Банкротство предприятий: причины, симптомы, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обусловлена рядом причин.
Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса практически всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой.

Оглавление

Введение 3
1. Система банкротства предприятий 4
1.1. Формирование системы банкротства в РФ 4
1.2. Государственное регулирование отношений несостоятельности в РФ 9
2. Причины симптомы и последствия банкротства предприятий 12
2.1. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций на предприятии 12
2.2. Особые причины неплатежеспособности российских предприятий 15
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

СМ по хоз праву Банкротство.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение

     Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток  капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности  от неэффективных хозяйствующих  субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

     Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие  проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности  удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

     Актуальность  и практическая значимость темы настоящей  работы обусловлена рядом причин.

     Реформирование  экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса практически  всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

     В этих условиях особую значимость приобретают  мероприятия по предотвращению кризисных ситуаций, а также меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятий и стабилизацию их финансового состояния, т.е. антикризисный менеджмент.

 

1. Система банкротства  предприятий

1.1. Формирование системы  банкротства в РФ

     Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и  развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления  товаров и услуг. Достижение оптимальной  инфраструктуры производства, соответствующей  потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий, направлений и секторов экономики.

     Процесс неравномерного развития экономики  и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется  как кризисная ситуация, следует  рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике1.

     Кризисные ситуации, для преодоления которых  не было принято соответствующих  профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм, и в особенности вновь возникших, зафиксированы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.

     Другим  обстоятельством, также связанным  с закономерностями рыночной экономики  и характеризующим процессы возникновения кризисных ситуаций и банкротств, является определенный характер жизненного цикла предприятия, тенденции существования и развития которого в связи с практикой возникновения кризисных ситуаций и банкротств иллюстрирует рисунок 1.1.

     Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут  быть и стимулирующими развитие, и  тормозящими его.

     Американские  исследователи зафиксировали определенную закономерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, фаза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаза падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм2.

     Рыночная  экономика на протяжении многих десятилетий  и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства (Рис. 1.2.). Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

 

Рис.1.1. Жизненный цикл, кризисные ситуации и банкротство предприятия 

 

Рис.1.2 Система банкротства (несостоятельности) предприятий

     Формирование  таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке  и оздоровлению несостоятельных  государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур», Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»3, введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением закона о банкротстве.

     Система банкротства (Рис. 1.2.) включает целый  ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

     Объективная потребность в приведении структуры  производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

     Как показывает мировая практика, эта  цель достигается при соблюдении следующих основных принципов :

  • установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
  • предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
  • введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
  • создании системы мер для возрождения бизнеса;
  • создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  • создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  • ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
  • сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
  • создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

     Этот  краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

     Функционирование  системы банкротств в России сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить, или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

 

Рис. 1.3. Цели и принципы системы банкротства

     В систему банкротства цивилизованного  типа входят не только предприятия  и связанные с ними всевозможными  обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной  власти.

1.2. Государственное  регулирование отношений  несостоятельности в РФ

     Неизбежное  в условиях формирования рыночной экономики  реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных  предпосылок для развития эффективных  взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

     Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от сыграл определенную положительную роль, но возлагавшихся на него надежд не оправдал. И не мог оправдать, так как разрабатывался в период, когда рыночные отношения в стране только формировались и практического опыта регулирования взаимоотношений между должниками и кредиторами не было.

     Пятилетняя история применения старого закона, безусловно, позволила ученым и юристам-практикам сделать выводы о степени его эффективности, оценить положительные и отрицательные его качества.

     Один  из наиболее ярких отрицательных  моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в качестве критерия несостоятельности принципа неоплатности.

     Мировой практике известно два противоположных  подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход - объективный: должник  признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств4.

     Второй  подход к критерию банкротства заключается  в том, что банкротом может  быть признан должник, стоимость  имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно - поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны ситуации, когда должник погашал строго определенную часть задолженности - как раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и размер долгов был огромным.

     В период действия старого закона указанная  ситуация была весьма распространена. Следует отметить, что это было характерно только для российского конкурсного права, поскольку в основных зарубежных правопорядках использовался критерий неплатежеспособности.

 

2. Причины симптомы  и последствия  банкротства предприятий

Информация о работе Банкротство предприятий: причины, симптомы, последствия