Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 13:00, контрольная работа
Последняя треть XIX века ознаменовалась рядом крупных научных открытий и технологических достижений в металлургии и машиностроении, химической и электротехнической промышленности. В этот период стали внедряться новые виды машин, осуществлялись коренные изменения в энергетике, в технологии производства, возникали и развивались новые отрасли промышленности, происходили сдвиги в ее структуре.
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Смоленская государственная сельскохозяйственная
академия»
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа
по дисциплине «Хозяйственное право»
на тему: «Антимонопольное законодательство в России. Эффективность»
Выполнила: студентка 21-з группы заочной формы обучения экономического факультета |
Миронова А.С. |
Проверил: Якутин А.В. |
Смоленск 2015
Оглавление
Последняя треть XIX века ознаменовалась рядом крупных научных открытий и технологических достижений в металлургии и машиностроении, химической и электротехнической промышленности. В этот период стали внедряться новые виды машин, осуществлялись коренные изменения в энергетике, в технологии производства, возникали и развивались новые отрасли промышленности, происходили сдвиги в ее структуре. В этих условиях все более стала усиливаться концентрация производства. Монополия явление неизбежное, по словам В.И. Ленина: «громадный рост промышленности и замечательно быстрый процесс сосредоточения производства во все более крупных предприятиях являются одной из наиболее характерных особенностей капитализма».
В нынешнем XXI веке трудно представить «западное» государство не пытающегося ограничить монополизацию рынка. Следствием появления первых монополий стало - антимонопольное законодательство. Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий - закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция, как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент мечтает стать монополистом.
К концу XIX века экономисты и правительства ведущих держав мира быстро осознали весь масштаб опасности монополий и набрались решимости начать борьбу с ними. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали действия крупнейшей монополии США - фирмы «Стандарт Ойл».
На протяжении длительного времени данная фирмы путем интриг, экономического подавления конкурентов за счет более низких цен, а также скупки наиболее упорных противников захватил контроль над 90% мощностей США по добыче и переработке нефти. После всей этой работы «Стандарт Ойл» закрыла половину своих предприятий, резко сократив предложения нефтепродуктов на рынок, и одновременно подняв цены на волне дефицита. Это сулило фантастические прибыли.
Но впервые монополия натолкнулась на организованное сопротивление общества. Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Последний - это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно: «Любой контракт, объединение в форме треста или какой-либо иной форме или сговор с целью ограничить торговлю или коммерческую деятельность среди нескольких штатов или с иностранными государствами настоящим объявляются незаконными».
Но монополии существуют и по ныне. Многие из них в силу ряда причин совершенно естественны. С другими, государства ведут постоянную борьбу с помощью антимонопольных законодательств. В данной работе будет рассматриваться сущность и виды монополий, а также антимонопольное законодательство Российской Федерации и его эффективность.
Монополия пришла на смену свободной конкуренции. Она возникла из процесса концентрации производства и капитала на определенной ступени их развития. Нескольким десяткам гигантских предприятий легче прийти к соглашению между собой, чем огромному множеству мелких предприятий. Исходя из этого, сущность монополии может быть охарактеризована тремя главными моментами:
Захват монопольного положения на рынке и проведение коммерческой политики, обеспечиваемой им, приносят монополисту повышенную прибыль. Это привлекает на рынок монополиста, поскольку он защищает его с помощью специальных барьеров. Важнейшим видами таких барьеров являются: естественные, юридические и экономические. Защитив себя от вторжения конкурентов, монополисты начинают использовать свое положение для получения сверхвысоких прибылей.
К основным видам монополии относятся следующие: естественная, искусственная и временная.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Естественная монополия это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек в однородном производстве. Вследствие лучшей оснащённости и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому данные монополии желаемое явление для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.
Искусственная монополия - это монополия «рукотворно», специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют своё производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Наиболее распространенные из этих способов и методов следующие:
Корнер - способ, придуманный немецкими купцами еще в XVI в. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Например, в 1931 г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью;
2) Картель - метод монополизации рынка, состоящий в заключении соглашения между изготовителями одного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж и цен каждого из членов картеля. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности. Картельные соглашения, где они запрещены, часто заключаются путём тайного сговора (без существенного оформления). Картель редко контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику не картелизированных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнёров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создаёт условия для захвата части рынка.
