Антимонопольное законодательство в России. Эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Последняя треть XIX века ознаменовалась рядом крупных научных открытий и технологических достижений в металлургии и машиностроении, химической и электротехнической промышленности. В этот период стали внедряться новые виды машин, осуществлялись коренные изменения в энергетике, в технологии производства, возникали и развивались новые отрасли промышленности, происходили сдвиги в ее структуре.

Файлы: 1 файл

Хоз право!Готов.docx

— 41.43 Кб (Скачать)

 

  • ограничительные меры;

 

  • контроль за усилением экономической концентрации;

 

  • запрет на недобросовестную конкуренцию.

 

 

 

 

 

2.1 Ограничительные  меры

 

 

Ограничительные меры предусмотрены законом «О защите конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции.

 

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

 

 

Монопольно высокая цена: статья 6-я закона «О защите конкуренции», дает определение данного понятия: «монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

 

1) эта цена превышает  цену, которую в условиях конкуренции  на товарном рынке, сопоставимом  по количеству продаваемого за  определенный период товара, составу  покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей  приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый  товарный рынок), устанавливают хозяйствующие  субъекты, не входящие с покупателями  или продавцами товара в одну  группу лиц и не занимающие  доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

 

2) эта цена превышает  сумму необходимых для производства  и реализации такого товара  расходов и прибыли.

 

Согласно федеральному закону «О естественных монополиях» принятому Государственной Думой РФ в 1995 году «В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом…». В итоге для регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году был создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). После реорганизации структуры правительства РФ на смену ЕТО пришла Федеральная служба по тарифам.

 

 

Как сообщает официальный сайт федеральной службы по тарифам Российской Федерации: «Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий».

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения - прежде всего, свобода ценообразования - ограничивается, и на смену ей введено государственное экономическое управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Контроль за усилением экономической концентрации

 

 

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в следующих случаях:

 

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

 

  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

 

 

Для недопущения усиления незаконной экономической концентрации с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

 

1) слияние коммерческих  организаций (за исключением финансовых  организаций), если суммарная стоимость  их активов (активов их групп  лиц) по бухгалтерским балансам  по состоянию на последнюю  отчетную дату, предшествующую дате  представления ходатайства превышает  три миллиарда рублей или суммарная  выручка таких организаций (их  групп лиц) от реализации товаров  за календарный год, предшествующий  году слияния, превышает шесть  миллиардов рублей либо если  одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);

 

2) присоединение коммерческой  организации (за исключением финансовой  организации) к иной коммерческой  организации (за исключением финансовой  организации), если суммарная стоимость  их активов (активов их групп  лиц) по последним балансам превышает  три миллиарда рублей или суммарная  выручка таких организаций (их  групп лиц) от реализации товаров  за календарный год, предшествующий  году присоединения, превышает шесть  миллиардов рублей либо если  одна из таких организаций  включена в реестр;

 

3) слияние финансовых  организаций или присоединение  финансовой организации к другой  финансовой организации, если суммарная  стоимость их активов по последним  балансам превышает величину, установленную  Правительством Российской Федерации;

 

4) создание коммерческой  организации, если ее уставный  капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой  организации (за исключением финансовой  организации), создаваемая коммерческая  организация приобретает в отношении  данных акций (долей) и (или) имущества  права, предусмотренные статьей 28 Федерального  закона «О защите конкуренции

 

5) создание коммерческой  организации, если ее уставный  капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация  приобретает в отношении таких  акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 29 Федерального  закона «О защите конкуренции», и стоимость активов по последнему  балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой  вносятся в качестве вклада  в уставный капитал, превышает  величину, установленную Правительством РФ.

2.2.1 Реестр  как инструмент антимонопольного  контроля

 

 

По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Обязанность ведения реестра возложена на ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

 

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

 

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

 

Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

 

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность  антимонопольного законодательства

 

Чтобы оценить всю важность поставленной проблемы надо задуматься над тем, что бы было, если бы власть монополистов, ничем не ограниченная, росла. Во-первых, это бы привело к неэффективному распределению ресурсов, а значит и к неэффективности экономики отдельных стран и, как следствие, неэффективности мировой экономики в целом. Во-вторых, это бы привело к ухудшению уровня жизни большинства людей, так как монополисты склонны устанавливать высокие монопольные цены для увеличения монопольной прибыли, а это ведет к тому, что большинству жителей страны товары и услуги, предлагаемые монополистами, становятся не по карману.

 

Если это товары роскоши, то без них можно обойтись, но в отношении, например, товаров первой необходимости и лекарств такая рыночная структура просто недопустима.

 

Итак, безусловна важность проведения хорошо продуманной антимонопольной политики, регулирующей и ограничивающей деятельность монополистов. Она способствует развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Но нельзя забывать о том, что и государство, по сути, тоже является монополистом, а значит возможно чрезмерное вмешательство государства в экономику. Такой ситуации тоже нельзя допустить.

 

Но не надо думать, что все так гладко с теорией антимонопольного законодательства и с его применением на практике. В процессе развития экономической мысли антимонопольная государственная политика не всегда воспринималась как благо, она также подвергалась и подвергается до сих пор резкой критике со стороны многих экономистов, которые утверждают, что антимонопольное законодательство всегда или нередко приводит к уменьшению благосостояния общества. В настоящее время антимонопольное законодательство не действует лишь в небольшом числе стран мира, а именно – в 11-и странах Азии, 17-и странах Африки, 2-х странах Европы, 7-и странах Северной Америки и 4-х странах Южной Америки. Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его полной отмены, некоторые – сторонниками существенных корректировок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для меня является совершенно очевидным, что если не принимать меры по не допущению монополизации рынка, то его монополизация станет лишь вопросом времени. Естественные монополии также нуждаются в контроле за их деятельности со стороны государства.

Практика показывает, что современные монополисты изобрели огромное количество способов монополизации рынков. Используя свое экономическое господство, они устанавливают монопольные цены, устраняют различными методами (не всегда законными) конкурентов. Крупнейшим монополистическим предприятиям присуща высокая прибыльность.

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование.

 

Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Информация о работе Антимонопольное законодательство в России. Эффективность