Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:22, реферат
Живя сейчас, многие из нас и не задумываются о создании железнодорожного транспорта. Кажется, он был всегда, и та скорость, с которой он перевозит грузы и пассажиров. Тем интереснее заглянуть в истоки его создания.
Рассмотрим цели и причины издания “Журнала путей сообщения”, как неотъемлемую часть развития железных дорог.
Введение
Живя сейчас, многие из нас и не задумываются о создании железнодорожного транспорта. Кажется, он был всегда, и та скорость, с которой он перевозит грузы и пассажиров. Тем интереснее заглянуть в истоки его создания.
Рассмотрим цели и причины издания “Журнала путей сообщения”, как неотъемлемую часть развития железных дорог.
На мой взгляд, данная тема интересна любому учащемуся железнодорожного ВУЗа с точки зрения расширения кругозора.
Зарождение железных дорог в России
Российское правительство
озаботилось вопросами
Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В эпоху создания института наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.
С 1826 года по профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия, содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений, как в России, так и за рубежом.
В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».
С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики,
утверждён заведующим кафедрой. Ведёт
лекции по железнодорожной тематике в
трёх разделах: верхнее строение пути,
тяга поездов, подвижной состав. Параллельно
с этим ведёт научную работу: в 1835 году опубликована книга «О железных дорогах»
— первое в России учебное пособие по
железнодорожному транспорту.
В это же время профессор Н. О. Крафт читает курс о составлении проектов.
Профессор М. С. Волков, выступая за строительство
железных дорог и понимая значимость этого
изобретения для страны, ратует за просветительскую
работу в рамках института.
С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник), вводит раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н.Ф.Ястржембский.
Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения в России, был основан императором Александром I, был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников, и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги.
История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году родственник императора граф Алексей Бобринский создаёт акционерное общество, целью которого является финансирование строительства железных дорог. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок от Кузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено движение, а официальное открытие дороги состоялось в конце 1837 года.
“Журнал путей сообщения”
В первые годы своего существования
«Журнал путей сообщения», выходивший
тогда на русском и французском
языках, наряду с вопросами строительства
дорог для гужевых перевозок,
организации судоходства
Министерство путей сообщения
России многие годы издает пять научно-технических
железнодорожных журналов. Одно из
старейших отраслевых изданий страны
и транспортных журналов мира журнал «Железнодорожный
транспорт» начал выходить в 1826 г в С-Петербурге
под названием «Журнал путей со общения»
С 1889 г издавалась неофициальная часть
– «Журнал Министерства путей сообщения»,
а официальные документы печатались в
Приложении В советское время в полной
мере выпуск журнала был возобновлен в
1919 г в Петрограде, с 1920 г журнал выходил
в Москве под названием «Техника и экономика
путей сообщения», «Транспорт и хозяйство»,
«Социалистический транспорт», с 1941 г
– указанное название
С первых лет издания журнал, привлекая
в качестве авторов статей таких выдающихся
ученых и инженеров, как П. П. Мельников,
Д И Журавский, Н О Крафт, активно выступал
за строительство железных дорог в России.
С их появлением всемерно содействовал
формированию и развитию отечественной
железнодорожной сети, созданию эффективного
подвижного состава и других технических
средств, совершенствованию эксплуатацией
ной работы и управления перевозочным
процессом, обобщению и распространению
передовою опыта. Общепризнанные традиции
издания – высокая информативность, глубина
постановки и комплексность освещения
научно технических, экономических и социальных
проблем железнодорожного транспорта.
Большое внимание уделяется вопросам
укрепления партнерских отношений железных
дорог с субъектами Российской Федерации
и грузовладельцами, улучшения транспортного
обслуживания регионов, развития плодотворного
сотрудничества Российских и зарубежных
железных дорог, в первую очередь в рамках
СНГ, взаимодействия различных видов транспорта
Журнал награжден орденом Трудового Красного
Знамени (1982 г).
Важное значение для развития
транспортной науки и техники имеет выпуск
железнодорожных журналов «Автоматика,
связь, информатика» (с 1923 г ), «Локомотив»
(с 1957 г ), «Путь и путевое хозяйство» (с
1957 г ), «Железные дороги мира» (с 1971 г ).
С учетом своей тематики, задач и читательской
аудитории журналы всесторонне освещают
актуальные проблемы ведущей транспортной
отрасли государства, активно содействуют
их решению. Журналы регулярно публикуют
материалы о создании и внедрении новой
техники, знакомят с результатами научных
исследований, деятельностью изобретателей,
пропагандируют передовой производственный
опыт, дают технические консультации,
помещают рецензии на новые книги по транспорту
информацию о зарубежной технике и железнодорожном
строительстве, публикуют материалы в
помощь экономическому образованию и
освоению массовых профессий, по истории
железных дорог.
Характерной особенностью журналов является
публикация тематических подборок или
выпуск специальных номеров по проблемам
и приоритетным направлениям развития
отрасли. На страницах этих изданий ученые,
проектировщики, конструкторы, специалисты
практики обсуждают важнейшие научно-технические
проблемы обеспечения бесперебойного
функционирования железных дорог и безопасности
движения, создания и внедрения новой
техники и прогрессивной технологии, повышения
качества транспортного обслуживания
экономики и населения страны. Материалы
по железнодорожной тематике помещают
также журналы смежных отраслей, например
журнал «Транспортное строительство»
и др. В 1882-1917 гг.. Русское техническое общество
издавало журнал «Железнодорожное дело»,
где помещалась регулярная информация
о результатах научной деятельности, экспериментальных
и теоретических исследованиях, публиковались
сообщения об открытии новых железнодорожных
линий. Постоянным приложением к журналу
был библиографический указатель статей
периодической литературы.
Вывод
В ходе выполнения данной реферативно-исследовательской работы была рассмотрена хронология создания российских железных дорог.
Изучены цели и причины издания “Журнала путей сообщения”. Данный журнал заложил традиции для написания других журналов железнодорожного транспорта, предназначенных как для специалистов, так и для обывателей.
Список литературы