Журнал путей сообщения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:22, реферат

Краткое описание

Живя сейчас, многие из нас и не задумываются о создании железнодорожного транспорта. Кажется, он был всегда, и та скорость, с которой он перевозит грузы и пассажиров. Тем интереснее заглянуть в истоки его создания.
Рассмотрим цели и причины издания “Журнала путей сообщения”, как неотъемлемую часть развития железных дорог.

Файлы: 1 файл

история экономики ждт.docx

— 28.84 Кб (Скачать)

Введение

 

Живя сейчас, многие из нас и не задумываются о создании железнодорожного транспорта. Кажется, он был всегда, и та скорость, с которой он перевозит грузы и пассажиров. Тем интереснее заглянуть в истоки его создания.

Рассмотрим цели и причины  издания “Журнала путей сообщения”, как неотъемлемую часть развития железных дорог.

На мой взгляд, данная тема интересна любому учащемуся  железнодорожного ВУЗа с точки зрения расширения кругозора.     

 

Зарождение железных дорог в России

 

Российское правительство  озаботилось вопросами прокладки  железной дороги в начале XIX века. Базой для этого направления стал Департамент водных коммуникаций, созданный в 1798 году по утверждённому императором Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве действовал успешно, активно развивался и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.

Целью создания института  была подготовка специалистов для строительства  на огромных территориях России разветвлённых  систем сухопутных и водных путей  сообщения. В эпоху создания института  наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства  была зима, когда суда простаивали  месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам  летом суда проводились бурлаками.

С 1826 года по профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия, содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений, как в России, так и за рубежом.

В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».

С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики, утверждён заведующим кафедрой. Ведёт лекции по железнодорожной тематике в трёх разделах: верхнее строение пути, тяга поездов, подвижной состав. Параллельно с этим ведёт научную работу: в 1835 году опубликована книга «О железных дорогах» — первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту. 
В это же время профессор Н. О. Крафт читает курс о составлении проектов.   Профессор М. С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратует за просветительскую работу в рамках института.

С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник), вводит раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н.Ф.Ястржембский.

Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения  в России, был основан императором Александром I, был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников, и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги.

История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году родственник императора граф Алексей Бобринский создаёт акционерное общество, целью которого является финансирование строительства железных дорог. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок от Кузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено движение, а официальное открытие дороги состоялось в конце 1837 года.

 

“Журнал путей сообщения”

В первые годы своего существования  «Журнал путей сообщения», выходивший тогда на русском и французском  языках, наряду с вопросами строительства  дорог для гужевых перевозок, организации судоходства публиковал и материалы по проблемам создания отечественного механического транспорта. В этот период на его страницах  развернулась дискуссия о целесообразности постройки железных дорог в условиях России, закладывались теоретические  основы железнодорожного дела. В журнале  выступали крупнейшие русские ученые и инженеры, наметившие конкретные направления создания важнейших  технических объектов - рельсовой  колеи, искусственных сооружений, подвижного состава.

Министерство путей сообщения  России многие годы издает пять научно-технических  железнодорожных журналов. Одно из старейших отраслевых изданий страны и транспортных журналов мира журнал «Железнодорожный транспорт» начал выходить в 1826 г в С-Петербурге под названием «Журнал путей со общения» С 1889 г издавалась неофициальная часть – «Журнал Министерства путей сообщения», а официальные документы печатались в Приложении В советское время в полной мере выпуск журнала был возобновлен в 1919 г в Петрограде, с 1920 г журнал выходил в Москве под названием «Техника и экономика путей сообщения», «Транспорт и хозяйство», «Социалистический транспорт», с 1941 г – указанное название 
С первых лет издания журнал, привлекая в качестве авторов статей таких выдающихся ученых и инженеров, как П. П. Мельников, Д И Журавский, Н О Крафт, активно выступал за строительство железных дорог в России. С их появлением всемерно содействовал формированию и развитию отечественной железнодорожной сети, созданию эффективного подвижного состава и других технических средств, совершенствованию эксплуатацией ной работы и управления перевозочным процессом, обобщению и распространению передовою опыта. Общепризнанные традиции издания – высокая информативность, глубина постановки и комплексность освещения научно технических, экономических и социальных проблем железнодорожного транспорта. Большое внимание уделяется вопросам укрепления партнерских отношений железных дорог с субъектами Российской Федерации и грузовладельцами, улучшения транспортного обслуживания регионов, развития плодотворного сотрудничества Российских и зарубежных железных дорог, в первую очередь в рамках СНГ, взаимодействия различных видов транспорта Журнал награжден орденом Трудового Красного Знамени (1982 г). 
    Важное значение для развития транспортной науки и техники имеет выпуск железнодорожных журналов «Автоматика, связь, информатика» (с 1923 г ), «Локомотив» (с 1957 г ), «Путь и путевое хозяйство» (с 1957 г ), «Железные дороги мира» (с 1971 г ). С учетом своей тематики, задач и читательской аудитории журналы всесторонне освещают актуальные проблемы ведущей транспортной отрасли государства, активно содействуют их решению. Журналы регулярно публикуют материалы о создании и внедрении новой техники, знакомят с результатами научных исследований, деятельностью изобретателей, пропагандируют передовой производственный опыт, дают технические консультации, помещают рецензии на новые книги по транспорту информацию о зарубежной технике и железнодорожном строительстве, публикуют материалы в помощь экономическому образованию и освоению массовых профессий, по истории железных дорог. 
Характерной особенностью журналов является публикация тематических подборок или выпуск специальных номеров по проблемам и приоритетным направлениям развития отрасли. На страницах этих изданий ученые, проектировщики, конструкторы, специалисты практики обсуждают важнейшие научно-технические проблемы обеспечения бесперебойного функционирования железных дорог и безопасности движения, создания и внедрения новой техники и прогрессивной технологии, повышения качества транспортного обслуживания экономики и населения страны. Материалы по железнодорожной тематике помещают также журналы смежных отраслей, например журнал «Транспортное строительство» и др. В 1882-1917 гг.. Русское техническое общество издавало журнал «Железнодорожное дело», где помещалась регулярная информация о результатах научной деятельности, экспериментальных и теоретических исследованиях, публиковались сообщения об открытии новых железнодорожных линий. Постоянным приложением к журналу был библиографический указатель статей периодической литературы.

 

Вывод

В ходе выполнения данной реферативно-исследовательской  работы была рассмотрена хронология создания российских железных дорог.

Изучены цели и причины  издания “Журнала путей сообщения”. Данный журнал заложил традиции для написания других журналов железнодорожного транспорта, предназначенных как для специалистов, так и для обывателей. 

 

Список литературы

 

  1. http://www.zdt-magazine.ru/redact/redak.htm
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  4. http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5038

 


Информация о работе Журнал путей сообщения