Яркий пример картеля международного масштаба - организация стран-экспортёров нефти - ОПЕК. Особенно успешно (для себя) она действовала в 70-х годах. Договариваясь о количестве производимой продукции и ценах, страны ОПЕК господствовали на мировом рынке нефти. В настоящее время ведутся переговоры о создании аналогичного ОПЕКу газового картеля.
Отраслевые холдинги - метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Трест - наиболее тесный монополистический союз. Входящие в него предприятия объединяются под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики СССР. К примеру, знаменитый Аэрофлот. Таким образом, тресты - самое сильное и антиобщественное проявление монополизма. Не случайно в большинстве стран мира они запрещены законом.
Чтобы получить дополнительные доходы, монополисты используют и другие ценовые «хитрости». Так на сопряженные, дополняющие друг друга товары (принтер и краска к нему) устанавливается «система связанных цен». На принтер цена не велика, а на краску завышена. Одним словом в арсенале монополистов находится огромное количество методов и способов монополизации рынка в этой ситуации и борьба с монополизацией представляется далеко не самым простым делом.
Монопольная власть
Монопольная власть представляет ее обладателю монополисту чрезвычайно выгодные возможности на рынке. Например, если производитель инсулина является монополистом на рынке, то какую бы цену он не установил спрос от этого существенно не измениться. Монополисту такая ситуация грозит сверхприбылями, а людям обнищание. И противоположный пример. Что будет с миром, если производство ядерного оружия будут осуществлять не государства, а частные фирмы, для которой самое главное прибыль. Именно поэтому монопольная власть является зачастую опасным явлением, а иногда спасительным для общества.
Делая вывод данной главы можно с уверенностью сказать следующее: любая фирма при условии существования такой возможности будет стремиться стать монополистом на рынке, так как это заложено в самой ее природе. Задача государства не допускать создание таких монополий, которые не отвечают интересам государства. Основой, на которой базируется все антимонопольное регулирование является - антимонопольное законодательство. Об антимонопольным законодательством в нашей стране речь пойдет в следующей главе.
Основной чертой рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция заставляет хозяйствующих субъектов в борьбе за потребителя работать эффективнее, производить более качественные товары, осваивать новые технологии, повышать производительность труда. Однако зачастую участники экономической деятельности ведут себя некорректно: ограничивают доступ на рынок или устраняют с него других хозяйствующих субъектов; необоснованно отказываются от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; заключают соглашения друг с другом, направленные на раздел рынка, установление, повышение, снижение или поддержание цен. Ограничение конкуренции является одним из способов монополистической деятельности.
Монополистическая деятельность представляет собой антипод конкуренции, так как направлена на ее ограничение, недопущение или устранение и прямо запрещена статьей 34 Конституции Российской Федерации. Именно на реализацию данной нормы Конституции РФ и направлено антимонопольное законодательство РФ.
К числу наиболее широко применяемых в международной практике методов борьбы с монополизацией рынков относятся следующие:
1) предельное упрощение процедуры создание новых фирм;
2) снятие всех барьеров
во внешней торговле и
3) принудительное разделение
крупнейших фирм-монополистов
4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях установление порядка, при котором поглощение и слияние возможны лишь с разрешения государства;
5) введение в особо
сложных случаях прямого
6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
Все эти методы могут реализовываться только строго на основе действующего в стране законодательства.
К антимонопольному законодательству в Российской Федерации относятся следующие нормативно-правовые акты:
«Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.,
«Уголовный кодекс Российской федерации» от 13 июня 1996 г.,
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 26 декабря 2001 г.,
«О защите конкуренции» от 08 июля 2006 г.,
«О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.,
«О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.,
«Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.,
«О рекламе» от 13 марта 2006 г., и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции в Российской Федерации действует Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС). Именно на ФАС возлагаются главные обязанности по реализации антимонопольной политики. На основе антимонопольного законодательства ФАС использует следующие методы антимонопольного регулирования:
Информация о работе Антимонопольное законодательство в России. Эффективность