменившимся объективным условиям. Представляется, что неудачи фирм и предприятий России также связаны с влиянием этих факторов.

     Другие  внутренние факторы, усиливающие кризисную  ситуацию предприятия, таковы6:

  1. возникновение убытков предприятия, связанных с неудовлетворительной постановкой работы с рынком, неспособностью товара успешно конкурировать с другими товарами, находящимися на рынке, несвоевременное обновление ассортимента товарной продукции;
  2. резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товара, что может быть вызвано массой причин, начиная с нерациональной структуры управления, раздутого штата управления, применения дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.;
  3. утрата уровня культуры производства и культуры предприятия вообще, которая включает квалифицированный состав персонала, технический уровень производства, психологическую атмосферу управляющего персонала и всего коллектива предприятия, его уверенность в эффективной работе;
  4. наличие стимулов труда у персонала предприятия.

     Итак, сотни факторов, действующих в разных направлениях, приводят к разрушению организационного, экономического и производственного механизма функционирования предприятия.

     В классической рыночной экономике, как  отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки, однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.

2.2. Особые причины  неплатежеспособности российских предприятий

     В условиях плановой экономики, когда  все вокруг принадлежало одному собственнику - государству, понятие "банкрот" было для нас чем-то весьма отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельности того или иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одного хозяйственного субъекта к другому.

     Ситуация  совершенно изменилась, когда мы приступили к строительству цивилизованного  рынка. Проблема неспособности предприятия  платить по своим обязательствам стала весьма актуальной. Массовые взаимные неплатежи, долги по заработной плате - все это реалии сегодняшнего дня.

     Рыночная  экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку она:

  1. изначально ориентирована на платежеспособный спрос потребителей;
  2. основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства и т.д.;
  3. предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту предложения товаров, работ, услуг; а также по уровню собственных издержек.

     Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала ограниченный ассортимент товаров, как правило, не высокого качества, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

     Фактически  плановая экономика не столько ориентировалась  на рынок, сколько навязывала ему  продукты медленно обновляемых производств  и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.

     Российская  экономика накануне ее реформирования именовалась экономикой развитого социализма. Она формировалась многие десятки лет и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике.

     1. В отличие от рыночной экономики,  где предприятия создаются и  находят свое место на карте страны как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена после 30-х годов на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов.

     Предприятия строились очень крупными и, в  силу этого, негибкими. Каждое предприятие  обычно концентрировались на своих  производственных функциях. Дублирования (и потенциальной конкуренции) допускалось  очень мало.

     В результате создалась сеть очень больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них оказались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары.

     2. Если в одни предприятия вкладывалось  избыточно много средств, другие  из-за дефицита капитальных вложений  едва развивались. В результате  накопилась достаточно высокая  доля откровенно устаревших предприятий  — малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо- и поселкообразующими, однако в условиях рынка они оказались лишними.

     3. Очень многие заводы строились  как универсальные производства  для выпуска единичных и мелкосерийных  изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заводы, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляют из себя по сути большую хорошо оснащенную мастерскую, не способную, однако, производить прибыль. В условиях рынка такие предприятия также оказались неконкурентоспособными.

     4. Социалистическая экономика изобрела  особые формы предприятий, которые  нигде в мире не существовали, например, колхозы и совхозы, которые  заняли целые хозяйственные ниши.

     Очевидно, что колхозы и совхозы в своей массе, за исключением особо преуспевших хозяйств, неконкурентоспособны в условиях свободы импорта продуктов.

     Однако  реальная перестройка сельского  хозяйства на фермерский способ производства потребует таких гигантских усилий и вложений, которые в сегодняшних условиях государство не готово даже осмыслить.

     5. Социалистическая экономика всегда  отличалась высоким уровнем милитаризации,  большим количеством оборонных  и работающих на оборонные  нужды предприятий, где производство  гражданской продукции, так называемых товаров народного потребления, составляло очень небольшой удельный вес.

     Снижение  государственного оборонного заказа поставило  такие предприятия в очень  сложное положение.

     6. Социалистическая экономика развивалась  на пространстве всего социалистического лагеря, не считаясь с его государственными и экономическими границами.

     Более того, закладывались и реализовывались  схемы межгосударственной кооперации, когда изделие или узел машины производились в одной стране, а сборка — в другой.

     Сегодня в результате процесса обособления  стран СЭВ и бывших республик  СССР многие российские предприятия  потеряли десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи, что не могло  быть немедленно восполнено из российских источников.

     7. Социалистическая административно-плановая экономика выработала такую экономическую среду и менталитет, последствия которых еще долгие годы будут проявлять себя в экономических решениях управляющих.

     В 1930—1950 гг. вообще не существовало понятия  прибыли. Доходы предприятий изымались в полном объеме, еще в момент отгрузки предприятиями продукции. На верхних уровнях управления народным хозяйством эти доходы складывались и перераспределялись. Частично они возвращались на предприятия, но не как заработанное, а как полученное7.

     Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до суммы командировочных расходов, т.е. фактически были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибыльностью предприятия.

     Соответственно развился менталитет, ориентированный:

Информация о работе Банкротство предприятий: причины, симптомы, последствия